По конкурсу Рубаи

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/02/09/6611 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/04/04/4578 - Итоги конкурса

На 4-ый, заключительный тур конкурсной серии Твердые Формы -Рубаи, было подано 49 заявок. Честно говоря, я ожидала бОльшего количества. Почти у каждого автора сайта на личной страничке есть парочка давно написанных рубаят, а есть  и такие, кто считает себя великими мастерами этого жанра - знатоками и ценителями. Но именно они до нас не снизошли, о чем я очень жалею: всегда интересно посмотреть, как пишут умельцы, и что-то перенять от них! Тем не менее, 49  наших постоянных участников представили свои рубаят, за что им большое спасибо. 

Не все стихи имели аромат Востока и стиль речи исламской поэзии, но выбор у судий был: было кого номинировать и кому хотелось ставить даже высшие баллы.

Несколько слов о том, каким требованиям должны отвечать конкурсные рубаят, с учетом того, что конкурсным заданием ВСЕЙ СЕРИИ «Твердые формы, сезон 2»  было не просто написание стихов в заданной рифмовке, а СТИЛИЗАЦИЯ средневековых, канонических образцов, то есть нужно было передать не просто форму, но и ее дух и типичное для классических восточных рубаят содержание.

В давние исторические времена сознание людей было религиозным. Даже малограмотный восточный человек, совершенно не разбирающийся в богословских вопросах, не мыслил мира вне Бога, как бы примитивно и как бы по разному он Его себе не представлял. Поэзия тех временен была не столько способом получения эстетического наслаждения, сколько, и в первую очередь, средством словесного выражения духовного опыта в наиболее впечатляющих образах, создаваемых  для  передачи его другим.

Жанр рубаи не был исключением. В нашей культуре мы связываем этот жанр в первую очередь с творчеством Омара Хайяма, и все темы его рубаят привычно берем за основу. Никто не удивляется следующим выдержкам из учебников литературы:  «Рубаи Хайяма откровенно противостояли официальным мусульманским догмам, их тематика всеобъемлюща, она не оставляет без внимания ни одну из сторон жизни общества и человека». Но это и так, и не совсем так. Тексты исламской и суфийской поэзии всегда двойственны, несут второй, тайный  смысл - вневременное и философское содержание, передаваемое символическими образами. В их стихах всегда два сюжета -внешний, бытовой, яркий и назидательный, и внутренний - скрытый, как правило повествующий о взаимоотношениях человека с Творцом, рассказывающий о пути духовного совершенствования души. 

С Омаром Хайямом  Европа, а значит и Россия, познакомилась благодаря Эдварду Фицджеральду (1809-1883), который перевел на английский рукописи с четверостишиями, приписываемыми довольно незначительному персидскому поэту, но великому ученому Омару Хайяму. Хайям не был суфием, хотя все его четверостишия содержат образы, присущие суфийской поэзии - духовному учению для продвинутых исламских философов и богословов. Фицджеральд, наоборот, был хорошим поэтом, но человеком, далеким от суфизма, философии и поисков духовного просветления. Своими талантливыми литературными переводами он сделал Хайяма известным европейской культуре. Вот - яркий  пример того, как иноязычная интерпретация преобразовывает исходный текст совершенно непредсказуемым образом!

Итак, первое требование к конкурсным рубаят - это их ФИЛОСОФСКАЯ, вне временная ТЕМА и возможность ее толковать не только поверхностно - сиюминутно и однолинейно. но и на более глубоком слое (наличие в рубаи ПОДТЕКСТА). 

Второе требование - правильная РИФМОВКА. С этим все требованием все понятно: ааба или аааа. С данной  задачей все участники (кроме, кажется единственного, представившего катрен абаб) успешно справились.

И третье - РИТМ. Поговорим о звучании рубаи. Рубаи на языке оригинала строятся в метре аруза. Об этом метре мы говорим, когда  имеем ввиду арабо- персо- или тюрко-язычные тексты  рубаят. К сожалению, ни одним из этих языков я не владею, -как звучат метры аруза -не знаю. В большинстве переводов рубаят на русский язык мы имеем дело с чистыми двухсложными или трехсложными стихотворными размерами: ямбом (5-и или 6-и стопным), анапестом (обычно 4-стопным) иногда - с  амфибрахием (тоже 4 стопным). Других вариантов звучания я почти не встречала. (Когда мы будем рассматривать конкретные произведения участников, я покажу вам звуковую схему нескольких рубаят). Как подсказывает мне моя интуиция, ни логаэды, ни размеры с ударением на первом слоге (хореи и  дактили), ни размеры с хаотичным вкраплением безударных стоп (пиррихиев) для рубаят не годятся: это слишком короткое стихотворение, чтобы «портить» его звучание нечистым или рубленым - рваным ритмом!

Украшением формы рубаи служит РЕДИФ - группа слов или одно слово, которые неизменно повторяются на протяжении всего стихотворения в конце каждого стиха после рифмы. Смысл редифа состоит в том, что повторяющееся слово или группа слов постоянно попадают в иной контекст и осмысливаются по-новому.

Писать конкурсное рубаи с редифом было не обязательно, но особый восточный колорит стихам он несомненно придает. Особенно, если редиф каким-то образом работает на содержание, а не просто украшает стихи или - того хуже - маскирует  отсутствие рифмы.

А теперь рассмотрим конкретные примеры. Приведу те произведения, которые номинировали наши судьи. Комментарии будут минимальными: все самое важное я сейчас уже изложила.

 Очень хотелось бы, чтобы и СУДИВШИЕ ЭТОТ КОНКУРС, тоже прочли эту статью и постарались понять критерии, по которым я оцениваю стихи (почти никогда мои личные оценки не совпадают со среднеарифметической оценкой, определяющей победителя конкурса). Многие из моей команды Жюри отбирали в шорт-лист просто понравившиеся им четверостишия с правильной рифмовкой, не вникая в проблемы наличия в них философского подтекста, и это еще - полбеды. Настоящая беда - номинировали стихи с дефектами лексики, потому что нравилось содержание. 

Чтобы всем судившим данный конкурс было нагляднее и удобнее читать разбор стихов, в этот раз я оставлю возле каждого рубаи тот же номер, под которым оно стояло в анонимном пакете и обозначено в итоговом протоколе.

22. Уйдем без сапог. Елена Куканова

Все ПРОХОДЯТ ОТ ЖИЗНИ бесценный урок,
Но отмерен уроку положенный срок,
Только ценность души мы с земли забираем,
Кошелька не забрать нам, уйдем без сапог.

Номинации не подлежит  из-за ошибки в лексике: урок «получают от жизни» или «проходят в жизни». Дважды употребляется слово «урок» - это слишком расточительно для короткого произведения! Мысль правильная, но больше, чем здесь сказано, размышлять рубаи не понуждает, да и фраза «уйдем без сапог» не совсем хороша для восточного рубаи. А еще - я не вижу логической связи между началом и концом стихотворения.

49. Один мудрец решил. Любимая Игрушка
Один мудрец решил испить любви бальзам.
ВАЛЮТОЙ ЗАПЛАТИЛ за ласки знойных дам.
Потом в стихах писал: "Любовь - цветок продажный!"
Всё врут слова твои, когда не любишь сам.

Мысль справедливая и даже вывод мудрый. При желании можно перевести эту тему из сюжета конкретной  истории на размышления о том, почему мы не получаем желаемого (почему нам Бог не помогает?). Потому что платим за услугу деньгами или подношениями, а не любовью… Тема хороша, но стиль речи не тот: дело портит «валютой заплатил» - какой уж тут восточный колорит, какая поэзия языка исламского мира! И я бы не стала именовать  персонажа «мудрец»: персонаж «мудрец» в руби делает правильный вывод, а здесь он  «прокалывается»!)))

43. Зачем. Александр Носачев

Зачем, о любимый, покинул так рано мой дом!
Исчез – и заносит следы каравана песком.
Увижу ли снова твою озорную улыбку?
Из сердца тоска не уходит ни ночью ни днём...

Отличная любовная лирика в форме рубаи. Никакого отношения к философскому каноническому рубаи не имеет. Из каких соображений номинировали - не знаю. Как уговорить судий следить за повесткой дня в отборе конкурсных работ, тоже не знаю. Может, мне кто подскажет?

29. Рубаи. Евгений Аксельрод

Смешон, кто слёзы льёт у смертного одра, -
Ведь жил, страдал, любил. Теперь уйти пора.
Я понял - жизнь дана нам лишь на подержанье,
И мы вернём её, когда придёт пора.

Особого подтекста я не увидела, хотя содержание рубаи - философское и не простое для понимания. Далеко не все способны согласиться с утверждением «Смешон, кто слёзы льёт у смертного одра».

26. Полезные советы. Мощенко Владимир

Не молчи, если есть О ЧЕМ людям сказать
Если слово и мысль можешь рифмой связать
Есть в колодце вода, но чтоб вырастить персик,
Эту воду, сначала, придется достать!

Не совсем удачное размещение предлога «О» на место Икта «Если Есть О чем лЮдям сказАть» - хочется перестановки слов или их замены. Слабая логическая связь  между первой и второй парой строк, последние две строки - очень удачны, а первые - плохо сформулированы и не работают на концовку. Множество ошибок в пунктуации (это не повод для отбраковки, но впечатление портит…)

20. Ты не шах. Ник Борхонэ

Ты не шах, а босой водонос? Ну и что?
Потерял заработанный грош? Ну и что?
На жену свою ВЗГЛЯНЬ-КА глазами соседа!       
Рад сокровищу? Всё остальное --- ничто!
001001001001
001001001001
0010010010010
001001001001

Очень симпатичный 4 стопный анапест с редифом - звучит «по-восточному», мысль неплоха - глубокая, ее можно применить не только к данной ситуации, но на этом все хорошее заканчивается. Есть ошибка лексики «ВЗГЛЯНЬ-КА», из-за которой рубаи НЕЛЬЗЯ БЫЛО НОМИНИРОВАТЬ! (а как было бы просто автору заменить на «На жену погляди-ка глазами соседа»!)

31. Мир и мы. Нина Антюшкина

СКВОЗЬ небесные сферы летит шар земной,
Лишь пустой человек скажет: мир очень злой!
Мудрый видит, как щедр этот мир и заботлив,
Обеспечив нам жизнь на Земле голубой.

Меня всегда умиляет это любимое  поэтами «сквозь», используемое  вместо «по», «в» или иных, более уместных по смыслу предлогов…  Первая строка вообще - заполнитель, она мало связана с более удачными 2-4 строками, в которых весь философский смысл прекрасно помещается без первой… Если совсем уж придираться (а рубаи так коротко, что каждое слово в нем не имеет права быть случайным!!!), то не нравится и «Земле голубой» (а почему бы не зеленой, не родной??) И разве «мир» (слово, использованное дважды, что плохо!) обеспечивает нам жизнь? Для восточного человека щедр и заботлив вовсе не мир (творение Всевышнего), а сам Всевышний.

23. Не нужен? Нужен! Людмила Нижегородцева

Я никому не нужен" - кажется тебе...
Не стоит посылать проклятия судьбе.
Пойми, что человек становится ненужным
С тех пор, как стал ненужным самому себе.
000101010001
010001010001
0100010100010
010101000101

Слишком много безударных стоп в ямбе - на разных местах, отчего звучит тяжко… Трижды повторено «не нужный», скучная рифма «тебе-себе». Одна мысль, не слишком выдающаяся и  никакого второго плана.

25. Вопрос... Вита Осенняя

Не ищу в этой жизни особенный смысл,
Но витает в уме неотвязная мысль –
Если Бог сотворил человека во благо,
То откуда так много озлобленных крыс?

В таком коротком стихотворении пренебрегать точностью рифмы не позволительно: слабые рифмы «смысл-мысль-крыс». Сочетание слов «витает» рядом с «неотвязная» не совсем удачно. Содержание не впечатлило ни глубиной, ни новизной, к тому же само начало не стимулирует  желания размышлять, поскольку даже автор «не ищет особенный смысл»… И еще - почему «ВО благо»? Кому во благо?  Сотворил «для блага» - это еще куда ни шло…

8. Мы разругались из-за пустяка. Сергей Дюнан

Мы разругались из-за пустяка…
Два, любящих друг друга, чудака
Господь, молю, исполни пожеланье:
Лишай меня при ссоре языка!
00 01 00 00 01
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01

Рубаи в духе переводного О.Хаяма. Ярко, но однопланово. О чем хотел поведать автор, именно то он и сообщил. Не больше! По лексике не совсем удачно «пожеланье» взамен «желания». Несколько фамильярное обращение к Господу «исполни пожелание» - так к лампе с джином уместнее обращаться! )))

12. Забудь. Вартан Крикоров

Будь доволен, коль сыт ты всегда и обут,
А иначе на небе тебя не поймут,
Слепо радуйся жизни, довольствуясь малым,
Не завидуй богатым, о славе забудь!

Слабая рифма «поймут-забудь». Сыт и ОБУТ… А быть одетым - не важно? ))) Призыв «СЛЕПО радуйся» меня тоже удивил, Небеса этого тоже бы не поняли…))) Ничего особо мудрого и глубинного автор мне не сообщил.

3. Рубаи. Евгений Кан 2

Разве может быть ложе влюблённым мало,
Если ночь их в одно укрывает тепло?
Даже пусть за душой только грош на двоих,
Всё равно, я считаю, что им повезло.

Тоже никакого двойного плана, никакой философии. Вполне земное - житейское наблюдение,  но рубаи - не для этого.

6. Однако... Александр Савостьянов

Столкнувшись в поисках с невидимой стеной,
Так долог путь порой заблудшего домой…
Однако, все пути ведут на боковую,
Где виден свет в конце тоннеля по прямой!
010100010001
010101010001
0101010100010
010101010001

Да простит меня автор, но я смысл фразы  (последних двух строк) ловлю с трудом и в муках: слишком плохо, мутно сформулировано, с плохим согласованием деепричастного оборота с главным предложением и слишком современным, разговорным стилем речи… Первая строка  плохо увязана с концовкой и весьма туманна по содержанию. Рубаи так не пишут.

11. Белоснежность листа. Наталия Белоус

Вдохновенье, перо, белоснежность листа.
Замирает в стоп-кадре сует суета.
Волшебство – и является стихотворенье,
Взмах пера – и спасёт этот мир красота.

Это совсем не рубаи по содержанию, а лирический катрен о поэзии. Совсем другой жанр… Почему номинировали? Читал ли судья статью о рубаи? «Сует суета» - инверсия библейского устоявшегося выражения - вообще неудачное решение. Тем более, когда она в одном предложении со «стоп кадром».

35. Безвозмездная помощь. Лариса Кравц

Решил обездоленным ты помогать,
Надеялся: вот снизойдёт благодать.
Но вряд ли получишь ты что-то взамен.
Не стОит ГОРДЫНЮ В СОЮЗНИКИ звать.

Очень странный смысл или неудачное использование слова: речь идет о корыстной щедрости, о привязанности к плодам своих трудов, а вовсе не о желании стать смиренным, где антипод  добродетели - гордыня. Слово «гордыня» в концовке к данному началу - не в тему. Кроме того, слово «союзник» так же не удачно: кто же сознательно зовет в союзники порок? Стихи - назидание вполне конкретного,  однопланового содержания. 

40. Не ветшает души красота. Елена Долгих

Кто сказал, что с годами придёт пустота,
Что в преклонных летах лишь одна маята?
Да, состарится тело, но станет виднее,
Как цветёт, не ветшая, души красота.

Не философские стихи. Во-первых, у кого как с годами: у кого - пустота, у кого - красота, это от всей жизни зависит! Поэтому  начинать с «кто сказал», то есть решать тему однозначно, не столо. Второго плана, подтекста - тоже нет:  вполне современные стихи-утешение, далекие от религиозного мировосприятия.

47. Стряхни налёт покорности с лица. Олег Дегтярёв

Когда обижен словом подлеца,
Стряхни налет покорности с лица.
Сожми кулак, убей зародыш страха!
И проучи ударом наглеца!

Круто. Это в какой же такой религии, в какой философской системе подобные советы дают? Современный эгоистический взгляд на решение личных трудностей, записанный в рифму. Даже близко не стоит к рубаи.   

39. Парадокс. Ольга Светова 

Смысла нет размышлять мне о жизни земной,
Ибо всё непонятно под этой луной,
Неизвестно ведь даже и то, что известно, –
Парадокс, до сих пор не постигнутый мной.
001001001001
001001001001
0010010010010
001001001001

Чистый 4-х  стопный анапест и тема хороша для написания рубаи - если бы еще она была авторской!! У О.Хайяма есть слишком похожее рубаи:

Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего неизвестно! –
Вот последняя правда, открытая мной.

При всем своем желании я не могу номинировать  стихи, исполненные  как слегка измененный пересказ чужой мысли.

17. Отцы - и дети. Ольга Альтовская

Отцы - и дети. Яблоня - и плод.
Из жертвенной воды - звенящий лёд.
Одна природа - не одно призванье:
Корням - земля, а семени - полёт.
01 01 01 00 01
01 00 01 01 01
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01

Неплохое рубаи, написанное 5-и стопным ямбом,  вполне современным языком, без использования восточного колорита речи.  Умное содержание, построенное на сравнении разных форм, имеющих одну природу. Есть вывод: «Одна природа - не одно призванье» и доказательство этого вывода на примере: «Корням - земля, а семени - полёт». Прекрасно!

9. День прошёл... Владимир Сорочкин

День прошёл, и его не вернуть нипочём.
Новый день мы в разлуке с тобою начнём.
Все открытья души день вчерашний уносит...
Почему ж я считаю себя богачом?
001001001001
001001001001
0010010010010
001001001001

Чистый 4-стопный анапест. Неплохо задумано по теме: поставлен  глубокий вопрос: почему человек может быть наполнен, несмотря на то, что все «вчерашнее» уходит без следа?  Немного  снизило мое  впечатление обращение к конкретике «мы в разлуке с ТОБОЮ начнём» - здесь было бы интереснее нечто более абстрактное и обобщающее, вроде «Новый день мы без прошлого груза начнем»… Но автору виднее!

37. Рубаи о лести. Мари Полякова

Одета лесть в сверкающий наряд.
Гони льстецов: не мёд в словах, а яд!
Их речь, как ржавчина, съедает души...
Уж лучше пусть враги тебя бранят.
0101010001
0101010001
01010001010
0101010101

5 стопный ямб с некоторой погрешностью в 3 строке (многосложное слово «ржавчина» читается с двумя ударениями), стиль речи напоминает речь притчи, по содержанию - афористично, хотя едва ли многопланово.

48. Вопрос. Вячеслав Лобанов

О, Всевышний, создатель светил и планет,
На вопрос мой простой дай достойный ответ:
Почему радость цедишь ты только по капле,
А вот с горем сосуд не жалеешь, о нет!
001001001001
001001001001
0010010010010
001001001001

Чистый 5-и стопный анапест. Обращение ко Всевышнему с философским вопросом - характерная для канонического рубаи тема. Есть ли здесь второй план? Не думаю, но тема для размышления обозначена. Неплохая работа.

24. Рубаи о розе.  Бабка Ёшка

Стал гаремом садовнику розовый сад,
Он внимание дарит всем розам подряд.
Только розу одну соловей воспевает,
На неё устремляя восторженный взгляд.
001001001001
001001001001
0010010010010
001001001001

Еще один 4-стопный анапест (он, судя по всему чаще, чем 5-стопный ямб используется в переводах рубаят). Взята классическая, беспроигрышная тема - о розе и соловье, на которой построено большинство исламских и суфийских твердых форм. Образы символичны, за ними всегда имеется ввиду человек или Бог, или другой человек. Все условия конкурсного задания полностью выполнены, единственный недостаток - нет авторской идеи, оригинальности в решении темы. Хотя, безусловно, стихи, достойные номинации.

19. Оплошность.Владимир Курков

Значение использованных суфийских образов:
Завитки, кольца кудрей, - оковы иллюзорного мира.
Вино — это поток божественных откровений, Истина.
Чарка — сознание.
Уксус - ложное учение.
Жемчужина - наша душа.

Вкусил мой лучший друг заморского вина.
Кудрей струящихся пленила белизна.
Он поздно осознал: подмешан в чарку уксус.
Была жемчужина его растворена.
01 01 01 01 00 01
01 01 00 01 00 01
01 00 01 01 01 01 0
01 01 00 01 00 01

Написано 5-и  стопным  ямбом как композиция из суфийских образов-символов, которые автор заранее объяснил. Второй - внутренний смысл рубаи прочитывается, и это - заслуга автора и плюс к его произведению. Минус  - слабый  внешний, «бытовой» сюжет: вне символики это рубаи становится малосодержательным или даже не понятным, лишенным логики рассказа.

41. Суфий и ученики. Гольгертс

Мюри (араб. последователь, ученик) - в суфизме, ученик, находящийся
на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования.
Марабу- то же, что дервиш; мусульманский монах, член религиозного братства

Сплелись добро и зло, не разрубить узла.
Мюридам тяжело, но суфий подсказал:
Как жалок бедуин, который злом наполнен,
так светел марабут, что жил, не помня зла.
010101000101
010001010001
0100010101010
010001010101

Исполнено 6-и стопным ямбом. По моему мнению (на котором я не настаиваю), это - лучшее рубаи в пакете.  Взята философская  тема о переплетении добра и зла, решение которой нам предлагает суфий на примерах из жизни. И стиль речи,  и персонажи - характерны для  исламской поэзии, есть сюжет построенный на диалоге двух лиц и  двух способов существования: «бедуин, который злом наполнен» и  «марабут, что жил, не помня зла», есть и сторонняя оценка обоих:  первый - жалок, второй светел. Почему здесь есть второй план? Потому что и бедуин и марабут - это не только конкретные персонажи, но в большей степени  символические: в нашей жизни мы все являемся то бедуином, то марабутом…

44. На земле человек, словно выпавший снег. Твой Грей   

На земле человек, словно выпавший снег,
Так недолог отмеренный каждому век.
Мы бесследно уйдём или влагой наполним
Новой жизни растущий под небом побег?..
001001001001
001001001001
0010010010010
001001001001

Написано 4 стопный анапестом. Еще одно отличное рубаи. Как и в предыдущем, в нем ставится глубокий философский вопрос о роли человека на Земле: «мы бесследно уйдем или влагой наполним новой жизни побег»? И хотя в тексте нет ни намека на религиозное мировоззрение (атеист под «влагой» может понять конкретные  дела или еще проще - детей), но сама постановка вопроса религиозна по сути: в чем миссия  человека -  есть ли у него высшее  предназначение или он - только материя, «выпавший снег», который растает бесследно? Красивый слог, изящные образы и  много вариантнов понимания поставленного вопроса. 
 
18. Рассеять ночи мрак . Руслан Цвиткис

Рассеять ночи мрак одной лишь мне под силу!"-
Свеча сказала так закатному светилу.
"Ответ я утром дам."- сказало Солнце так.
Пришёл рассвет. "Свеча, ты где?" - оно спросило
0101010101010
0101010100010
010101010101
0101010101010

Чистый 6-и стопный ямб. Не банальная философская тема - притча в 4-х строках, выстроенная на диалоге. Притча всегда многопланова. Здесь дважды повторяется слова «сказало так», что в стихах другого жанра мне бы помешало, но  здесь этот рефрен  играет роль редифа, повтор придает стихам восточный колорит стиля речи: «свеча сказала так», «сказало Солнце так».  Удачное рубаи.

15. О возможности. Санди Иданс

Ты можешь в себе сто грехов побороть,
закаливать дух, совершенствовать плоть.
Но чтоб ты не делал, а завтра случится
таким, как того пожелает Господь.
010 010 010 01
010 010 010 01
010 010 010 010
010 010 010 01

Чистый 4-стопный амфибрахий - неожиданный выбор метра для рубаи, звучит мелодично. Хорошее содержание - не просто назидание очевидного, а тема для размышления, которую можно  вспомнить в самых разных обстоятельствах жизни, когда гордыня нашего Я вообразит, что мы что-то можем делать по своему плану…
               
                *   *   *

Вот и все рубаи, которые в этом конкурсе были номинированы. Как вы видите из разбора - мое мнение не то же самое, в каком по количеству набранных очков были выбраны победители. Это не страшно. Главное, что мы получили повод подумать о каждом стихотворении, разобраться  в достоинствах и недостатках его написания. А кто победил, кто  не преуспел - не так уж и важно.

Всем спасибо за ваше многотерпение и трудо.  Второй сезон Твердых Форм сегодня завершился - на днях я опубликую протокол Финала Серии и  мы выявим победителя по всем 4 турам.

Надеюсь, что на этом наше знакомство  не закончится:  разных безумных идей о новых учебных сериях у меня еще много. Не пропадайте из виду!

 С уважением, Ваша Алкора.