Как навешивают ярлыки

Михаил Кошляк
                Казахстанская Правда 21 мая 1988 года суббота.
                Орган ЦК Коммунистической партии Казахстана
                Верховного Совета и Совета Министров Казахской ССР.

В начале февраля 1987 года руководство Казахского государственного университета, а также Калининский райком партии утвердили характеристику- рекомендацию М. Кошляк
для трех-четырехгодичной командировки в одну из развивающихся стран в качестве преподавателя философских дисциплин (Анголу). Характеристика отличная, чего в ней только ни отмечено: "морально устойчив, политически грамотен", пользуется уважением студентов и преподавателей", " имеет большой стаж партийно - профсоюзной работы", " активно участвует в пропаганде решений 27 съезда КПСС, 16 съезда Компартии Казахстана,
материалов Пленумов ЦК КПСС" и т. д., и т. д. Правда, высказали в благожелательном тоне и некоторые пожелания, как того требует время.
А спустя всего два месяца - 30 марта- " морально устойчивому и политически грамотному"
М. Кошляк парторганизация философского - экономического факультета Каз ГУ объявляет строгий выговор с занесением в учётную карточку " за отступление от принципов интернационализма" и " вредные в политическом отношении рассуждения об основах Советской Конституции". Ни больше, ни меньше!
Это взыскание с чуть изменённой формулировкой следом было утверждено парткомом университета. Этим же постановлением партком предложил учёному совету факультета рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания М. Кошляк на преподавательской работе. У человека, как говорится, все полетело в тартар тары, вмиг
рухнули радужные планы на будущее. Настоящее превратилось в кошмар.
Что же произошло? Только что работник, коммунист был на хорошем счету и вдруг такое? Не надо, однако, быть слишком проницательным человеком, чтобы прийти к простому логическому выводу: либо необъективной была первая характеристика, подписанная в феврале, либо был допущен необъективный подход к человеку во втором случае.
Но М.Кошляку было не до разгадывания этого ребуса, на прочь ломалась его собственная биография, судьба его семьи: тебе уже под пятьдесят, за плечами солидный стаж преподавательской работы. И вдруг в такие-то годы оказаться за бортом да еще по существу с "волчьим билетом": шовинист - раз! Распространяет чуждую, - политически вредную информацию - два! Да тут с ума можно сойти! С такой характеристикой на пушечный выстрел нельзя подпускать к студенческой аудитории.
Удар, нанесённый М. Кошляк, был такой силы, что спервоначалу он сник, решил бросить все и вся и уехать из родного города хоть на край света. Но все же устоял, сказалась жизненная закалка.
Оскорблённое чувство собственного достоинства требовало справедливости, надо было бороться за свои права, и М. Кошляк подал апелляцию в Алма - Атинский горком партии,
обратился в сектор национальных отношений ЦК Компартии Казахстана с просьбой разобраться по существу.
Авторитетные комиссии скрупулёзно опросив десятки людей, отменили поверхностный и односторонний подход к рассмотрению персонального дела М. Кошляка со стороны
партбюро факультета  и парткома университета, их формальное, а по существу бездушное
отношение к судьбе коммуниста. Установлено, что по отношению к Кошляку была проявлена явная тенденциозность, предвзятость, не обошлось и без подстрекателей, стремящихся во что бы то ни стало обвинить его в разных грехах, навесить порочащие ярлыки.
Итак, истина вроде бы восстановлена. Но какой ценой? За долгие месяцы борьбы за справедливость у М. Кошляка серьёзно пошатнулось здоровье, на дом к нему то и дело начала наведываться" скорая." У недавно ещё крепкого человека(он 17 лет подряд возглавлял студенческие строительные отряды, не зная трудовых отпусков)обнаружились
сердечная недостаточность, стенокардия, функциональный невроз. Пошли другие хвори. Увы , ничто не проходит бесследно.
А теперь пора ответить на вопрос: что вызвало  появление этого персонального дела?
Поводом явилось заявление девяти студентов группы №303 третьего курса юридического факультета. В нем М. Кошляк обвинялся в якобы предвзятом отношении к ряду студентов
во время зкзамена по диалектическому материализму. Так, студентке, не ответившей на один из вопросов билета, он выставил оценку "четыре." Студентка же претендовал на то, чтобы её знания были оценены не иначе, как на пятёрку. Ответы студентки также не отличались полнотой и ей была выставлена четвёрка, хотя та полагала, что заслуживает отличной оценки. Трое вообще не могли ответить по билетам и, естественно, получили двойки. Заметим, что студенты, которые с первого курса учились на круглые пятёрки
и показали на экзамене твёрдые знания, получили высший балл.
Спустя пять дней недовольные результатом экзаменов написали групповое заявление, в котором доцент Кошляк обвинялся в предвзятом отношении к студентам казахской национальности. И тут пошло и поехало. Сверх оперативно создаётся комиссия для рассмотрения этого заявления. В момент оформляется персональное дело. Это вместо того,
как требует этика педагога, разъяснить "обиженным", что негоже таким путём добиваться
отличных оценок, их надо заслужить прилежанием, упорной работой над собой. Опять же в нарушение педагогической этики не берутся в учёт положительные отзывы студентов других групп (305-истфак,301-юрфак)не принимается во внимание  мнение коллег по кафедре, выступивших в защиту своего товарища. Комиссия не предала значения и такой "мелочи," что в ходе экзаменов М. Кошляк изъял целую пачку шпаргалок у  недобросовестных студентов. Студентов фактически настраивали против преподавателя.
Обошли и тот факт,  что после повторной переэкзаменовки другая комиссия  в составе профессора и двух доцентов вновь подтвердила недостаточно высокий
уровень знаний недовольных студентов.
Дело дошло до того, что была фальсифицирована характеристика, ранее составленная на Кошляка. Уже после того, как ее утвердили на парткоме Каз. ГУ, в ней стёрли строчку и внесли такую надпись: " политическими качествами не обладает." Это сделано в партбюро
философского - экономического факультета, теперь покойным, Ю. Лифановым. Подлог, да ещё неграмотный. Ему даже вменили в вину, что он подрывает основы Советской Конституции(?!). Правда этот пункт обвинения на парткоме был заменён более обтекаемой формулировкой - "за обывательские рассуждения о депутатах". Кошляк же во время консультации в качестве аргумента, подтверждающего процесс нынешней демократизации общественной жизни в стране, привёл факты отзыва ряда депутатов, не оправдавших доверия избирателей,  сославшись на сообщения публиковавшиеся в прессе .То есть по существу все "факты против него подавались в кривом зеркале. Попутно, к стати, его освободили от обязанностей парт групорга кафедры. М. Кошляк пытался объяснить секретарю парткома В. Чеснокову, но у него не нашлось времени принять коммуниста.
Спрашивается, о какой о такой объективности доброжелательности к людям может идти речь при таких нравах, утвердившихся в стенах крупнейшего вуза республики? И вовсе не случайно, что из университета не прекращаются сигналы, заявления в которых вскрывается явное неблагополучие здесь с процессом перестройки, с утверждением подлинной здоровой морально- политической атмосферы.
Безусловно процесс демократии в таком огромном коллективе, как университет, и противоречий не может идти без трудностей. Но важно, однако, не допускать при этом, чтобы те, кто отстаивает право на справедливость, не оказывались на больничных койках.
Свежий ветер перестройки должен наконец основательно продуть застойную атмосферу, унаследованную от прошлых, недоброй памяти времён.
В жизни вуза какие - то конфликты между педагогами и студентами, видимо, неизбежны.
Но если раньше они редко становились достоянием гласности, то теперь это происходит почти всегда. Само собой разумеется, каждый подобный случай должен рассматриваться
скрупулёзно, конкретно, объективно. В конфликте, здесь описанном, национальный момент некоторые студенты использовали как прикрытие, как предлог, чтобы придать своим прихотям некую значительность, своего рода "идейную" окраску.
Если бы случай изучили основательно, то его могли бы даже обратить на пользу делу воспитания. Ибо был бы удобный предлог показать, как порой искусственно возникает "национальная" проблема там, где её нет. Здесь бы и разъяснить молодым людям безнравственность, ущербность их позиции. Здесь бы и убедить, что подлинный интернационализм несовместим с наветами, с корыстными интересами, демагогией.
Однако партбюро факультета и партком университета не только не отвергли примитивные
измышления, но и способствовали их раздуванию.
И ещё нет идеальных людей. У М. Кошляка тоже были организационные  ошибки в работе. Однако на факультете приложили немало усилий, чтобы с самого начала сместить обвинения в идеологическую плоскость, навесить политические ярлыки. И тем самым дискредитировать, поставить под сомнение личность педагога в целом, вынести ему своего рода гражданский приговор. Этот путь не имеет ничего общего с воспитанием кадров, с партийной требовательностью, предполагающей прежде всего доброжелательность и объективность.
                Павел Фомич Яценко
                ветеран партии, член парт комиссии
                при Алма - Атинском горкоме партии.
***
Австрия - Вена, 21 мая 2016 года.
Перепечатано с Казахстанской Правды от 21 мая 1988 года.

   Мнение М. Кошляк на реабилитационную Статью.
   Всего этого могло бы не быть, если бы я был сговорчив и на вступительных экзаменах 1 августа 1986 года уважил просьбу декана и по протекции декана Алшанова поставил отличную оценку абитуриентке. Разгневанный отец девочки М. Садуов прибежал ко мне, он жил в одном доме со мной, и начал кричать : " Мне обещал декан!" - "кто обещал пусть тот и ставит" - ответил я.
Во вторых меня уговаривали избираться секретарём парт организации Философского факультета, в - третьих пришла разнарядка
 на командировку на работу в Анголу. А главная причина была снятия с поста Секретаря ЦК КП Казахстана Д. А. Кунаева и назначение Москвой на эту должность русского партийца Г. Колбина. Произошло выступление молодёжи против действий М. Горбачёва и был вбит клин национализма
между русскими и казахами. На кафедре Гуманитарных факультетов работали два русскоязычных доцента и оба были изгнаны в один год. И Университет был переименован который носил имя С. М. Кирова в национальный. Сотни молодёжи за выступление на Площади 16 - 17 декабря отправились валить Енисейскую тайгу, а позже эти дни стали национальным праздником. Заведено сотни дел на русских педагогов и это был лишь повод, а причина - бездарная политика Горбачёва.
Позже я даже работал в Верховном Совете Р. Казахстана и всё же пришлось эмигрировать через 20 лет дело завели на моего сына и мы бежали в Австрию где и нашли защиту.
А спустя 7 лет вернулся уже в Новую Россию, отдав 50 лет Казахстану и шагнул на 82 год в своей жизни.
 К 36 летию моей реабилитации и победе над националистами Казахстана в Каз. Гос. Университете.

31 марта 2023 г.