Дети голгофы

ДЕТИ ГОЛГОФЫ            
Мне, видимо, следовало взять имена персонажей в кавычки, чтобы в дальнейшем не возникали споры на религиозные темы. Но это может помешать чтению и восприятию.  Поэтому заранее предупреждаю, что здесь  подразумеваются не библейские персонажи. Даже трудно это объяснить, но библейская история, на мой взгляд, в той или иной степени повторяется в судьбах других людей. И каждый из нас может стать ее участником. Антураж, естественно, совсем другой, но алгоритм тот же. Так что тут и крест, и Голгофа – только символы, а Пилат и Иуда – имена нарицательные – образы, отличающиеся от всем  известных…
(Игорь Царев, запись в черновике)

ВСЕМ ПИШУЩИМ СТИХИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Кто крест однажды хочет несть,
Тот распинаем будет вечно.
Н.Минский

Пролог вопросов
 
Какой случайный поворот, какие дерзкие умы,
Какие веские дела призвали нас из вечной тьмы,
Чтобы низвергнуть в эту ночь, под ногти мысли загонять,
И утешаться тем, что мир не изменить и не понять?
 
Неясен замысел Творца. Туманна суть. Назойлив страх.
Мы тщетно рвемся в полусне сквозь ткань смирительных рубах.
Лелеем горькие слова, глотаем скорбное вино,
С немой надеждой смотрим вверх, покорно падая на дно.
 
Но есть и те, кого сквозь боль к себе призвала высота.
Вот кто-то воспарил без крыл на перекладине креста.
Вбив два железных костыля в запястья, чтобы не упал,
Благословила в дальний путь дерзнувшего мечтать толпа...

От Пилата
 
Двум богам на этом свете тесно.
Я и ты. И никого окрест.
Мою спину обнимает кресло.
Твою спину обжигает крест.
Мы похожи, но судьба капризна,
Сердце обволакивает страх:
Да, я бог, но лишь при этой жизни,
После смерти мое имя – прах.
Жить клубком сомнений хуже пытки – 
Сожаленье выело висок.
Нам дана всего одна попытка
Сдвинуть равновесие весов.
Я пытался. Если бы мне лично
Было б свыше право выбирать,
Я бы осудил на безразличье
Всех блаженных духа и пера.
Я бы не дарил бессмертья душам,
Но всегда находятся глупцы,
Что с благим намерением тушат
Хворостом горящие дворцы.
Пред глупцами мы с тобой бессильны.
Я молчал. Поднявшись над толпой,
Ты, изгой, мечтатель, стал Мессией.
Я уже не властен над тобой.
Пятница. Распятие. Твой крест
Мир накрыл. Жалею об одном:
Ты прошел сквозь муки и воскрес,
Мне же воскресенье не дано.

От Иуды
 
Не ведая, за что был предан мной,
Взошел на крест. Я вечно рядом буду.
Вот мое место – за твоей спиной.
Ты слышишь, Бог? Я тень твоя – Иуда.
 
Твой крест тяжел. Мой много тяжелее.
Но, верю, ты поймешь когда-нибудь,
Что проклятый, я все же не жалею,
Единственно возможный выбрав путь.
 
Ворвавшись преждевременностью света,
Ты души обжигал, не возвышая,
Ты сеял страх, не ведая об этом,
Ты вслух мечтал, сердца опустошая.
 
Я понял то, что не заметил ты –
При жизни поклонение нелепо.
Не идеал, так идол доброты
Пройти был должен очищенье небом.
 
Хотел ты, или нет, неважно ныне.
Ты есть. Ты Бог. И это мой успех.
И пусть горит засохшая осина –
Незримый крест решившего за всех.

С распятия
 
Я против воли, а, может, по воле, избит и унижен.
Но не принижен, а наоборот – вознесен.
Боль отпускает, земля отпускает, и небо все ближе.
Вот и свершилось, распят, и тем самым – спасен.
 
Пенится грязь запрокинутых лиц под ногами.
Пропасти глаз и разверстые глотки – кровавыми пятнами.
Сверху мне видно как эта планета богата богами,
Но не прозревшими, лишь потому еще не распятыми.
 
Я вас прощаю мои неразумные братья.
Боль моя ваше прозренье на миг приближает.
Свет предо мною. Распахнуты руки в объятья.
Что это? Что это? Что это? Гвозди мешают…

Эпилог вопросов
 
Какой случайный поворот, какие дерзкие умы,
Какие веские дела призвали нас из вечной тьмы,
Чтобы низвергнуть в эту ночь, под ногти мысли загонять
И утешаться тем, что мир не изменить и не понять?
 
Напрасна цель, опасен свет во тьме капризных пустяков.
Смотри, еще один взошел на пламя собственных стихов.
Ну, что стоишь? Буди народ – пускай колокола звонят!
Беги, кричи, тащи воды, спасай свой город от огня!
 
Спасен взошедший на костер. Дымится мокрая зола…
Ах, Боже мой, по ком, по ком рыдают так колокола?..
                                         1980г.



И пусть эти образы не библейские, но очень узнаваемые. И для каждого - свои, со своими именами...

Всех, "кто крест однажды хочет несть", поздравляю с наступающим Светлым праздником Воскрешения Христова! Света в душе и счастья всем вам!

Ирина Царёва


Рецензии
Это очень смело и ответственно - транслировать своё понимание главного религиозного события христианства ,тем более СВОЁ толкование его.Очень схожее с мыслями Булгакова в "Мастере и Маргарите ". Наша церковь считает это произведение богохульством.Я спрашивала у священников - почему ? Потому,отвечают,что темная сила оправдана.Нельзя не согласиться.
"При жизни поклонение нелепо","Распят,и ,тем самым,спасён","Под ногти мысли загонять ".Множество замечательных строк.
Главная мысль- прозревший, несущий крест просвещения - будет распят ,а потом боготворим.И тут же вспоминаешь и Сахарова,и Солженицына и многих других,в далёких и близких временах.
Спаситель плакал кровавыми слезами ,подчиняясь промыслу Божьему.Кровавая жертва ,во имя спасения грешных душ ,в грядущем,(которое ему ,как Сыну Божьему,было подвластно видеть) не всеми будет оценена и принята.И взошедших на костёр никто не спасает.Никогда.
Мне,почему -то ,кажется,что возмужав ,Автор ,не отказавшись от веры ,жил с иным осознанием подвига .Потому что ,всё ,что я раньше читала у него,(а я прочла в 2011 все его произведения ) настолько пропитано христианской любовью ко всему и всякому ,настолько с восхищением к природе,дорогим и любимым людям,бескрайней сердечностью и мудростью. Это большая редкость - найти человека ,чьи слова не разрушают душу ,а укрепляют её,поддерживают теплом,ободрением,добротой.А эти строки - из начала жизни.Но они показали глубину исканий молодого человека и вектор его мысли.И предсказали,в чем - то ,путь.
Игорь Царёв - первый в списке моих любимых поэтов здесь,на стихире.Был и остаётся.
Низкий Вам поклон и благодарность,Ирина,за то,что продолжаете его дело.
Всего самого доброго!
С Уважением - Татьяна Назарова.

Татьяна Назарова 4   27.10.2016 18:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за попытку столь глубокого проникновения в духовные истоки творчества Игоря.
В очень большой степени Вы правы, в том числе и в том, что эти стихи были написаны еще молодым и мятущимся человеком, который, возмужав, закрепился на тех нравственных и духовных позициях, которым в течение всей последующей жизни не изменил.
Вот только, написав "Голгофу", он просил не усматривать в ней декларацию своего понимания религиозных событий, подчеркивая, что "крест и Голгофа - только символы...". Об этом он написал и в предисловии к "Детям Голгофы". Дети Голгофы - это поэты, взявшиеся однажды нести свой крест. И оправдания темных сил в его стихах нет и никогда не было. Игорь был очень светел - спасибо Вам, что понимаете и цените это!
С теплом,
Ирина

Игорь Царев   27.10.2016 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.