Шахматный театр, или театральная жизнь -3...

Кариатиды Сны
     " Шахматы - это напряжённая борьба индивидуальностей, в которой необходимо 
       победить соперника..." -
                Н.В. Крокиус  «Психология шахматного творчества»
                (здесь и далее)

 
*
награды тем кто
фигурами двигает
на двух сторонах
*
наградою для
фигуры не скатиться
с шахматной доски
*
конец партии
чёрных и белых
перемешают
*
будут спать они
в лакированной нише
новой жизни ждать
*
лишь  души шахмат
продолжают сражаться
в пространстве клеток
                (КС - http://www.stihi.ru/2013/05/26/4798)





" Эмануил Ласкер: "Среди большого разнообразия возможностей найти наиболее интересные и существенные - вот что привлекает меня. Я не соглашусь, что в жизненной борьбе всегда имеется лишь одна возможность, которая является лучшей, разумнейшей, наиболее выгодной или самой целесообразной среди всех прочих; по крайней мере, я думаю, не в человеческих силах всегда осуществлять превосходную степень." (Крокиус)



  Поскольку  в этой работе мною заявлены параллели с театром и жизнью, будет уместно сейчас вспомнить о таком расхожем понятии как "место под Солнцем" , а вслед за этим о том, как его, это место, отвоевать, чтоб было получше... Ну, не самой превосходной степени , но хотя бы в ряду самых "тёплых".  Для этого кто-то вступает на тропу  борьбы (войны) и порою шагает по головам. На шахматной доске путь вперёд - это занять место на другой стороне - пробиться через всевозможные заграждения, сделать пешку ферзем, убрать короля и отобрать территорию противника(читай, лучшее место под Солнцем , ибо там хорошо, где нас ещё нет). Да, здесь  жизнь напоминает шахматы. И действительно, шахматы - это  почти идеальная модель жизни, которая воспринимается как "Жизнь есть борьба".  А каким боком здесь Театр? Ведь он тоже заявлен как модель жизни?  Какой жизни? "Жизнь есть абсурд"?
"Жизнь есть счастье"? "Жизнь - это миг между прошлым и будущим"? И т.д.?

"Человек  создан
для счастья  как птица для
полёта!"- Горький

  Вот именно для этого и придуман Театр - театральными Богами!  Всё , как в шахматах, только цели совсем противоположные. Мол, посмотрите на себя со стороны и будьте, наконец, людьми! А это главное  для того , чтобы быть счастливыми... Ибо счастье - это (вариант!)чистая совесть.

  Итак, мы все ещё не вполне люди? И нужно посмотреть на себя объективно. Смотрим , как это в шахматах ... А в шахматах понятия совести (тем более, чистой) нет. Там доблесть - в уничтожении противника! Причём, чем быстрее , тем лучше! А ещё есть такое понятие как "красивая партия" - уничтожить красиво! Это как?




 Шахматисты развивают объективное, реалистическое отношение к партнёрам и себе.  Шахматная партия проходит в обстановке острой взаимной критики. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш - обязательное следствие какого-либо собственного промаха. Винить кого-либо в своём поражении бессмысленно. Поэтому неудачи объективно стимулируют шахматиста ( и не только!- КС) к критическому самоанализу и становятся , следовательно, средством самовоспитания.

  Георг Клаус: "Каждый проигрыш - это критика наших шахматных знаний, нашей теоретической и практической подготовки. Шахматы - замечательная школа воспитания воли, они требуют самообладания и твёрдости в отношении самого себя."

  Игра в шахматы требует решительности, смелости, готовности пойти на риск и вместе с тем ответственности при принятии решения, известной осторожности. Всё это часто создаёт своеобразное сочетание в характере "осторожной смелости", а также ведёт к определённому рационализму. Хорошо подготовленным шахматистам редко присущи бесплодные сожаления об утраченных возможностям, они считаются с реальной обстановкой: ход уже сделан и обратного пути нет.
  По наблюдениям автора, шахматисты при решении нешахматных проблем не склонны анализировать далёкие перспективы, если в данный период необходимо выполнить какие-либо обязательные предварительные действия. По-видимому, это  отражение общепринятого в шахматах правила - если предстоит форсированный вариант , то надо его разыграть и уже потом планировать дальнейшие события, а не наоборот."
                (Крокиус)