Сауло и Итайпу

Эльдар Ахадов
Живёт в городке Фос ду Игуасу немолодой уже седоватый человек по имени Сауло. То ли он таксист, то ли нет, то ли наполовину. Я так и не понял, но нас он тогда выручил, когда мы вернулись пешком из Парагвая по мосту Дружбы. Наш таксист, который взял с нас 50 реалов и не довёз до Парагвая, сбежал. А ехать до виллы Иоланда ещё приличное расстояние, да и города мы не знаем и местного языка тоже, чтобы пешком до виллы шпарить. Сауло как-то незаметно появился. Даже не знаю, что он вообще там делал – возле моста. Ну, не таксовал во всяком случае. Кое-как объяснив ему, что нам нужно, мы сошлись на том, что за 25 реалов он нас довезёт. Только он сначала поехал не на виллу, а почему-то к себе домой, нашел там свою жену и объяснил ей, что везёт нас на виллу. Получается, что она у него вроде диспетчера: отметился и уехал на виллу. На прощание он оставил мне свою визитку. Вскоре я ею воспользовался.
Именно Сауло возил нас на электростанцию Итайпу. Наверняка он и об этом сначала предупредил супругу, потому что после того, как мы выехали из Фос ду Игуасу, он в дороге долго о чем-то беседовал по телефону, похоже, что с домом. На электростанции нас сначала отвели в кинозал, где показали очень интересный фильм о строительстве электростанции, принципе её действия и внутреннем устройстве. Жаль, что мы языка не понимаем, а так, уверен, что очень интересно. Потом нас посадили в автобус, опять двухэтажный, дали нам гида – круглолицего юношу с пирсингом на губе и очень прилизанной (как набриолиненной) прической и отправили в путь. А Сауло остался ждать нашего возвращения. Пока мы едем к гидроэлектростанции Итайпу, немного истории и статистики о ней. Итак…
ГЭС Итайпу находится на реке Парана, в двадцати километрах от Фос ду Игуасу, на самой границе Бразилии и Парагвая. Своё название ГЭС получила от названия острова в устье реки, который стал основой этого крупнейшего гидротехнического сооружения в мире. На данный момент оно уступает только китайской гидроэлектростанции «Три ущелья», да и то – не по всем параметрам. Эксплуатацию станции ведёт компания «Итайпу-Бинасионал», образованная в 1973 году и принадлежащая совместно и Бразилии и Парагваю. В ходе строительства было удалено почти 64 млн куб.м. земли и скальных пород, заложено 15 млн куб.м. грунта и 12.6 млн куб.м. бетона. Общая длина плотины составляет 7 235 м, ширина — 400 м, высота — 196 м. Для сравнения, длина крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС — 1 074 м, высота — 245 м. В состав сооружений электростанции Итайпу входит бетонный водосброс с максимальным потоком в 62 200 куб.м/секунду. Установленная мощность гидроэлектростанции составляет 14 000 ГВт (гигаватт), а среднегодовая выработка — 95 миллиардов кВт*ч! (для сравнения: у Саяно-Шушенской ГЭС показатели — 6 400 ГВт и 26.7 млрд кВт*ч соответственно). На данный момент Итайпу покрывает около 20% потребностей в электроэнергии Бразилии и почти 93% — Парагвая.
Кстати, возле кинозала мы заметили стенд, где указывалось количество гостей станции, посетивших её за период с 1977 года по февраль 2016: какого народа в каком количестве здесь побывало. Март на тот момент ещё не окончился. Поэтому самые свежие данные завершались февралём. Я не запомнил миллионные и тысячные цифры по бразильцам, американцам, немцам, японцам и так далее, но одну цифру я запомнил сразу: за прошедшие без года сорок лет на гидроэлектростанции Итайпу побывало 23 азербайджанца. То есть, получалось, что я здесь – всего лишь двадцать четвёртый за почти сорок лет! Причем, почти уверен, что предыдущие 23 человека были здесь в составе какой-нибудь одной советской делегации, скорее всего в самом начале стройки. Азербайджанцы любят ездить в самом начале чего-нибудь. То есть, вполне может быть, что я здесь первый азербайджанец за последние сорок лет. М-да…
Мы подъехали к водосбросу Итайпу. Полюбовались рукотворным водопадом. Проехали на самый верх плотины и по самой плотине пересекли на автобусе весь комплекс, включая реку Парану глубоко внизу под нами и водохранилище. Наконец, автобус на десять минут притормозил возле причала, где стоял большой катамаран. Жара возле зеркала водохранилища стояла нешуточная. Солнце жарило, как надо и не надо. Так что в ближайшей кафешке с мороженым и водой тут же появились клиенты. Вдоволь нафотографировавшись на фоне корабля, причала, водохранилища и ясного бразильского неба, мы отправились восвояси. Водохранилище, образованное плотиной, относительно небольшое, его длина 170 км, ширина - от 7 до 12 км, площадь 1350 км; и объём 29 км; воды. Полезный объем водохранилища составляет 19 км;, в течение года его площадь может изменяться от 459 км; до 1561 км;.
В том самом месте, где начиналась наша экскурсия на ГЭС Итайпу, изнывая от жары, нас дожидался Сауло. Кстати, чуть позже благодаря ему мы оказались в парке Трёх Границ. Но об этом – другая история.