Рифей всегда на боевом посту...

Валентин Молчанов
Рифей всегда на боевом посту
И зорко смотрит вглубь седого Неба.
Наведены ракеты в ледяную небыль,
Чтоб защитить Отчизны высоту.

Шестидесятый год. Холодная война
В разгаре – мир в преддверии коллапса.
Над шумом первомайских демонстраций
Видна U–2 инверсионная струя...

Объявлена тревога боевая,
Ведут по курсу самолёт врага...
Ушли заряды, и не дрогнула рука –
Нет места «янки» над родным Уралом.

Подбит разведчик, штопором в отвес
К земле несётся на хмелящую тайгу...
Пилот пленён и заточён в тюрьму
За агрессивный ненасытный интерес.



P.S. На фото момент попадания советской ракеты класса «земля–воздух» ЗРК С–75
       в американский самолёт–разведчик U–2 в небе над родным Свердловском
       (ныне Екатеринбургом) 01 мая 1960 года.

       Пилотируемый Пауэрсом U–2 пересёк государственную границу СССР в 05:36
       по московскому времени в двадцати километрах юго–восточнее города 
       Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км.

       В 08:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля–воздух» 
       ЗРК С–75.

       Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих – 
       заблокировала автоматика, вследствие прохождения пусковой установкой 
       так называемого «угла запрета» (когда расчётная начальная траектория 
       полёта ракеты проходит над кабиной наведения) попала в U–2, оторвала
       у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть.
       Это произошло в районе Верх–Сысертского водохранилища. Самолёт Пауэрса 
       упал рядом с селом Поварня.

       Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет
       (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в 
       официальной советской версии событий). В результате этого был случайно
       сбит один из двух советских истребителей МиГ–19, поднятых на перехват 
       нарушителя, но летевших ниже и не имевших возможности подняться на 
       высоту полёта U–2. Пилот советского самолёта старший лейтенант
       Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени 
       (второму МиГ–19 удалось уйти от захвата на сопровождение ЗРК благодаря 
       интенсивному противорадиолокационному манёвру).

       Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный высотный 
       перехватчик Су–9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс 
       вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить 
       противника (при этом у него не было шансов спастись – из–за срочности 
       вылета он не надел высотно–компенсационный костюм и не мог безопасно 
       катапультироваться), однако не справился с задачей.

       U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, при стрельбе по самолёту 
       вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл со стороны задней 
       полусферы. Около 9.00 летчика ослепила сильная вспышка у хвоста самолета 
       на высоте 21740 метров. В результате хвостовая часть самолёта была 
       разрушена («отрубила хвостовое оперение»), но гермокабина с лётчиком 
       осталась цела. Самолёт потерял управление, вошёл в штопор и начал падать 
       с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты
       10 тысяч метров и покинул самолет, перевалившись через борт, не 
       используя катапульту, затем на пяти километрах привёл в действие
       парашют. По приземлении был задержан местными жителями в районе
       станции Косулино, недалеко от обломков сбитого самолёта. По версии, 
       прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был 
       воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, так 
       как знал от одного из техников, что при этом сработает заряд взрывчатки, 
       и на высоте около 10 км покинул самолёт самостоятельно.

       Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США 
       Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание 
       метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти
       утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры
       и показания самого пилота.

       В Окружном доме офицеров Свердловска (ныне Екатеринбурга) долгое время 
       находилась небольшая экспозиция, посвящённая сбитию Пауэрса: обломки 
       обшивки самолёта, гарнитура, по которой был отдан приказ о поражении, 
       макет ракеты, сбившей самолёт–нарушитель.