Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

Галина Николаевна Николаева
          В Великий Четверг воспоминается:
          - Тайная Вечеря,
          - Умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним,
          - Молитва Спасителя в саду Гефсиманском,
          - Предательство Иуды.

                Лк., 108 зач., 22, 1-39

       Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Иисуса, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
        Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
        Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
        И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
        Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
        И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
       Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

          "Поздравляем всех с принятием святых животворящих страшных безсмертных и небесных Христовых Таин! Сегодня, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, - вся Церковь православная — Сионская горница, где мы вместе со святыми апостолами, со всеми святыми участвуем в этом таинстве жертвенной пасхальной любви Христовой, когда «Он, возлюбив сущих с Ним, возлюбил их до конца» (Ин.13,1).
          Сегодня великая радость у Церкви, у всех нас. И сегодня не должно быть уныния никакого ни у кого, потому что мы вкусили и увидели, как благ Господь. И мы увидели снова, что Его любовь, Его крепость — это одно и то же. И всё возможно Богу, и всё возможно нам, если с нами Бог, если мы соединены с Ним столь теснейшим и таинственнейшим образом.

          Великая радость сегодня у Церкви нашей. И нам дано узнать, прикоснуться к этой жизни нетленной, для которой создан каждый человек, и узнать, что такое Божественная литургия, которая дается нам каждый день.
          Мы в течение всего года на каждой неделе совершаем память Великой Среды и Великой Пятницы, оттого что столь значительны эти события. Может быть, Церкви стоило совершать евхаристическую память Великого Четверга в течение всего года на каждой неделе.
          Но Церковь Святая с древности совершает это таинство, прежде всего, в день Господень, как говорит нам Писание, т.е., в день воспоминания о Страшном Суде в чаянии Второго Пришествия Господа со славою на землю (Деян.2,20). И день Господень, когда Он воскрес и когда Он явил нам эту новую жизнь.

          И каждый день совершается Божественная литургия, кроме нескольких дней Великим постом, для того, чтобы мы узнали, что этот день Господень всегда нам дан, и все дни являются днем Господним. И чтобы мы узнали, что мы призваны к такому общению с Господом, какое было всегда в Церкви, начиная с апостольских времен, с Тайной Вечери и во все века — и в десятом, и в четырнадцатом, и в девятнадцатом, и в минувшем двадцатом веке.
          Как это было у преподобного Сергия, когда, по свидетельству его ученика Симона, сподобившегося быть зрителем этого события во время Божественной литургии в Троицком монастыре, теперешней Троице-Сергиевой Лавре, Божественный огонь касался Предложения, окружал престол в алтаре. И когда было причащение, то видел этот ученик его, как огонь небесный сошел в потир, и преподобный причащался этого небесного огня.

          И как было это с преподобным Серафимом Саровским, который в Великий Четверг, еще будучи юным дьяконом, в тот момент литургии, когда возглашает священник «яко свят еси Боже наш» и диакон выходит на амвон и возводит орарь над молящимися и восклицает «и во веки веков», вдруг как бы луч солнца ослепил его глаза, и он поднял взор и увидел Господа Иисуса Христа во славе, окруженного ангелами и архангелами, херувимами и серафимами.
          Господь шел от западных дверей к алтарю по воздуху, благословляя всех молящихся, и вошел в Свой образ около Царских врат. И небесная неизреченная сладость заполнила всё существо преподобного. И сияние присутствовало во всем храме Божием благодати Христовой.
          В течение трех часов стоял преподобный Серафим недвижно, не в силах сдвинуться с места. Он узнал, что такое Божественная литургия. И он знал поэтому, как нужно готовиться к Божественной литургии. Был период, когда он на такой глубине готовился к этому таинству, что в течение какого-то времени даже не причащался Святых Христовых Таин, и совет старцев встревожился: что происходит с преподобным, не впал ли он в прелесть. А у него было именно ясное понимание, что такое Божественная литургия.

          Это то, что было с преподобным Пафнутием Боровским, когда его однажды пригласили в соседнем монастыре отслужить Божественную литургию, потому что заболел священник, или был где-то он в отсутствии. Отслужив эту Божественную литургию, он — пустынник, монах, имеющий священный сан — сказал: «В следующий раз, когда у вас будет такая нужда, не зовите меня, потому что не может человек участвовать в этом и остаться живым».

          Но человек остается живым, и только благодаря этому мы живы все. Благодаря этому существует род человеческий, непричастный Святым Христовым Тайнам. Оттого что есть Церковь, где Господь соединяется так с людьми, что Его присутствие абсолютно среди людей у нас на земле. Но готовиться к этому таинству нужно так, как преподобный Серафим Саровский готовился, когда, как мы знаем, день и ночь в течение трех лет стоял он на камне и молился «Боже, милостив буди мне, грешному». Оттого что он знал, что такое Святые Христовы Тайны, воистину Страшные Тайны.

          И так готовиться нужно, как готовился святитель Иоанн Шанхайский, недавно прославленный Зарубежною Церковью святитель, великий литургийный чудотворец наших дней, который узнал по благодати, что, прежде чем служить Божественную литургию, нужно по образу древних христиан в течение всей ночи молитвенно к этому готовиться.
          Ведь раньше перед Божественной литургией была всенощная, которая потом уже переходила в литургию. И когда Господь благодатно открыл ему это, он потом в течение сорока лет совершал этот подвиг — не ложился спать, а пребывал на молитве. Это же наш современник, это не девятнадцатый век, и не четырнадцатый! Его иподиаконы, его ученики, близко знающие его люди приезжали к нам в храм и рассказывали об этом святом.
          Всякий раз после Божественной литургии в течение нескольких часов он не выходил из алтаря, потому что ему надо было быть с Богом прежде, чем выйти к людям с утешением, с чудом исцеления, с тем даром, который он получил от Христа.

          Это мы должны с вами знать. И мы это знаем, по милости Божией, если хоть каплю благодати дано нам было принять сегодня в том служении, которое совершается всегда Духом Святым. Сам Господь Дух Святой всегда совершает Божественную литургию.
          И Сам Спаситель совершает Божественную литургию, всегда умывая нам ноги, прежде чем мы приступим к этой литургии — то есть, преподая нам таинство прощения наших грехов, чтобы мы ходили чистыми путями вслед за Господом. И чтобы мы, хотя и не достигаем всего, о чем свидетельствуют великие святые, знали, что это принадлежит Церкви, это всем нам принадлежит, и мы все призываемся входить в ту меру совершенства, если мы крещены во Святую Троицу, во Христа крестились и соединяемся с Его пречистой Плотью и Кровью.

          Когда совершается Божественная литургия, когда дается нам эта благодать, нам открываются все тайны веры. Апостол Иоанн Богослов говорит о причастии в связи с тайною воплощения Божия, то, что мы услышим в Пасхальную ночь. Святой апостол Петр говорит, связывая эту тайну с тайной Преображения.
          Святой апостол Павел говорит, что Евхаристия нераздельна с крестной смертью Спасителя. Воистину, прежде всего это мы должны сегодня увидеть. Господь, предваряя Свои Крестные страдания, когда Он отдает всю Свою жизнь ради нашего спасения, сегодня предлагает нам эту жизнь Свою для того, чтобы освятить нас и укрепить нас, и открыть нам доступ к видению тайны Креста Его Животворящего, спасительного, и тайны Его Светлого Воскресения.

          Всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, вопрос идет о жизни и смерти — о Его смерти и о нашей жизни. И всякий раз, когда нам это дается, мы слышим слово Господне, которое Он сказал на Тайной Вечери: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). По тому узнают, что вы причастники Святых Христовых Таин, если вы будете иметь эту любовь между собою, которая не знает границ, и которая простирается до безконечности, и никого не исключает из людей, потому что Господь говорит нам на Тайной Вечери: «Как Я возлюбил вас, так вы да любите друг друга» (Ин.13,34).

          «За что Ты, Господи, нас возлюбил?» — можем мы спросить, каждый из нас, когда мы молились перед причастием «не лобзания Ти дам, яко Иуда», страшась, не я ли Тебя, Господи, предам, но умоляя, чтобы, как разбойник благоразумный, сподобился я этого дара Божия. За что Господь нас возлюбил?
          Для того Он возлюбил, чтобы мы, как Он нас возлюбил, научились любить друг друга. Любить других людей не за какие-то их качества, пусть самые высшие, не за их мудрость, не за их таланты, не за ум их, не за их доброту, а за то, что Христос нас возлюбил: за то, что мы творения Божии, за то, что мы искуплены Его Кровью драгоценною, Его любовью. И оттого, что Он говорит, что наша любовь и наша жизнь должна быть такою же, какою Он нам дает, для нас непоколебима надежда, что ничто не сможет никогда сокрушить этой любви, как ничто никогда не сможет сокрушить Господа нашего Иисуса Христа, Его Креста и Его Воскресения. Аминь".

          Тропарь на Великий Четверг, глас 8
          Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый,  сребролюбием недуговав, омрачашеся,  и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает.  Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша!  Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

          Кондак на Великий Четверг, глас 2
          Хлеб прием в руце предатель,  сокровенно тыя простирает,  и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека,  и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

          Задостойник Великого Четверга — ирмос 9 песни канона:
          Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем», в котором верующие призываются насладиться гостеприимством («странствия») Господним и безсмертной Его трапезы.

          Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха «Тело Христово приимите» (при причащении народа) и вместо «Да исполнятся уста наша» поется песнь, в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника:
          "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими»; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».



Источник:
Димитрий Ростовский. Жития святых
http://www.pravmir.ru/vecheri-tvoeya-taynyiya
-dnes-liturgiya-velikogo-chetverga-audio/
«Дикая розга» http://www.proza.ru/2012/08/16/1305
http://radonezh.ru/analytics/veliky-chetverg-o-
prichaschenii-svyatykh-khristovykh-tain-54699.html