Зимняя рыбалка

Станислав Мамай
               


Проснулся заранее. За сорок минут до будильника. Немного полежал, окончательно приходя в себя. За окном еще было темно, но рассвет бродил где-то совсем рядом. Встал, тихонько вышел в зал  включил свет и выглянул в окошко. Фонарь на столбе, освещал посаженную два года назад березку у забора. Она вся искрилась и переливалась, и была покрыта серебристыми кристаллами инея.  Работа первых, еще не смелых морозов.
   Я не спешил. Проснулся раньше намеченного срока и теперь радовался тому, что все можно сделать не торопясь. Поставил, кипятится чайник, и включил телевизор. Диктор уже привычно, говорил о событиях на Украине. Надоевшая тема даже ничего не оставила в памяти. Опять обстрелы, опять погибли люди…. Первые месяцы меня просто было не оторвать от новостей с полей сражений. Но прошло немало времени и новости для меня стали уже не интересны. Приелись. Все украинские события вызывали чувства нереальности. Выходило, что действия украинской власти и Европы и США, были направлены на разжигание войны, на увеличение количества жертв. И только две вновь провозглашенные республики бывшей Украины и наша страна, делали все, чтоб эту бойню прекратить. Я гордился своей страной, и своим президентом, как, впрочем, и жители Америки, гордились своим афроамериканским недотыкой.
   Разогрел макароны по-флотски, нарезал немного сыра, немного колбасы и достал из холодильника масло. С утра есть не хотелось, но я знал, что следующий прием пищи будет только вечером. По этому, насыщался через силу. Правда и лапшу не доел и колбаса с сыром остались почти не тронутыми. Организм отказывался от дальнейшей трапезы.
Между тем, время на раскачивание оставалось все меньше. Надо было выезжать до рассвета. Залез в карман куртки, достал ключи от машины. Надавил на кнопочку, подождал несколько секунд, и сигналка пропищала в ответ, что машина завелась. Все было уложено заранее. Несколько вечеров было потрачено на то, чтоб все привести в полную «боевую» готовность. Оставалось только, не торопясь одеться и подмести тротуар у дома, от выпавшей за ночь пороши. Пока грелась машина, быстро пробежался  метлой от летней кухни до баньки. Ну, вот и все. Машина прогрелась и тротуар блестит. Можно ехать.
   Открыл ворота гаража и неспешно выехал на дорогу. Село еще не просыпалось. Было тихо и первые признаки рассвета подкрасили небо на востоке. Легкий морозец не привычно пощипывал нос. После подметания тротуара тело разогрелось и просило работы. Захлопнул створки ворот гаража, навесил замок и забрался внутрь уже теплой машины. Тронулся потихоньку,  приятный скрип снега под колесами и предстоящие события, приводил меня в хорошее настроение. До места назначения было всего километров семь – восемь. Быстро ехать не получалось, по тому, что за фаркоп  была привязана длиннющая тонкая жердь и при быстрой езде ее швыряло из края в край дороги. Хоть и не было встречных машин, ехать старался аккуратно. Вскоре выехал за село, и скорость можно было немного прибавить.
   Доехал быстро. От дороги надо было еще пройти метров четыреста. Делать несколько ходок было лень, по этому, рюкзак и всю остальную поклажу потащил сразу. Благо, что идти надо было вниз, с небольшого яра на реку. В этом месте Обь делала поворот и отбивала течение к противоположному берегу, а тут, чуть выше по течению, образовалась огромная коса, а за ней тиховодь. Течения там не было совсем и рыба, после ледостава в сети шла хорошо. И щука, и язь и небольшие нельмушки. Первое время ловились большущие и скользкие налимы, но потом они куда-то исчезали. В донные сети и стерлядь иногда заскакивала.
   Предстояла большая работа, но она не пугала, а, скорей наоборот, радовала.
Сети ставлю здесь каждую осень и место, куда надо ставить, уже заранее известно. Долблю, хорошо отточенной пешней, первую лунку. Делаю ее шире, чем остальные, по тому, что в нее запускать сеть. Отмеряю сто десять шагов, по длине сети и плюс запас на «а вдруг» и долблю второю лунку. Через нее буду затягивать сеть под лед. Осталось только притащить длинный шест, привезенный с собой, и по его длине определить количество лунок, которые надо будет продолбить между первыми двумя, таким образом, чтоб начало шеста и его конец были от лунки до лунки.
   Вспоминаю, что крючок я вырубить забыл. Крючок, обычно, вырубаю из растущих на берегу талин. Надо, чтоб из ствола, диаметром сантиметров пять, рос сук,  и через метр еще один. Нижний обрубаю так, чтоб получился крюк, а верхний, который по тоньше, обрубаю так, чтоб получилась рогатина. Этим приспособлением я буду проталкивать шест под водой. Походив по прибрежному лесу, я нахожу нужное деревце и вырубаю необходимое приспособление. Теперь все готово.
   Получилось, что продолбить надо девять лунок. Чем длиннее шест, тем меньше лунок долбить. Беру пешню, сачок и приступаю к самой тяжелой части задуманного. Долблю девять лунок. Методично и не останавливаясь. И эта работа закончена. Лед еще не очень толстый и  процедура идет довольно быстро.
  Привязываю к толстому концу шеста крепкий шнур, разматываю его так, чтоб уходил в лунку, не запутываясь. Руками заталкиваю шест под воду. Придаю небольшое ускорение, и его тонкий конец проходит под второй лункой. Опускаю туда крюк, слегка поворачиваю его, зажимая шест, и  с усилием двигаю крюк, в сторону третьей лунки. Повторяю эти движения и разгоняю шест под водой в направлении следующей лунки. Наконец шест заканчивается и  легко обнаруживается прямо у края третьей лунки. Процедура протаскивания шеста под водой обычно проходит быстро, если тщательно «прицеливаться» в следующую лунку. Шест, проходя под водой, тянет за собой привязанный к нему шнур. И вот финиш! Последняя лунка! Я крючком, осторожно, вытаскиваю из воды шест с веревкой. Самая трудная часть дела закончена. Отвязываю веревку и тяну ее к первой лунке. Получается так, что оба конца веревки находятся у первой лунки.  Вынимаю из рюкзака сеть. Она перебрана и готова к установке. Привязываю один конец сети к шнуру, который уходит под воду…………………
   Потихоньку, одной рукой, тяну веревку, конец  которой притянул из дальней лунки, затягивая привязанную сеть под лед, второй рукой разбираю эту сеть, иногда останавливаясь для того, чтоб привязать грузило. Дело это не быстрое и неспешное и время занимает порядочно. Но все когда-нибудь кончается и наконец, вся сеть оказывается под водой. Отвязываю шнур от сети и привязываю шпагат, длиной несколько метров и его конец привязываю к заранее вырубленной тычке, воткнув ее в дно и прикинув уровень воды и место, где привязать шпагат.
Перехожу к самой дальней лунке, из которой вытягивал шнур и натягиваю сеть. Втыкаю вторую тычку, чтоб по уровню воды прикинуть, на какой высоте привязать шнур. На полметра ниже того места, где тычка намокла от воды привязываю шнур так, чтоб он не отвязался, но и при проверке сети, его можно было отвязать без особых усилий. Опускаю тычку до дна и выбираю слабину шнура, накручивая его на тычку. Все, первая сеть стоит. Можно несколько минут передохнуть.
   Одной сетью я не обхожусь никогда. Ставлю еще три, с разной ячеей.  Последнюю, уже по сумеркам. 
   Все! На сегодня работа закончена. Сети стоят, и завтра будет ясно, напрасен был мой труд, или нет. Закапываю в снег пешню, шест, крючок и сачок, чтоб не таскать с собой. Рюкзак закидываю на плечи и на легке иду к машине. Завожу и жду несколько минут, чтоб машинка прогрелась, а сам, походив по придорожному полю, отыскиваю куст смородины и ломаю молодые ветки на чай. Люблю чай из смородины. Случайно нахожу несколько кустов шиповника, усыпанного замерзшими красными ягодами. Не спеша собираю их в карман. Возвращаюсь к машине, усаживаюсь на сиденье и обращаю внимание на то, что за окном уже достаточно темно. Пересыпаю шиповник в пакет, чтоб по дороге не помять ягоды.  Получилось приличная кучка. Чай получится и вкусный и полезный. 
Включаю фары, разворачиваюсь и еду домой. То, к чему готовился и чего так ждал – сделано. На душе полное умиротворение. Приеду, приму душ, поем и спать. По ощущениям, я сильно устал, но сожалений нет. Наоборот, впереди самое интересное. Впереди завтра, впереди проверка сетей.