Богослужения Масленой Сырной Седмицы

Православные Праздники
ГАЛИНА ХРАБРАЯ

«Богослужения Сырной Седмицы»

В песнопениях всей этой Седмицы Святая Церковь призывает нас
к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей,
происшедшем от невоздержания.

Во все дни Сырной Седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи
присоединяются песнопения из Постной Триоди.

В среду и пятницу Сырной Седмицы Литургии по причине поста не бывает,
за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне
или храмовой праздник.

В сырную среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной,
но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни
совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы
(как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий.

Но после «Ныне отпущаеши раба своего» и Трисвятого – (Святый Боже,
Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй мя) окончание вечерни такое же,
как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся»,
«Крестителю Христов» – и прочее последование.

В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва
Святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего»
(3 земных, 12 поясных, 1 земной). По «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12 раз);
затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем – отпуст.

После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие
с земными поклонами.

Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие:
после канона, «Достойно есть», Трисвятого и «Отче наш» тропари «Господи сил,
с нами буди» не поём, но поются или читаются тропари дня и храма, затем – 
«Боже отец наших», «Иже во всем мире», «Слава»: «Со святыми упокой»,
«И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых» и далее по Часослову.

Отпуст малый (молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается).

В сырную среду и пяток на утрене вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуйа»
на рядовой глас из Октоиха и троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология).

К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон
и трипеснец.

Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где есть трипеснцы
Триоди (в среду – 3, 8 и 9, а в пятницу – 5, 8 и 9 песни), пение Октоиха
и Минеи оставляется, а ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди;
в другие же дни седмицы, в этом случае, оставляется только пение Октоиха.

В остальных песнях первым идёт канон Октоиха с ирмосом и затем – каноны Минеи
и Триоди без ирмосов.

По существующей практике припев к тропарям Триоди:
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Для ясности приведём схему соединения утренних канонов из церковных книг
Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.

По 9 песни и ектений поётся светилен троичен гласа, как и во время
Великого Поста. И далее – конец утрени великопостной.

Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами,
но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы.

Тропарь 1 часа: «Заутра услыши глас мой» и подобные ему тропари
на других часах не поются, а читаются.

После 9 часа сразу совершается чин Изобразительных: читаются «изобразительны» –
псалмы 102 и 145 (во время Великого Поста они опускаются), и «поскору» читаются
(а не поются) «Блаженны».

В конце – молитва святого Ефрема Сирина (16 поклононов) и сразу –
вечерня (псалом 33 – не читается), относящаяся к следующему дню.

Вечерня после часов (в сырную среду и пятницу) совершается обычная,
вседневная, но имеющая следующие особенности.

После «Свете тихий» поётся прокимен, читается паремия и поётся второй прокимен.
Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поётся тропарь святому из Минеи;
«Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря святого.

Вместо «Господи, помилуй» (40 раз) священник возглашает сугубую ектению:
«Помилуй нас, Боже»; после возгласа – молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона),
и чтец читает молитву «Всесвятая Троице, Единосущная державо».

Хор: «Буди Имя Господне». Чтец: псалом 33 («Благословлю Господа»).
Священник на амвоне возглашает: «Премудрость».

Хор: «Достойно есть» (до слов «Честнейшую Херувим...»).
Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Хор: «Честнейшую Херувим».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже».
Хор: «Слава, и ныне. «Господи, помилуй» (3 раза). «Благослови».  Отпуст.

В сырную среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.

Если в среду и пятницу случится праздник Трёх Святителей (12 февраля)
или Обретение главы Иоанна Предтечи (9 марта), то службы этих праздников
совершаются в сырный вторник или четверг; праздники храмовой или Сретения,
пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого
часа совершаются по три великих поклона с молитвой Святого Ефрема Сирина.

Литургия служится Святого Иоанна Златоуста в своё время
(вечерня вечером не служится).

В Киево-Печерской Лавре праздник Трёх Святителей, случившийся в сырную среду
или пятницу, не переносится, а служится по храмовой главе.

В сырную субботу совершается вспоминание всех преподобных отцов,
просиявших в подвиге поста.

В Синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди перед
ополченным войском и стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей
и тем ободряют воинов, так точно святые отцы вступающим в пост указывают
на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только
в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей».

Церковь укрепляет нас перед духовными подвигами примером святых подвижников,
«яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию (их), многовидныя
и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что
и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были люди,
облечённые немощами плоти и нам подобные по естеству.

«Кто изречет от земнородных чудныя ваша жития, отцы всемирнии?
Кий же язык изглаголет священныя в дусе подвиги и поты ваша?
Страдания добродетелей, измождения плоти, борения страстей, во бдениих,
в молитвах и слезах? Вы в мире якоже ангели воистинну явистеся,
сами бесовския силы совершенно низложисте, сотворше чудная и дивная знамения».

«Радуйся Египте верный, радуйся Ливие преподобная, радуйся Фиваидо избранная.
Радуйся, всякое место и граде и стране, гражданы воспитавшая Царства Небеснаго,
и сих в воздержании и болезнех возрастившая, и желаний совершенныя мужи
Богу показавшая. Сии светила душ наших явишася: сами чудес зарею,
и дел знаменьми, просияша мысленно во вся концы».

Особенность богослужения сырной субботы:
Утреня бывает с великим славословием.

В сырную Неделю, приблизившись к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам
на память «от пищи ниспадение Адамово» – изгнание прародителей из рая
за непослушание и невоздержание: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием,
и сладости извержен, снедию прельстився».

Достойными слёз и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми,
а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния
Богообщения и пребывания в любви Божией.

«Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник,
в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна)
мя показа».

«Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести?
Како не ощутила еси лыцения и зависти вражия?
Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего»,
«удалилася еси от Бога, <...> райскаго лишилася еси наслаждения,
от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения!»

Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество
страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия
и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны
чувственные греховные удовольствия.

«Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же,
«рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи,
и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся,
молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти,
отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем».

В сыропустные седмицу и Неделю бывают следующие особенности богослужения:

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии не бывает, а богослужение
совершается с некоторыми особенностями, присущими богослужению Великого Поста
(Великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).

В сырную субботу творится вспоминание всех преподобных отцов,
в подвиге поста просиявших.

В сырное прощёное воскресенье, как и в предыдущие два воскресенья,
поются псалом 136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем
заканчивается его пение) и покаянные песни – «Покаяния отверзи ми двери»
(поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).

В сырное прощёное воскресенье вспоминается изгнание прародителей из рая,
чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.

На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том,
что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно
поститься (Мф. 6, 14-20).

Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию,
основным условием прощения Господом наших грехов.

Апостол (Рим. 13, 12 - 14, 3) указывает, что пост есть
наиболее удобное время для делания благих дел.

«Чин прощения»

В сыропустное прощёное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин,
или обряд прощения.

На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери.

Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их.

Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово,
испрашивает прощения у причта и народа.

В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне,
грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего:
словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном
и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Затем настоятель берёт напрестольный Крест.

Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое,
целуют Честный Крест и лобызаются с настоятелем.

После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту
и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери»,
«На реках вавилонских» и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог»,
заканчивая стихиру: «Воскресения день» словами:
«Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поётся).

Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста
мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

«Святая Четыредесятница»

«Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем
(с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь)
нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно
и любовию работающим».

«Общее понятие о Великопостном Богослужении»

Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния,
Церковь вводит их и в самые подвиги.

Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель,
представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает
самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах.

Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает
внешний образ его совершения. В своём богослужении Церковь отлагает
всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает
самого торжественного христианского богослужения – полной Литургии –
в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья.

Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем.
Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение
радостного состояния духа.

Выбор чтения она также применяет ко времени.
Вместо радостного благовествования Евангелия Христова
верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета.

В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно
способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа.

Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина
с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой
и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени,
до которого должен простираться дневной пост.

Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы
и дни следующей за ней Страстной Седмицы.

«Вечерня Сыропустной Масленой Недели»

Святая Четыредесятница и её богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели.
Сыропустное воскресенье называется также «Прощеным воскресеньем».

Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом
(в воскресенье сыропустное – Прощёное) Евангелием, призывающим нас простить
согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские
пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы.

Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении
пасхальных стихир – как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой –
расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время
Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.
(Вход Господень в Иерусалим).

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви
до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением
совершается обряд общего прощения в храме.

Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие
пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий – Вербное Воскресенье)
совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта).

По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею
и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».

Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.

После входа и пения «Свете тихий» поётся великий прокимен
«Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя:
вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами).

Этот великий прокимен поётся также во 2 и 4 Недели Великого Поста.
В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поётся другой великий прокимен:
«Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).

После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято
на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»).

Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются
в тёмные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению:
«Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).

После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш»
поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря:
«Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»:
«Молите за ны, святии апостоли».

Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40 раз),«Честнейшую Херувим».
Священник: «Сый благословен Христос Бог наш».
Чтец: «Небесный Царю».
И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3 раза), «Благослови».
Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

В некоторых местах существует обычай: на вечерне в Прощеное Воскресенье
вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву
«Владыко Многомилостиве». При этом народ преклоняет колена до земли.

Молитва эта помещена в конце великого повечерия,
есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания.

После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа
и кланяется до земли.

Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту,
который держит священник в руках.

* Х *
http://www.stihi.ru/2016/03/11/10452
«Церковное понятие проведения Масленицы»