2016 - 3 конкурс. Итоги. Анастасия Кириченко

Золотой Пегас
1 место - 5. Вечная жизнь

посреди одичавшей евразии
я ношу расстоянья в груди
эк меня пустотой угораздило
не судим не судись не суди

даль неверными полнится криками
для крещенья узка иордань
правда око за око навыкате 
а как выкатит выколи глянь 

рубят головы мирные граждане 
чтобы дважды не чистить ножей 
будут чистые их выгораживать 
им бы кожи нарезать свежей 

новобранцы призыва любовного 
вяжут песню на горле как жгут 
по углам развелись уголовники 
и от запаха серного мрут 

берегись миротворцев пожалуют 
на разрытую землю любви 
заходи на свечу запоздалую 
и цветок у дороги сорви 

кинь под ноги что пахнут могилами 
в тёплый саван от зла завернись 
рвёт рубаху прощается с милыми 
непутёвая вечная жизнь

Комментарий: Здесь есть интересные моменты. Например «для крещенья узка иордань». Есть неплохие рифмы. Стихотворение построено на фразеологизмах, поговорках, которые автор перефразирует. Есть и неудачные моменты, но их меньше, чем в предыдущих стихах.
______________________________________________________

2 место - 10. Валькино житьё

Житьё у Вальки совсем не сахар, 
куда ни ткнётся - повсюду вилы, 
а тошно станет - цыплячью шею 
 опустит в плечи, насупит брови, 
и лбом об землю - хлобысь с размаху, 
прости мол, Боже, за прегрешенья, 
и, чтоб худого не сотворила, 
храни Валюху своей любовью... 

Проблемы Валька сольёт на Бога, 
свечу поставит - и вновь до хаты, 
там дел у бабы - вагон с телегой: 
сорняк на грядках, шитьё, уборка, 
готовка, стирка, мужик поддатый, 
пацан сопливый, свекровь-калека - 
помыть старуху уже неплохо б, 
так мужу пофиг - утёк куда-то... 

Впряглась и тянет, привыкла даже: 
журавль в небе, в руках синица, 
Бог на иконе, сама за лошадь 
 и всё нормально, и все при деле; 
свои в телеге, свои - не тяжесть... 
а в брюхе колет и мамка снится, 
и верит Валька, что Бог поможет 
 перетерпеть всё, не удавиться. 

Комментарий: Просторечия спасают это стихотворение. Лексика в данном случае позволяет и стилистические вольности, поэтому ничего катастрофически плохого про это стихотворение сказать не могу. По крайней мере, атмосфера передана. Первая строфа неплоха.

3 место - 3. Знак полыни

        Ликвидаторам аварии на Чернобыльской АС 
                                               посвящается...

Вот такой он, большой и сильный,
человек, что великим не был.
Его жизни вполне хватало,
чтобы древо свое взрастить.
На коре выжжен странный символ:
лист полыни размером с небо.
Ну а небо с овчинку стало
для того, кому дальше жить...
 
По-весеннему солнце грело.
На ветвях распустились листья.
Все обычно. Вполне привычно...
Только горе стучит в окно...
Безнадежно и оголтело.
Только тонут в тревоге лица...
Что ж ему о своем, о личном,
 когда горе на всех одно?...
 На раздумья хватило суток.
 Отговорок душа не ищет.
Впереди лишь одна дорога –
прямиком в беспросветный ад.
Здесь за годы сойдет минута,
в этом прОклятом пепелище.
Пара зивертов - это много...
Только нет уж пути назад...
А повсюду следы былого,
что служило когда-то счастьем.
Но рассыпаны эти чётки,
только тронешь - на пальцах смерть...

Все никчёмно и бестолково,
жизнь у смерти уже во власти...
лишь спасенье - бутылка водки.
Эх, успеть бы ещё, успеть!..

 Всё сложилось. Господь не выдал.
/ И, конечно, свинья не съела/.
Он вернулся к привычной жизни,
заслонив этот мир собой.
Только слабость...не подал вида...
да еще голова болела...
Не пристало ему капризным
 становиться, смакуя боль...

 ...Эту горечь дождями смыло.
 Виноватых уже не ищут.
Тридцать лет как одну минуту
чья-то память сожмет в кулак...
 Его сердце давно остыло
 на израненном пепелище.
Чтоб не выжгла ещё кому-то

 та полынь свой печальный знак...

Комментарий: Если читать поверхностно, - лучше предыдущих. Неплохой слог. Но рифмы и образы порой убивают. Не очень  поэтичный язык. Можно было сказать это многократно красивей. Тоже штампы. Начало интересное, что-то в этом есть от Рождественского. Как мне кажется, именно Рождественского читает автор.
________________________________________________________

4 место - 9. Человеку дождя 

Вечер, полный дурмана и запахов леса,
обнимает луну, в занебесье маня,
дождевою, почти непрозрачной, завесой
отделяет пространство твоё от меня.
Отпускает к земле беспокойные струи,
те вонзаются – каждая, словно копьё,
миллионами  жгучих шальных поцелуев
возбуждая её и питая её.

Ты врождённо влюблён в эти слёзы природы,
в эту хлипкую зябь и унылую хмарь,
близкий мне человек из осенней  породы,
положивший любовь под дождём на алтарь.
Слыша вздохи органа в трубе водосточной,
рвёшься слиться с водой, раствориться в дожде
и, глотая взахлёб влажный  воздух  непрочный,
ты теряешься в нём. Ты везде и нигде.

Молчаливые тучи – небесные профи
по эскизам ветров из далёких сторон
лепят в небе твой бледный задумчивый профиль,
он из разных дождей для меня сотворён.
Силуэты домов за стеклом эфемерны,
мир стучится в окно, не просясь на ночлег.
В каждой капле дождя лебединую верность
я храню для тебя, странный мой человек.

Комментарий: Хлипкая зябь и унылая хмарь – хорошо. Остальное – почти все плохо. Ничем не выделяется из всей этой подборки, собственно. Отделяя пространство твоё от меня – кошмар. И это не вкусовщина, я не придираюсь. В каждой строфе по нескольку штампов.

5 место - 7. Сага о драконе

Заходила в зенит луна, ночь, как пропасть, была бездонна
И шептала: «Придет Она, и разбудит в тебе дракона…»
В небе плавилась к марту сталь, и ветра завывали гулко,
И за шиворот тек февраль чуть подтаявшею сосулькой.
По накатанной шли дела, пешеходы зевали сонно…
Но внезапно она пришла: разбудившая в нем дракона.
Он узнал ее. Не дыша, ей в колени уткнулся слепо,
И свернулось в горящий шар подожженное ею небо,
И стучало ему в виски… И в своей первобытной силе
Были огненны и легки молодые драконьи крылья.
Перепутавший явь и сон меж небесными берегами,
Воспарил над землей дракон, для нее выдыхая пламя,
Сочиняя стихи о ней, испуская в астрал зарницы.
Но в один из июльских дней отдалась героиня принцу.
«Быть драконихой? Нипочём! Отыщи понаивней дуру!»
… И с него содрала живьем золотую драконью шкуру.
И ему расхотелось жить… Но подобие счастья-рая
Из разбитой его души собрала для себя другая.
Отвела для него альков и поила чайком с малиной,
Накупила ему носков, родила ему дочь и сына.
Не искала его тепла, не ждала от него «лямуров»,
И однажды в ночи сожгла ненавистную эту шкуру.
И развеялся сизый дым. И астралу дракон не нужен,
Потому что он стал земным, чьим-то самым обычным мужем.
Но случаются каждый год семь ночей, для жены бессонных,
Чтоб молить: «Отпусти его, Пробудившая В Нем Дракона»

Комментарий: «испуская в астрал зарницы» - это самая лютая дичь, которая есть в этой подборке))) Смеялась долго. Рифмы – не рифмы, странная история про содранную кожу и нежелание жить после этого. Стихотворение вызвало у меня лавину сарказма. Если автору пятнадцать – шестнадцать лет, то сносно. Если нет – печально.
__________________________________________________________

6 место - 6. Дом, который я строил...

Дом, который я строил,
был, как водится, мал:
в нем я не был героем,
на Луну не летал,
колдовским  баритоном
не тревожил сердец,
не бросал  батальоны
под разящий свинец….
 
Но зато в этом доме,
без дверей и замков,
есть и солнце на склоне,
и погост стариков,
запах хлеба из печки,
нежность близкой руки,
и резное крылечко
на четыре… строки.  

Комментарий: Ничем не отличается от миллионов других стихотворений. Очень слабые рифмы при четырехстопном хорее, плюс штампы – неудачное стихо.

7 место - 2. Ноябрь на исходе. Глядит баба Галя с опаскою...

Ноябрь на исходе. Глядит баба Галя с опаскою
На выпавший снег и молитвенно шепчет слова.
И вновь открывает комод заскорузлыми пальцами,
Где деньги на уголь припрятаны и на дрова.

Где в рамочках старых, кривых, потускневших, неправильных,
Что вырезал внук из картона без всяких затей,
Далекую молодость скромно хранят фотографии,
Которые дров и угля для старушки важней.

На глянцевых снимках застыли мгновения вечности,
Нечеткие лица, чему только время виной,
И муж, в сорок первом проклятой войной искалеченный,
И сын, что изранен навеки афганской войной.

А что было в жизни? И горести были, и радости,
И падала ниц, и опять поднималась с колен.
Пожить беспроблемно хотя бы немного, хоть в старости,
Но как ни печально, а старости нет без проблем.

И ветер гудит оголтело над ветхою крышею.
И снега все больше. Уже не заметно дорог.
Глядит баба Галя на фото и просит Всевышнего
О самом святом для нее — чтобы сыну помог.

Комментарий: Отвратительная фонетка! Баба Галя не может смотреть на снег с опаскою в данном случае. С опаскою она может смотреть на буран, цунами ( тут скорее всего с ужасом) и т.п. Но не в данном случае, когда, как я понимаю, у нее нет денег на то, чтобы обогреть дом. Очень много штампов. В чем Всевышний должен помочь сыну?! Смысл понятен с трудом, потому что мысль автора не имеет четкой последовательности. Приходится перечитывать все сначала, чтобы уловить суть. Мысль растеклась.
___________________________________________________

8 место - 4.  Ящик Пандоры

Вот падают звезды  с полночного неба. Потом будет поздно разгадывать ребус, потом будет страшно сворачивать горы - откроется ящик красотки Пандоры. Пока еще птицы в садах не уснули, пока у границ не стоят караулы. Пока не страшны нам подводные рифы, и мы еще верим в легенды и мифы.И с новой весной расцветает черешня, пока мы с тобой влюблены безмятежно.
Все будет прекрасно до первых раздоров - не трогай напрасно ты ящик Пандоры.

Неспетая песня, забытое счастье - у каждого есть этот маленький ящик...

Комментарий: Долго думала: плохая рифмовка или это приём такой, что у автора все на созвучиях строится.  Прочла еще раз – плохая рифмовка. Слабое стихотворение. Концовка просто скатилась.
_____________________________________________________

9 место - 8. Собирай…

Собирай предпоследние крохи тепла,
Точно жёлтый горох, рассыпаемый зреньем.
Как пронзительно лето, что – точно стрела –
Во вчера устремясь, шелестит опереньем.

Это осень крадётся – опять и опять,
Как соседская кошка в пустые ворота,
Но цыплят не осталось, чтоб их сосчитать,
И я знать не хочу окаянного счёта.

Что осталось мне? – пыль улетающих дней,
Слабый, солнечный свет, не обретший зенита,
Тишина, как ничто, тишина и за ней
Воскрешенье всего, что, казалось, забыто...

Там, уже за плечами, напрасно маня
Неизбывною жаждой, с которой не сладить,
Там сегодня никто не оставит меня,
Да и я никого не сумею оставить.

И последние дни, уходя без следа,
Соскользнут по стеклу, сквозь знакомые лица,
Как случайные капли сухого дождя,
Что собрался пролиться, и всё ж – не пролился.

И я молча ловлю этот призрачный свет –
Отовсюду, где даже и не было света.
И опять – тишина да кружение лет
Под немое молчанье ушедшего лета.

Комментарий: Одно и то же из строфы в строфу. Никакого развития. Ужасные рифмы. Понатыкано слов и лишних слогов для стройности ритмики, можно было это написать иначе. Собственно, все уже понятно по желтому гороху, рассыпаемому зреньем. Множество противоречий, плохая фонетика, маленький словарный запас. Стремление написать длиннее, чем можно себе представить.
________________________________________________________

10 место – 1. Поэту

Ты замираешь от соблазна строк,
пульсирующих пламенно под кожей,
но статус слова выше и дороже,
когда молчанья истекает срок.

Зачем тебе, мужчине, этот бред,
то - пылкий, то - горчащий от досады?
Поэтам не положены награды
за мудрость, что приносит рифмы свет.

Зачем тебе заблудшие миры
таких, как ты, отмеченных недугом?
В них ритмика пульсирует упруго
и не стабильны правила игры.

Поэт... мужчина... реставратор душ,
тебя читают жадно, с упоеньем,
а ты влюблён в строфу и вдохновенье
и больно ранен жалами кликуш.

Пусть неразрывна подлинная связь,
найти непросто истинные строки.
И всё же... 
безнадёжно одиноки,
художники, рисующие страсть...

Комментарий.  Два раза у человека что-то пульсирует. То под кожей, то в мирах – ограничен словарный запас. Как можно сказать «статус слова»?! Почему в строках есть соблазн? Что это за строки?! Какой бред?! Очень странное начало второй строфы. Первый раз слышу, чтобы мудрость принесла рифма. Какой недуг? Каждая строфа вызывает негодование. Лютейшая графомания. На лицо подбор по рифме. Смысловая избыточность (больно ранен и т.п.), тавтология. Откровенно плохие стихи. 
© Анастасия Кириченко,
http://www.stihi.ru/avtor/pntera,
а ещё можно посмотреть выступление Анастасии на Вечерних стихах