Благословение и проклятье

Борис Пинаев
Что такое проклятье? В Евангелии: "Благословляйте проклинающих вас". Здесь противопоставляются проклятие и благословение. Как одолеть проклятье? Не ответным проклятьем, конечно, но благословением. Не зря каждый день молимся: "Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче"…

У В.И.Даля: "ПРОКЛЯСТЬ (проклять), проклинать кого, црк. предать анафеме, отлучить от церкви; // в гражданском быту: лишить благоволенья; изгонать от себя, лишая наследья и всякого общенья; // ругать, поносить, призывать на кого-либо бедствия, желать кому-либо зла, ненавидеть. (…) ПРОКЛЯТСТВО ср. стар. проклятие; проклятые или богомерзкие речи, дела, жизнь. (…) Бес, дьявол, сатана, вообще нечистая сила или нежить, водяной и леший".

Конечно, "ругать, поносить, призывать на кого-либо бедствия, желать зла, ненавидеть" – это от сатаны, но не от Бога, потому что Бог есть любовь. Против всего этого у нас нет иной защиты, кроме любви, которая выражается в том числе и в молитве о ненавидящих нас. Ненависть разрушает, прежде всего, тех, кто ненавидит и проклинает других. Тех, кто не способен молиться о врагах своих (что было бы проявлением любви).

Мы только что прочли: проклятыми могут быть "богомерзкие речи, дела, жизнь". Прокляты "бес, дьявол, сатана, вообще нечистая сила или нежить". Это зона смерти. Нам лучше и не приближаться к ней. Но как "не приближаться", если мы падшие люди? Если мы живём в падшем мире, в зоне смерти и разрушения… "Не приближаться" – значит уйти в сферу жизни, войти в Православную Церковь, где постники и молитвенники могут именем Христа даже и бесов изгонять.

Да, именем Христа. В Церкви (и нигде больше) возможны и заклинания: "При крещении младенцев, равно как и взрослых, Церковь издревле употребляла заклинания, чтобы прогнать от новокрещающегося "всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого  и гнездящегося в сердце его" (и на это указывал против пелагиан блаж. Августин). Что ж бы значили эти заклинания, если бы Церковь считала младенцев чистыми и непричастными прародительскому греху? А древности этих заклинаний не отвергали сами пелагиане".

"Все мы, участвовавшие в том же Адаме, и змием обольщены, и грехом умерщвлены, и спасены Адамом небесным".

Это св. Григорий Богослов, Песн. таинствен., слов. VII… А вся цитата – из "Православно-догматического богословия" владыки Макария, архиепископа Харьковского (СПб, 1868. Т. 1. С.498, 500).
+++