Четыре времени года Четыре Поэта - Четыре Женщины

Литературно-Поэтическое Обозрени
                (ЧИТАТЬ! Первый номер литобозрения в эфире стихиру
                http://www.stihi.ru/2016/03/03/7593 )



Цикл статей - "Поэт по имени - Женщина"

Приурочен к "Году Литературы в России"


Четыре времени года: Четыре Поэта - Четыре Женщины

(год создания - 2015,
год публикации - март 2016)



Вступительное слово к статье:


Подобно явлению года земного,  присущи коему четыре формы  природного проявления: зима, весна, лето, осень –
Поэзии,
как явлению,
не менее  очевидному с точки зрения природного проявления, 
присущи те же  фазы   земного явления. 
            
Оттого в природе данных двух явлений существует некая глубинная связь, дающая право кому-то из рождённых на Земле   зваться поэтом - зимы, а кому-то -  поэтом лета.

В нашем случае, счастливом случае, о котором пойдёт речь ниже - эти четыре ипостаси   собраны воедино, как единый и неделимый поэтический гербарий, несмотря на всю их очевидную непохожесть и несхожесть в частном и при этом   очевидную похожесть и схожесть в едином.

Поэты эти были обнаружены творческой командой независимого  литературного проекта «Литературно-поэтическое обозрение «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
в долгом  поиске среди  миллионного  многообразия авторов портала «стихи» и выпущены на свет из тьмы  читательского  отчуждения, оттого что предназначение их – гореть, как горят далёкие  звёзды, освещая   путь идущим.

Их литературные стили невозможно спутать ни с какими  другими.
Их литературные  лица  - уникальны,
каждый в своём и каждый в едином  лике поэтов  с женским лицом эпохи «20-21».


Разрешите назвать  их  имена:



Зима -  Татьяна Маргамова – http://www.stihi.ru/avtor/benevolenza

Поэт уникальных лирических качеств, при первом знакомстве с которым возникает ощущение того, что ты этого поэта уже читал, уже  слышал!
Настолько родственным он звучит    в единой лирической симфонии под названием    «русская поэтическая школа»,  своим словом и своей интонацией. (стихи - "Я снова пред тобой, веселая Нева")

Строфичность и тропичность поэта  отражает высочайшее мастерство владения собственной мыслью, а как следствие  - собственным словом. 
Т.Маргамова одновременно и сурова и строга и холодна в своих строках, а порой и во взгляде… (стихи - "Из циклов стихов Одна в Петербурге"; "Книга Весны")

Но в то же время, как истинная русская зима   она оттаивает  и дарит  тепло  и  делится  детским задором. (стихи - "Венеция"; "Устала я от жизни")

Иногда можно ощутить даже своеобразную закрытость её поэтического проявления, несмотря на очевидное многословие, что-то  несомненно  глубинное мучает и терзает поэта внутри, не давая не минуты передышки  и  покоя.
Но не всегда это что-то   может быть доступно для обыкновенного читательского глаза, что-то интимное и беззащитное,  то что вершит на её бумаге  снежные бури и ураганы и одновременно  лёгкий падающий снег и искрящейся на солнце иней.
Подчас оно  так реально и безоговорочно восстаёт перед читателем, что  именно в такие моменты  произведения Т.Маргамовой приобретают настолько трагический оттенок, что читать их  по-настоящему страшно.  (стихи - "Мой крест тяжел, а путь так страшен"; "На смерть котёночка")
 
Эта сила прошибает читателя помимо его воли и заставляет  перечитывать и перечитывать стихотворение за стихотворением,   постепенно достигая в  этом их  поэтического «дна».

Обобщая  о  палитре и  оттенках  творчества  Татьяны Маргамовой можно сказать одно  -  она предстаёт перед нами   одним  целым и  странным, но очень точным образом создаёт  в творческой субстанции себя самой    симбиоз   как бы вселенского полёта  мысли плавно встроенного в пространственно- временной отрезок   времени.

Она как будто говорит не столько от себя одной, сколько от множества себе подобных, одновременно сосуществующих в разных эпохах и временных рамках.
(стихи - "К матерям"; "Сад любви"; "Несыгранная роль")

Тем самым слово её приобретает ещё более объёмное и монолитное качество, как элемент  идентификации в общей системе координат.



Весна – Снежная Маска – http://www.stihi.ru/avtor/ladyswinter

О Весна!
Так и хочется прокричать это словосочетание, как только ты коснёшься  этих  строк.  Строк созданных поэтом с таким  трепетом,  пронзительностью,    порой  в своём неистовстве  доходящих  до озвученной  подлинной муки. (стихи - "А чайка белая пронзала"; "Кусты божественной сирени"; "Спи кормилица моя")

Истинная красота и истинные чувства лежат в их основе, идеалистическая и идеальная трактовка и форма взывает к красоте внутренней и внутренним духовных чувствам  читателя.
Она и расцветает на бумаге, как первый весенний цветок, всеми красками слова.
Не задумываясь о технической стороне построения  легко, непринужденно истекает на белый лист распустившимся бутоном метафор на грани высшей природной гармонии    и осознанной человеческой мысли, переплавленной в слово. (стихи - "Невы пленительные своды"; "Сугробов белых ожерелье")

Она кричит и плачет, она смеётся и радуется, она страдает и восстаёт, она всегда одна и неизменна в своём обличии. 
Как оголённая ветвь дерева, как оголённый электрический шнур -  готова вспыхнуть в любую  минуту.
Боль её подлинна и не надменна, что всецело стирает тонкую грань  между подлинностью мирской жизни и подлинностью её поэтического воплощения в творчестве поэта. (стихи- "Оград чернел скупой чугун"; "Мимозу терпкую как хмель")

Всё в его  поэтической речи  трепещет, оживает, ждёт и надеется, всё тянется к солнечному   свету, чтобы согреться и   расцвести.
Расцвести на радость людям, одарив красотой, чистотой, свежестью  дыхания  новой жизни. Дав  надежду, подарив счастье созерцания обновленной природы, дойти до истины.
При этом важно отметить, что поэт говорит со своим читателем, как с изысканным знатоком бытия:  мудрым и чутким, любящим и страдающим, грешащим и кающимся, милосердным и жаждущим милосердия.    Говорит без единого намека на гордыню -  просто и честно.
(стихи - "Уже запахло первым снегом";"Сады раскинулись привольно")

Сила его строк в силе их чистоты, в силе  подлинного взгляда на   общечеловеческие явления и проявления их земного существования, в умении донести всё это до каждого, кто слышит и даже до тех, кто слышать не хочет.   

Безоговорочная преданность свету и приверженность  русской классической поэтической традиции поэта Снежной Маски наравне с метафорической точностью и простотой  её изложения освещает читателя, как солнце освещает мир первыми лучами весенней доблести - наперекор и во имя.  (стихи - "Мой дивный сад еще ты помнишь")


**************************************************

Лето – Вера Авдеева – http://www.stihi.ru/avtor/avdeevavera

Достаточно лишь взглянуть на это лицо, чтобы удостовериться в правоте сказанного.
Оптимизм и стойкость, оттенённые    свечением  цветочного моря (именно  такой она предстаёт перед  читателями  на  авторской странице)   лучше всех слов доказывают, что перед нами несомненный поэт-лето!
А если учесть и тот неоспоримый факт, что наш поэт-лето, к тому же     поэт-путешественник и поэт-фотограф, причём фотограф незаурядный, пешком и на средствах передвижения исколесивший  многочисленные дороги мира в компании бессменного спутника фотоаппарата и друга блокнота, становиться понятно, откуда в его поэтической географии так много правды и так много жизни.

Творчество В.Авдеевой  –  это своеобразный поэтический путеводитель для тех, кто не был там, где была она!  (стихи - "Бег оранжевых сосен"; "В сельской местности"; "Таруса-остров")

Или был, но не успел увидеть всего, что было дано увидеть ей и теперь имеет  возможность увидеть это другими глазами, но непросто  глазами обывателя, а глазами поэта с пламенной и  искренней  душой. 
И в этом, в большей степени, заключается творческое предназначение  В.Авдеевой: дать   обыкновенному  человеку, кем бы он ни был: туристом,  проезжим,  командировочным -  постичь красоту и  полноту  русских земель и красоты других стран, описываемых ею  простым,  правдивым языком, с всегда вложенной  в суть излагаемого горькой  философскою мыслью.  А она у Авдеевой есть в каждом произведении, даже в том, в котором читателю кажется, что её нет или ей не место. И только сама поэт знает, что это не так.   (стихи - "Старый велосипед";  "В Архангельском"; "Частичка лета") 

Все её сокровенные мысли, чувства, желания, поступки  нужно искать не на поверхности слова, а в самой глубине  изложенного. Они подобны  светлячкам, что  порхают  средь зарослей   сада то,  пропадая, то, появляясь вновь. Оттого узреть  их  дано не всем, но всем дано попробовать их узреть.
 
Известно, что  и у лета   в истории бывают разные дни, то полные изнуряющей  жары, то пасмурные и обильные на дожди.    

Так и  поэт-лето подвластен тем же жизненным перипетиям: то он взрывается, как солнечный шар (стихи - "Мартовская оттепель"),

переполняемый эмоциями радости, которые хочет донести до каждого, то плачет проливным дождём  для каждого. (стихи - "Когда тебя я покидала")

Но в обоих из них, и в солнечном взрыве  и в дожде читатель вольно или  невольно,  найдёт  два  фундаментальных качества  поэтической основы творчества поэта, о которых мы говорили выше  –  его оптимизм и его безоговорочную стойкость! (стихи - "Пой"; "Журавлиное"; "Белка и я")

Иногда поэзия В.Авдеевой может показаться читателю и слишком шумной, даже ошеломляющей своим напором, так многое  хочется вложить автору в каждое выстраданное слово.  Но эти качества не портят, а наоборот,  делают её творчество  ещё более глубоко личным, придавая неповторимый  оттенок   перу.
 
Вера Авдеева владеет  словом, как талантливый жонглёр владеет булавой, не давая ни единого шанса этому  слову  упасть.

Широта её поэтической речи и многообразие словарного запаса так велики, что читая её произведения десятками  подряд вы не чувствуете оскомины от повторов одних и тех слов  плавно перетекающих из одного произведения в другое. Потому что их нет!
А если они и присутствуют, то вы того не замечаете и  ненароком ловите себя на мысли, что все излагаемые слова всё время новые, ни разу не применённые в прошлом, настолько велико мастерство В.Авдеевой  в умении владеть всем комплексом, отвечающим за конечный результат будущего творения.

Невозможно не упомянуть и об уникальном внутреннем чувстве тропической гармонии в  лексике поэта, которое бьёт читателя наповал своей метафорической непредсказуемостью и одновременной её классической простотой, присущей лишь большим русским поэтам. (стихи -  "Поэтессам 20 века";"Сирень" )

Вот  эти качества  творчества поэта в совокупности   и  дают право   В.Авдеевой не просто стоять в одной шеренге с подлинными представителями советской и русской поэтических плеяд, а быть одной из них,  но какой  ценой! Той же, что платили все её предшественники в   поиске истины,  неся свой крест с подобающим  достоинством.

Безусловно, её творчество, как ярчайший  пример  дня сегодняшнего,   призвано и к просвещению современного массового читателя и одновременно являет собой  хрестоматию для изучения современными авторами, пробующими свои силы в поэтической науке   того, что являет собой  понятие «сублимации подлинного поэтического строения».

Оно  нуждается в опеке и защите от посягательств из вне: со стороны дилетантов, искусственников и т.п.

Подводя итог всему вышесказанному, следует единственный вывод:
как вода, необходима для жизни, так и поэзия Веры Авдеевой  - необходима как вода, источающая  жизнеутверждающую  силу самой этой жизни, давая страждущему путнику долгожданный глоток подлинной свободы. (стихи - "Особая свобода")


****************************************************

Осень – Наталья Назарова2-http://www.stihi.ru/avtor/natalia18

Этого поэта без преувеличения можно назвать поэтом-загадкой.
С одной стороны, для читателя, автор как бы отстранён от всего происходящего с ним, с другой – всецело внутри этого происходящего.
Разнопланово  чинно мыслит он на страницах своих произведений.
Медлительно, не размениваясь на пустяки, текут  его  поэтические строки во времени и пространстве, (стихи - "Причастна")

как  вдруг, из ниоткуда да вспыхивают яркими разрядами молний и залпов салютов. (стихи - "И вот когда"; "Дочкам")

А ведь осень она такая и есть: слегка сонная, слегка измученная, задумчивая и печальная, яркая и страстная, летящая и падающая. Все эти чувства выбиты словом и чувством на листе поэта, как мечом на камне.

Что-то от Блоковской «Незнакомки» невесомо   парит в её строках и в её облике, во взгляде распахнутых  глаз вкупе с хрупкостью женской фигуры.
Пожалуй и вуаль и перья были бы ей к лицу, как и к лицу ей были бы туманы…

Но подчас эта хрупкость восстаёт перед нами и другой стороной:   натянутой струной  на грани срыва, и «стойким оловянным солдатиком» - обыкновенной   земной женщиной, пытающейся во что бы то ни стало справиться и с радостями и с горестями земного существования. (стихи - "Маме"; "Боль"; "Как данность")

В массе по своей внутренней организации  поэты делятся на тех: кто  задаёт вопросы, кто ищет ответы на уже кем-то заданные вопросы, кто задаёт вопросы и ищет ответы, и кто не задает никаких вопросов и соответственно не ищет никаких ответов, но каким-то необъяснимым образом отвечают, идя по наитию.

Н.Назарова2  относиться к той категории   поэтов, кто  своим творчеством, в большей степени,   задаёт себе и читателю  конкретный вопрос и одновременно, тут же по месту действия, пытается найти  на него конкретный ответ,  находя или нет хотя бы намёк на истинность, из раза в раз продолжая свой неустанный  поиск. Подобным  образом незаметно вовлекая читателя в дискуссию, но  не становясь при этом доминантой – дисскусантом! А наоборот тем, кто даёт право   читателю разобраться в этом трудном поиске  совместными усилиями. (стихи - "Что истина"; "А Вам"; "А можно")

Поэтому  она и говорит с ним, никак с абстрагированным представителем «обратной связи», а как со знакомым, даже  близким  ей человеком, делясь с ним, почти по-родственному всеми переживаниями, начиная с радости и заканчивая самыми горькими  и интимными моментами жизни, на что способен лишь тот, кто не боится насмешек и порицаний.   

В  простых и сложных вещах она готова дойти до края,  раствориться до точки.
Это-то  и   создаёт особую  доверительность между ними, между  автором и его читателем, придавая  ощущение  искренности и сердечности проистекающих  на бумагу чувств, а не  надуманных сублимаций литературных героев. 

Её манера и стиль -  одновременно и целостны и разнятся: она то - абсолютный приверженец  классической школы во всём её  проявлении. (стихи - "Запах мяты"; "Снегопад"; "Лето")

То,  неожиданно для читателя предстает в качестве новатора, выстраивая и создавая  будущую форму произведения без оглядки на правила. (стихи - "Осень бабье лето"; "Вчерашние дожди"; "Как плавились слова")

Но и в этом случае её своеобразная поэтическая речь не проигрывает на фоне привычной, а идёт своим чередом и рядом «рука об руку».

В большей степени  именно поэтому Н.Назарову2 нужно и должно читать  тем современным авторам, которые пытаются писать поэзию, как нынче принято выражаться  современным языком - «по-современному».

Она для этого прямой пример, когда стихи  с долей  авторского новаторства не выглядят вычурной и пустой поэзией, а выглядят свежим глотком времени присутствия, и  такими  же простыми, как и те, что были созданы до неё  предшественниками.