Старые книги

Наталия Журавлёва
У нас в библиотеке долго работала учительница.  Библиотека-то школьная, и ставки библиотекаря поначалу не было. Вот Ираиду Петровну, учительницу группы продлённого дня, и уговорили приходить с утра, до работы, выдавать и принимать книги. Ираида Петровна согласилась. Женщиной она была ещё молодой, но одинокой: личная жизнь у неё не сложилась. Этот факт вызывал у жителей нашего маленького городка недоумение: Ираида была хорошенькой, с русыми непокорными кудрями и большущими серыми глазами, а её изящной фигурке завидовали многие юные и не очень жительницы городка. Но факт остаётся фактом: среди городских парней не нашлось пары для молодой учительницы, и все свои силы и время она отдавала школе.
Новая и непривычная работа неожиданно увлекла её, со временем в группе продлённого дня её заменила вышедшая на пенсию коллега, и Ираида Петровна осталась в библиотеке уже на законном основании.

За многие годы она превратила обычную школьную библиотеку в уютную «избу-читальню», куда с удовольствием приходили и учителя, и школьники от первого до выпускного класса. Ираида Петровна знала все произведения всех классиков в школьной программе! Мало того, эта удивительная женщина знала всё о Гарри Потере и могла объяснить, чем отличаются орки от гоблинов. Школьники её обожали, несмотря на то, что по каждой прочитанной книге она устраивала настоящий экзамен и могла отправить нерадивого читателя обратно с той же книгой, если была уверена, что та не прочитана, а пролистана для «галочки».  Учителя литературы называли свою добрую фею не иначе как Ираидочка Петровна и задаривали её коробками конфет в праздники.

Но время шло, Ираида Петровна старела. Поседели её буйные кудри, теперь всегда уложенные в строгий пучок, изящная фигурка заметно округлилась, движения потеряли стремительность и ловкость. Ей стало всё труднее управляться одной с богатым библиотечным хозяйством, и она начала намекать директору на усталость, поговаривать о заслуженном отдыхе. Директор, испугавшись остаться без Ираидочки Петровны, выбила ещё одну ставку библиотекаря, и в школьной библиотеке появилась молоденькая смешливая Людочка, выпускница библиотечного техникума. Девочка была умненькой, симпатичной, искренне любила книги и умела ладить с детьми, и библиотекарь с радостью передавала ей секреты своего мастерства. Людочка напоминала Ираиде Петровне её саму в молодости, разве что ростом та была повыше, да глаза блестели вишнями из-под чёрных кудряшек на лбу. Вскоре две женщины, юная и пожилая, подружились. Девушка стала часто бывать в гостях у Ираиды Петровны и втайне считала её своей доброй бабушкой. Они трогательно заботились друг о друге: хозяйка книжных сокровищ приносила для своей помощницы домашние пирожки и котлетки, та же следила, чтобы любимая наставница не таскала тяжёлые книги и не лазила по стремянке к верхним полкам.

Как-то Людочке пришлось отпроситься с работы на несколько дней: надо было ухаживать за мамой после операции. Ираида Петровна в эти дни занималась списанием старых, отслуживших своё книг. Это ей всегда давалось с трудом: она любила каждую книгу и тяжело переживала расставание. Со списком в руке она проверяла полки, доставала и складывала отмеченные книги на полу вдоль полок. За три дня все книги были найдены. Всё это время Ираида Петровна детей в фонды не пускала: отложенные книги мешали ходить по проходам, и она сама приносила читателям нужное. Надо признаться, библиотекарь изрядно устала за это время! И, к её облегчению, директор легко разрешила Ираиде Петровне отдохнуть в пятницу дома.
 
А Людочка в тот день вышла на работу: её маме стало лучше. Ираиду Петровну она предупреждать не стала: хотела сделать наставнице сюрприз. Сюрприза не получилось, но Люда не пошла домой. Своим ключом она открыла дверь и вошла в ставший уже родным зал, зажгла свет и прошла в фонды.  И ахнула! Вдоль полок на полу стопками лежали книги! «Да что же это такое! Вот бессовестные, - чуть не плача, приговаривала девушка, поднимая книги, - как же они могли… Хулиганы противные, читатели, называется!» Людочка бережно ставила книги на полки. Она ничего не знала о списании и спешила навести порядок.  «Ираида Петровна из-за этого на работу не вышла! – осенило девушку. – Она расстроилась и заболела! Ну, ничего, ничего… Я сейчас всё-всё исправлю!» Люда заперла дверь изнутри и весь день расставляла по местам книги. К вечеру порядок был восстановлен, и счастливая девушка поспешила домой. «Ираидочке Петровне звонить не буду, - размышляла она по пути. – Пусть ей приятный сюрприз будет. Уж он-то гарантированно удастся!»

Утром Людочка с нетерпением поджидала Ираиду Петровну.  Наконец, та пришла и стала неторопливо раздеваться, пристраивать плащ в шкаф, переобуваться в мягкие тапочки, попутно расспрашивая Люду о маме. Девушке эти минуты казались часами! Но вот настал заветный миг. Людочка взяла наставницу под руку и торжественно подвела к полкам. «Вот! – гордо сказала она. – Смотрите, Ираидочка Петровна: я все-все книги расставила по местам! Вам ничего делать не придётся!» Ираида Петровна ошеломлённо смотрела на полки с книгами, и по её морщинистым щекам катились слёзы. «Девочка моя милая… - растроганно шептала она, - девочка моя… Как же ты меня выручила, умница! Спасибо тебе, ласточка моя!» «Ну, что вы, что вы, - захлюпала носом и Людочка, - что вы… А давайте, я сейчас в буфет сбегаю, чаю принесу. У нас конфеты есть, попьём чайку, да?»
И они долго пили чай с конфетами и пирожками, а старые, обречённые на списание книги снова стояли на полках на своих местах – их час ещё не пробил.