Стихосложение глазами инженера. Поэзия твой выход!

Зоя Слотина
Предисловие. Дорогие мои читатели! Я инженер, который любит читать и писать стихи. Я  заинтересовалась    процессом сложения стихов и их ролью  в жизни людей. Мне было важно понять, чем нас так влекут к себе стихотворные строчки. Результаты  своего исследования я изложила в четырёх статьях. Эта последняя. За то время, пока я читала и перечитывала работы других авторов о литературе и поэзии, мне многое открылось в ремесле поэта. Поэтому я решила поделиться со всеми, у кого есть вопросы о поэзии, и кого эти вопросы волнуют. Как вы понимаете, здесь нет профессионализма настоящих учёных литераторов. Зато я поняла, что такое декаденс в поэзии,  и почему он не востребован широкой публикой. Что такое народная поэзия, и за что  народ любит одних поэтов, а к другим равнодушен. В короткой статье невозможно подробно сказать, как я отношусь к тому или иному поэтическому течению, но из неё понятно, как я понимаю задачи поэзии, и как я могу относится к тому или иному автору.

Понять, уяснить для себя что такое поэзия  – это ещё не значит идеально писать стихи, но я очень надеюсь, что понимание отразится на моём творчестве. Всем, кто будет читать, желаю с пользой потратить время.


Поэзия твой выход!   

В наше время быстро развивается всемирный разум. Ручной труд человека заменяется автоматами.     Комфортность жизни обывателей с каждым годом  растёт. У  людей больше возможностей для физического и интеллектуального развития.  Занятия разными видами искусства в том числе увлечение  художественной литературой и поэзией становится и отдыхом и популярным хобби.  Огромная армия людей разных профессий  пишет прозу и стихи. Интернет  переполнен авторскими работами разного жанра. Это явление вдохновляет  и в то же время  не умаляет значения профессионализма  в литературе.   
 Изданными  книгами завалены книжные прилавки,  но  книги плохо  покупааются, особенно стихи. Предложение превышает спрос.  Неожиданно.

Все виды искусства – не только украшение жизни, но и то, что возвышает человека в его собственных глазах, даёт ему моральную опору в необычных ситуациях, укрепляет дух в сложных условиях жизни.
Живопись, архитектура и музыка мгновенно вызывают эмоции,   чаще всего не выраженные словами. Степень их восприятия зависит от способности различать цвета,  развитости музыкального слуха и уровня эмоциональности  в  человеке. Фильмы воспринимаются легко,  как  чья-то реальная жизнь, что проходит перед глазами.  Литература  в ряду всех видов искусств занимает особое место из-за своего  воздействия на разум человека 
Литература требует серьёзных затрат энергии на работу мозга. При  чтении  расшифровываются графические знаки, которые сначала озвучиваются и превращаются  в понятия.  А понятия воспринимаются как зрительные образы и потом осознаётся смысл фраз, которые изучаются совместно со всем текстом,  после этого мозг вырабатывает практически новую  для себя информацию на основе только что прочитанного текста. Поэтому разные люди по разному воспринимают и понимают одну и ту же книгу,  произведение и стихи.   Мало того, при повторном чтении читатель часто открывает для себя в известном тексте  новую информацию. В связи с этим можно сказать, что чтение литературы развивает мозг эффективнее, чем все другие виды искусстива.

 Что касается стихов, то их чтение требует значительно больше труда для своего осознания, чем чтение прозы. В них  зашифрованы не только звуки, но и  мысли  автора. Стихи стимулируют быстрый запуск творческого процесса, развивают объём памяти читателя. Пока общество ещё не достаточно оценило роль стихотворного текста в развитии личности. Но  и это не за горами, потому что наука не стоит на месте. Когда-нибудь осознается,    что трудная работа мозга при чтении стихов даёт несравнимые ни с  чем результаты при развития творческого начала  личности.
 Чтение книг и особенно стихов одно из самых  сильных и долговременных удовольствий,  только надо   хорошо  потрудиться, чтобы  научиться их читать.
Встречаются люди от природы  неспособные читать. Чтения у них заканчивается  на начальном уровне  распознаваниия  букв. Таких людей не так уж  мало. И довольно часто встречаются люди, которым трудно и потому неприятно читать. Они могут получить среднее образование, и их  ограниченные способности не сразу бросаются в глаза, особенно в наше время, когда информация отовсюду  валится на головы людей  в звуковом варианте.
 Но  также существуют люди, которые самостоятельно овладевают скорочтением. Страница книги  ими читается за три - пять взглядов,  информация  воспринимается анализируется и запоминается со скоростью восприятия её глазами, минуя озвучиание.  Уже  изучен  феномен скорочтения и есть методики обучния такому чтению. Однако не каждый человек может овладеть этим процессом, но зато все могут увеличить свою скорость чтения и восприятия текста. 
Большинство выдающихся мыслителей,  высокоразвитых людей в разных областях науки и искусства  владели техникой скорочтения.  Известно, что Пушкин, Ленин, Маяковский, Горький  самостоятельно овладели этой техникой. И они не единственные люди на земле с такими способностями.  Кто много и с большим интересом читает, при дефиците времени автоматически овладевает скорочтением.

Однако чтение стихов и художественной литературы, когда человек получает удовольствие от звучания текста, должно быть медленным. Из-за завораживающего звучания  слов читателя тянет неоднократно  обращаться к  одним  и тем  же  книгам. Эту тягу интуитивно чувствуют дети. Зная содержания любимых сказок, рассказов, стихов,  они не устают их перечитывать сами и просят взрослых читать для них. Сами, часто закрыв глазки, наслаждаются звучанием текста.
 Самостоятельное чтение, рождает в мозгу человека  его собственные оригинальные  образы. Мы это замечаем при экранизации известнных нам произведений. Почти всегда видение режиссёра не совпадает с нашим собственным представлением происходящих событий и внешнего вида литературных героев. 
Письменность и процесс  чтения – величайшее достижение человечества. Развитие и тренировка способностей к творчеству у людей начинается  при чтении сказок. Кульминацией достижений художественной литературы  является поэзия, поэтому чтение  и заучивание хороших стихов  -  это  тренировка   творческой умственной деятельности, расширение диапазона  используемых фраз, словосочетаний и выразительных  средств речи, что делает человека интересным собеседником.  Такого человека в быту называют начитанным.
 Книги никогда не утратят своего значения для человечества. Может быть, страницы будут изготовлены из другого материала. Но любимые произведения у культурного человека всегда будут на полочке под рукой, и томик любимых стихов  навсегда останется его другом, учителем, тренером мозга. Отказ от книг ведёт к  быстрой деградации личности,  как отказ от движений ведёт к атрофии мышц.
 Книги когда-то  были источником мудрости,  живительным родником  для ограниченного круга людей. При всеобщей  малограмотности это понятно. Считалось, что книги учат, а ученье – свет. И теперь они остаются тем же и опять только для ограниченного круга  людей. Только для тех, кто стремится к знаниям и к творчеству.  Ограниченный круг временами бывает то шире, то уже в зависимости  от условий жизни,  моды, общего духовного здоровья общества.

Одна из причин  невостребованности книг в наше время проста.  Мир  быстро меняется,  люди с детства широко информированы. В книгах  им  не хватает новой информации, а  знакомая, многократно перемалываемая, да ещё плохо поданая  информация  не увлекает. 
Вторая причина больше тревожит.  В  связи с развитием науки и техники неудержимо растёт объём информации, которая сплошным потоком льётся на голову людей  в более приемлемом виде,  в виде фильмов или озвученных  произведений. Нет необходимости самому напрягаться, размышлять, осмысливать печатный текст. Экономия сил и времени и, как расплата, угасание собственных способностей, незащищённость  от внушений,  манипулируемость.  В то время как читающий человек имеет своё видение и плохо поддаётся манипулированию. 
С развитием интернета  отпала крайняя необходимость рыться в библиотечных фолиантах, картотеках,  подбирать и осмысливать информацию, когда она предоставляется уже осмысленная кем-то и подобраная нужным способом. Читатель, получая  подборку информации из интернета, принимает на веру чужие выводы. Чужая осмысленная интерпретация становится его мнением. Из-за лени ему никогда случайно  не попадётся   что-то новое незнакомое, или забытое старое, уточняющее основной вопрос,  пробуждающее интерес. У него не  случится автоматического расширения поля знаний. 
Третий  ответ совсем печальный.  Изданием  книг занимаются  профессионалы бизнеса,  не  создающие  собственной тенденции. Они подхватывают сложившийся  общий интерес  - это действие  наилучшим образом обеспечивает  получение прибыли. Заниматься созданием тенденции, интереса  или, как говорят, раскручивать автора - хлопотное  затратное и рискованное дело. Поэтому не предложение издателей вызывает спрос, а спрос вызывает предложение от издателей.

Огромную роль в создании тенденций в развитии морального климата в обществе играет поэзия, которая по своей природе должна возвышать достоинство человека,  освещать его роль в природе,  пробуждать добрые  чувства и лучшие помыслы,  которыми человек отличается от биоорганизма и от животных. Такая  роль накладывает большую ответственность на поэтов перед человечеством и своим временем. Много дано – много спросится. Поэзия создаётся  при возвышенном состоянии души поэта и вызывает возвышенное состояние души у  читателя, иначе это не поэзия.

В СССР создавали интерес у народа  к патриотической литературе, но делали это из рук вон как плохо и зачастую вызывали обратную реакцию. Только поэты  не подвели.
В дни моей молодости в СССР и наука, и техника не могли обеспечить для всех  равные комфортные условия жизни.  Народ жил менее комфортно, чем сейчас. В быту и на производстве  было много тяжёлой ручной работы. Кроме того,  управление во всех сферах жизни велось  плохо. Как будто никто или не знал, или  не умел, или не хотел руководить порученным ему делом.   
 Вспоминая эти годы, я понимаю, что управленческие кадры не только не справлялись со своими обязанностями, но ещё не понимали их. Поэтому вызывалось  яростное недовольство бессильных ничего не умеющих, ничего конкретно не предлагающих, но требующих перемен диссидентов.  В конце концов в девяностых годах были необдуманные, неподготовленные реформы, которые принесли стране и народу страшные бедствия.

 Но в послевоенные годы  рядовые люди  были  довольны стабильностью, наступившей  после революций и войн. Благодаря поэтам, они чувствовали себя нужными, призванными к решению высоких целей. Я выросла среди этих людей. У нас были цели, планы, реализация которых зависела от нас самих. Мы не страдали от того, что кто-то посмел неудовлетворить наши личные  амбиции,  никто особо не страдал от  ущемления  своих  прав. Несовершенные правила в нашей среде были одинаковы для всех.  Да,  имели место перегибы из-за глупых амбиций со стороны мелких мало развитых  администраторов.  Сама  жизнь медленно  со временем сметала  их. Безусловно, жить было трудно. А жить всегда трудно. Кому тяжело от скуки, а кому от непосильного труда. Мы бескорыстно помогали, чем могли,  друг другу. Светло жили,  и свет несли поэты.
Поэзия спасала не только любителей. Какие нужные были стихи!  Какие слова и  идеи находили для нас советские поэты. Они объясняли нам кто мы такие, зачем живём и так возвышали  нас в наших глазах, что мы чувствовали себя нужными, необходимыми для жизни страны. Мы верили, что не напрасно живём и не напрасно рвём свои жилы. А жилы рвали  на целине, на строительстве БАМа, на комсомольских стройках, в авралах на заводах, на свехурочных  работах в конструкторских бюро. Были вынужденные герои, потому что  безответственные   местные администраторы  создавали критическую ситуацию. В этой трудной жизни с нами были поэты.

Привожу примеры незабываемых строк популярных стихов, которые нам помогали жить.

 «В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропикам, ты к полюсу
Легла родимая, необозримая,
Несокрушимая моя!
Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.»

Наш труд поэты называли подвигом, нас величали героями, нас уважали.
 
«Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет,
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля.
Растаял в далёком тумане Рыбачий
Родимая наша земля.»

Нынче, благодаря новым тенденциям в искусстве, привилось упрощённое отношение к любви. Самое прекрасное чувство, которое случается один раз в жизни человека,  из состояния души превратилось в физиологический процесс, который может повторяться в жизни многократно. Из бесценного дара Бога любовь перешла в категорию ширпотреба.

Вспомним стихи поэтов прошлых лет, когда мы чувствовали  себя  людьми, способными на великие чувства.
 
«Ты - мое дыхание,
Утро мое ты раннее.
Ты и солнце жгучее
И дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею,
По такому случаю
Ты подожди.»

Это такое прекрасное стремление к совершенству во имя любви,  это светлое чистое желание улучшить себя  для любимого, чтобы стать ему равной.  Святая роль любви в жизни людей. Любовь должна  делать общество лучше, украшать его.

«Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною,
С тихим утром, с майским садом, с гибкою рябиною,
С вишнею, черемухой, даль мою туманную,
Самую далекую, самую желанную.»

Вот что такое любовь по мнению поэта! Это нежное восхищение, это восторг души! Это заоблачная высота души любящего человека.
 
«Называют меня некрасивою,
Так зачем же он ходит за мной?
И в осеннюю пору дождливую
Провожает с работы домой.»

Это опять о том, что любимая не бывает красивой или некрасивой. Любимая не бывает богатой или бедной. Любимая просто любимая.
 
«Услышь меня, хорошая,
Услышь меня, красивая,
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая.»

Вспомним поэтов, которые наряду с нашими солдатами словом защищали свою страну. Они с оружием в руках были на фронтах и писали стихи от души и для души.


«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!»

Какой мощный призыв в этих строчкох к борьбе против общего врпга.

«Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,...»

Эти строчки воплотили то, что на душе у каждого человека.

Вспомним о дружбе, которую воспевали наши поэты. Какие пронзительные  стихи писал Высоцкий о друге, какие светлые строчки писал о дружбе Танич:

«Вместе весело шагать по просторам,                По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.»

Чего стоит  весёлая песенка Пляцковского « Ну а дружба начинается с улыбки», которая была на устах многих людей:

«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.»

Вот что такое дружба по мнентю поэтов: Свет, радость, надёжное плечо. И им верили, с ними соглашались.

 Когда поэты писали о неповторимости нашей природы, сердце замирало от восторга. «Какое счастье родиться в таком благославенном краю,» - думала и думаю я до сих пор.

«Берёза - белая подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга
Тебе оставила свой снег?»

Сколько нежности к неповторимой русской берёзе, к тонкой и стойкой рябине. Это русская сторонка. Это родина моя!

« Вечер тихой песнею над рекой плывет.
Дальними зарницами светится завод.
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под рябинушкой парни
ждут меня.»

А неповторимый Пушкин задал тон всем последующим поколениям.

«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
С скроется за край окружных гор.»

И мы имели   море   стихов, которые мы готовы были  покупать и держать рядом с собой, чтобы наслаждаться их звучанием и повторно читать, как мантры. Хотя  стихи не лежали на прилавках книжных магазинов, мы их  искали, находили, приобретали у спекулянтов, переписывали в тетрадки. Они, наши поэты, давали нам силы жить светло, достойно, любить и работать самозабвенно, гордиться своей жизнью, своей неповторимой Родиной и стремиться сделать жизнь лучше для всех.
Поэзия – это наша неспящая совесть, непозволяющая забыть печали, ошибки. Но в трудные времена людям надо напомнить об их достоинстве, о чести быть человеком.

Моя неповторимая тётя, монахиня Домна настоятельно рекомендовала мне повторять одну её молитву в трудную минуту: «Боже! Огради меня от зла, от жадности, от зависти, вразуми меня! Не покидай своей милостью, одари меня бесконечной добротой и любовью к Земле и всему сущему на ней.»
Она искренне считала, что это всё, что надо человеку, чтобы чувствовать себя счастливым. И сейчас, вспоминая людей моей молодости, я понимаю, что большинство жили в соответствии с этой молитвой. Они были прекрасны.
 
Наша действительность, наша жизнь качественно сильно изменилась. Мы живём так, как не мечталось королям ещё сто лет назад. Но в ней  новые  проблемы и запросы, а тематика литературных произведений  и  особенно стихотворений не поспевает за потребностями народа.
Какова тенденция развития  тематики литературы в настоящее время, известно всем – детективы, боевики, грязь, насилие, агрессивная фантастика и откровенные любовные романы в виде развлекательной литературы. Звучит это дико. Бандиты, злодеи, закостенелые эгоисты, развратные старухи – называются авторитетами. Подонков, нелюдей очеловечивают, потому что это пользуется спросом. Бесстыдство поощряется.  И в стихи ползёт такая тематика. Кто продвинул эту тематику неважно. Важно то, что эта тенденция есть.

Молодёжное общество  всегда тянуло на подвиги, на героические свершения. Как писал великий Пушкин:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!


Совремкнная молодёжь во всём мире  готова к свершениям, жаждет подвигов. А что им предлагает предыдущее поколение? И не имея достойной цели, наша надежда, наша молодёжь дуреет от современной литературы, фильмов и песен, которые ни к чему не зовут и не ведут. Что должно отвергаться, принимается:  наркотики, бессмысленное насилие, лёгкое обретение денег и ни к чему не обязывающий связи. Не велик выбор, не далёк горизонт.  Молодость, естественно, ищет  сильные ощущения и невольно становится легко манипулируемой массой.
За весь мир Россия не в ответе, но поддержать свою молодёжь обязана. К несчастью, в современной русской литературной среде таких лидеров, какие были у России в прошлом, почему-то нет. Соль земли, совесть общества - наши великие литературные критики: Белинский, Добролюбов, Писарев. Они определяли тенденцию развития литературы и соответственно общества. Они были широко известны. Сейчас нам тоже необходимы просветители, не болтуны, которые воюют непременно против  правительства и по примеру старухи Шапокляк вставляют палки в колёса старой телеги истории. Нам не нужны бесплодные критиканы, которым все не нравится, во всём находят плохое и смешное. Нам нужны созидатели, на которых держится мир. Наш Бог был первым нам известным созидателем. Он создал  небо, Солнце, Землю со всем сущим на ней и людей.  Люди, пославляя его, создали поэзию. Выходит место поэзии рядом с созидателями.   
Поэзия – это чувствительный элемент природы  и создатель настроений  в среде людей, это путеводная звезда   в мире нравственности, это сконцентрированная  добродетель во имя жизни на земле, это сама любовь жизни. Истинную поэзию  всегда понимали и принимали  все от малого до великого человека. И если она сейчас не принимается молодёжью, то это вина современных поэтов. Они не выполняют свою миссию. Вспомним ещё раз определение поэзии замечательной Ахматовой, как «священного ремесла», которое «существует тысячи лет... С ним и без света миру светло».
Испокон веков творчество писателей и поэтов не давало стабильного дохода. Литературой нельзя было ни разбогатеть, ни прокормить семью. Но поэты должны быть профессионалами и их труд должен быть оплачен.
В СССР эту проблему пытались решить  на государственном уровне, материально обеспечивая  творческую интеллигенцию, но только ту часть, которая состояла в Союзах Российских художников, кинематографистов, писателей и так далее. Как и кто попадал в Союзы  не знаю. Знаю, что это первый опыт и несовершенное предприятие.   Например, популярные в народе поэты Дербенёв и Высоцкий не были приняты в Союз писателей СССР. 
И вот что любопытно, в союзе состояло огромное количество поэтов, а в открытой продаже на прилавках магазинов их книги не стояли. Или закормленные таланты не работали, или это была армия не талантов, а нахлебников. Может быть ни то, и не другое. Просто администраторы Союза не считали необходимым зарабатывать деньги для союза и страны. Хлопотное это дело. В результате в СССР была налажена политическая пропаганда, а воспитание у народа хорошего вкуса в искусствах, обучение этикету поведения  и обучение поэзии отсутствовало. Теперь мы пожинаем плоды  работы горе-руководителей в области культуры.

Русский народ так же, как многие другие народы, имеет богатейшую историю искусств  и  поэзии в частности. Во времена Пушкина, после начала работы Царскосельского лицея, который готовил разносторонне развитые кадры для страны,  в России появилось много прекрасных поэтов.  С тех времён  было несколько длительных интересных периодов расцвета  русской поэзии. И наше время ознаменовано появлением большого числа   поэтов. В связи с  появлением интернета и  расширившимися возможностями общения  людей творчество поэтов стало более доступно широкому кругу читателей. Только внедрить поэзию насильно в народ нельзя и запретить её  внедрение тоже нельзя. Значит,  ответственность за отсутствия интереса к поэзии  ложится  на поэтов.
  Поэзия  нужна народу, необходима  для  развития искусств, творческой активности, развития мыслительной способности у молодёжи и поддержания интеллектуального и научного  потенциала.
У мира есть телевидение. Ничего не надо выдумывать, не надо копировать отвлекающие  программы американского телевидения. Во времена Пушкина были поэтические салоны и сейчас их много. Почему же первый канал телевидения не сделал ежедневную программу поэтических вечеров с выступлением публики и литературных критиков? Как были бы упоительны в России вечера с концертами чтецов и мелодекламацией, которые бы не прерывались рекламой слабительных средств и туалетной бумаги. Зачем народу бесстыдные откровения артистов или кривляния на разных шоу. Давайте вспомним известную поговорку: «если человеку постоянно говорить «свинья, свинья», он встанет на четвереньки и захрюкает.»
Мир погряз в войнах, во вражде и насилии. Жизнь человека не является ценностью. Оружия много, и оно ужасно.  Человечество на грани уничтожения, разве это правильно?
А если прислушаться к Булату Окуджаве?
 
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.»


Поэзия способна научить людей любить жизнь. Поэзия  способна нас обратить к Богу и жизни.
Сейчас от поэтов зависит будущее и мне хочется сказать: «Поэзия готовься к бою! Твой выход!»
Такую поэзию, как спасительницу,  примет наш изменившийся  мир.
Задача  трудная и кавалерийским наскоком  её не решить. От воспитания вкуса и понимания поэзии зависит доход издателей. От  оплаты труда поэтов зависит качество труда. От развитости  поэтов зависит качество стихов. Всё в подлунном мире  взаимосвязано.

У каждого человека есть предпочтительные и любимые люди, живые существа, предметы быта и произведения искусства, которыми можно любоваться время от времени или рассматривать на фотографиях, но случается, что они так любимы, настолько необходимы, что  есть потребность держать их постоянно рядом, потому что взгляд на них греет душу и поднимает тонус жизни. Это относится, в частности, и к  поэтическим произведениям.
Чтобы кто-то захотел приобрести книгу, она должна быть необходимой и доступной в любой момент. Надо, чтобы её хотелось читать и перечитывать. Интересы автора и читателя должны каким-то образом пересекаться.  Это я вам, как рядовой инженер, говорю. 
Поэты! Литераторы! Друзья и соратники, вас на сайте Стихи.ру много. Вы все разные и  от природы талантливы.  Давайте работать во имя прекрасной жизни на Земле.

Я закончу эту работу стихотворением Окуджавы.
 
У поэта соперника нету
Ни на улице и ни в судьбе
И когда он кричит всему свету
Это он не о вас - о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает прощения просит...
Это он не за вас – за себя.

Но когда достигает предела,
И душа отлетает во тьму
Поле пройдено, сделано дело...
Вам решать: для чего и кому.

То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм
Всё, что было его – нынче ваше.
Всё  для вас. Посвящается вам.