По конкурсу - По земле русской-1, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/03/23/2940 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/05/07/3149 - Итоги конкурса

Тема конкурсного задания вызвала интерес - 74 автора представили свои произведения на суд жюри. Их стихи явили собой удивительный витраж, сложенный из красочных фрагментов - поэтических посланий русским городам, селам, маленьким деревушкам, рекам и лесам нашей страны -  малой родине каждого из наших участников. Не все из этих фрагментов были совершенны в поэтическом отношении, но все  - написаны с любовью  к своей земле, поэтому читать данную подборку стихов было удивительно приятно.

Вот перечень географических мест  России, которые были описаны в первом пакете конкурсной серии «По земле русской»:

Белорецк,  Башкирия
Великий Новгород
Воронеж -  (3 произведения)
Владивосток
Горнозаводск Пермский край
Городец,  Нижегородский край
Златоуст, Челябинская обл.
Илимск, Иркутской обл.
Иркутск
Керчь
Киров (Вятка, Хлынов)
Кировская обл. Волго-Вятский эк. район
Котлас , Архангельской обл.
Краснодар (Екатеринодар)
Малоярославец Калужской обл.
Москва (4 произведения)
Невель, Псковской обл.
Нижний Новгород
Омск
Пермь
Правдинск, Калининградской обл.
Павлово-на-Оке , Нижегородская обл.
Пошехонье, Ярославской обл.
Санкт-Петербург (6 произведений)
Суздаль (2 произведения)
Саратов
Севастополь
Сергиев Посад.
Смоленск
Тихвин
Тобольск 
Трубчевск, Брянской обл.
Тольятти, Самарской обл.
Торжок, Тверской обл.
Урень,  Нижегородской обл.
Уссурийск, Приморский край
Шарыпово, Красноярский край
Ярославль
село Смородино Сенгилеевского р-на Ульяновской обл.
село Балыкино, Погарский р-н, Брянская обл.
село Больше-Усть-Икинское Мечетлинского р-на, Башкирия
село Ворово  Орловской обл.
село Култаево Пермского Края
пос. Владимировка, Кустанайской обл.
пос. Ветлужский-2, Краснобаковский р-н Нижегородской обл.
пос. Саранпауль Приполярный Урал,  округ Югра
пос. Хмельники,   Коношского р-на Архангельской обл.,
дер. Кереть. Белое море
дер. Княжа Пестречинского р-на, Татарстан
дер. Мальково, Новосибирской обл.
дер. Ульянкино Белозерского р-на Вологодской обл..
хутор Дедов остров, Тотемский р-на Вологодской обл.
о. Кижи на Онежском оз, Карелия (2 произведения)
Богучанский р-н Красноярского края
Армизонский р-н Тюменской обл.
Предгорья Урала
Ярославский край
Зайцева Гора. Варшавское шоссе, Калужская обл.
река Волга
река Енисей
река Хворостань, Воронежская обл.
гор. Овруч,  Украина - принято в порядке исключения

Конкурсному заданию отвечали все стихи. От членов жюри требовалось только одно: номинированные  произведения  не должны содержать никаких технических ошибок исполнения  и ошибок  неправильного употребления слов, согласования слов  и фонетических ударений. К сожалению, далеко не все члены жюри этому  требованию следовали.

*********************************************************
Обращение к членам Жюри ТМА и ко всем участникам конкурсов ТМА:

Цель создания нашей Творческой Мастерской - научиться излагать свои стихи поэтически грамотно и грамотным русским языком. Мы не ищем таланты: таланты не спрячешь, они и так всегда видны! Мы не коллекционируем победы и звания: они преходящи и очень часто - случайны! Мы учимся писать свои стихи грамотно: правильным  русским языком, связно и внятно донося авторскую мысль, бережно сохраняя мелодию звучания стихов, а главное -  наполняя свои стихи  содержанием, глубоким и благодатным для читателей.

Конкурсные стихи, не отвечающие этим требованиям, но  снисходительно номинированные членами жюри - это  не  наш общий успех на конкурсе, а всего лишь судейская недоработка! Простите нас за нее: не ошибается только тот, кто совсем не работает...

*******************************************************

Ниже я покажу тексты всех номинированных произведений (при любом их качестве исполнения они интересны для чтения!), а в кратких комментариях или  заглавными буквами в тексте буду отмечать те места, которые хотелось бы доработать. Для удобства просмотра стихов судейской командой я сохраню в статье номера участников - они те же, под которыми   выступали в анонимном пакете.


2. Санкт-Петербургу.  Нина Матрохина               

Ах эта белая, белая, белая тихая ночь!
Призрачный ГОРОД НОГАМИ СТОИТ НА АСФАЛЬТЕ.
Ветер с Невы, что до всяких проделок охоч,
Благовоспитанно кружит по улицам в медленном вальсе.
4с- 10010010010010010

В тёплых, шершавых ладонях больших площадей
Прошлое ДРЕМЛЕТ, себя породнив с настоящим,
Где как в горниле, слова и поступки людей,
Живших когда-то, РАСПЛАВИЛИСЬ В ЛАВЕ КИПЯЩЕЙ.
4с- 10010010010010

Запах пирожных и свет фонарей на углу,
Шорох пролёток и кружево шляпных вуалей.
Весело время проводит на светском балу
Кавалергард в окружении затянутых "в рюмочку" талий...

Он и сейчас благороден и так же красив -
Город, где ГРОЗНЫМ ПЕРСТОМ в назиданье столицам
Встал, ничего не боясь, никого не спросив,
Шпиль Петропавловский, в небо вонзившийся СПИЦЕЙ.

Есть погрешности ритма. Для наглядности показала звуковые схемы 4-х строк 1 и 2 строф... Выбор образов к одному и тому же объекту противоречив: «прошлое ДРЕМЛЕТ» и к нему же - «КАК В ЛАВЕ КИПЯЩЕЙ», или шпиль - «грозный перст» и он же и в этом же предложении -   «возившийся спицей». Текст фрагментарен - нет единого хода мысли, логической связи между отдельными предложениями

5. г. Овруч (Украина). Евгений Кан 2

 Здесь на каштанах тают свечи
И догорают средь ветвей.
Что может быть желанней встречи
С духовной родиной своей?!
Здесь пыль на перекрёстках вечна,
Как вечен город мой седой.
Здесь детство наше бесконечно
Текло сверкающей водой.
Здесь ночь по-бабьи голосила
И Храм охватывал пожар, -
Но поднимался вновь Василий*,
Набеги помнящий татар...
Знакомых улиц отголоски
Тревожат память... и рассвет,
Дома белёные извёсткой
Меняет на пастельный цвет.
Спит город мой в пыли столетий,
ПрорОческИе видит сны.
Но снова гарью пахнет ветер
Братоубийственной войны.

Стихи посвящены, увы, уже иностранному городу. Написаны они хорошо. Единственный небольшой недочет - использование многосложного слова «пророческие» в ритмике ямба, где после безударной стопы стоит слово с ударением в первом слоге, что  заставляет прочитывать его с двумя ударными слогами или иметь нарушение ритма.

7. Белая ночь. Орловаи  (Санкт-Петербург)

Вдруг проснешься еще до восхода,
Бледный сумрак ПЛЫВЕТ ПО КВАРТИРЕ...
Нет НИ ВЕКА, НИ ЧАСА, НИ ГОДА,
На дворе никакая погода,
НЕМОТА в окружающем мире.

И весь город стоит в ЭТОМ МОРЕ,
В ЭТОМ ТИХОМ ЧУДЕСНОМ СВЕЧЕНЬИ.
Нет ни боли, ни страха, ни горя...
Словно дети в огромном соборе
Онемели от благоговенья.

Очень уж метафоричны стихи: что это за сумрак, который  «ПЛЫВЕТ по квартире»? А потом - ни с того, ни с сего: «И весь город стоит В ЭТОМ море»? До этого о море  ни слова не было сказано, и далее, как продолжение образа моря, вдруг видим «В этом тихом чудесном свеченьи»  Я мало что поняла в этой череде картин.  «Немота в окружающем мире»- по отношению к мегаполису - достаточно  странный  образ! В строке «Нет ни века, ни часа, ни года» - перестановка слов в угоду ритмике: естественно было бы перечисление «Нет ни часа, ни года, ни века». То есть, не логика содержания  руководит поэтом, а необходимость чем-то заполнить строку - лишь бы было красиво и загадочно...

8. Края родные. Вера Шкодина  (Пос. Владимировка, Кустанайской обл.)

Что-то сникло во мне, занедужило,
Закрутило, свалило с ног.
Мне глоток бы воды из лужицы
Или ягод лесных туесок..
001 001 001 00
001 001 01
001 001 01 00
001 001 001
Я горюю вторую неделю,
Все домой собираюсь лететь.
Мне б холодных твоих апрелей,
Чтобы душу свою согреть.
001 001 001 0
001 001 001
001 001 010
001 001 01
Скрип колодца в предутренней рани
И пронзительный зов пастуха.
На далекой сибирской окраине
Предрассветную трель..петуха.

Родниковая ты, моя родина!
И погосты в березняках.
Вновь в лешачьих краях - непогодина,
И седые ветра в ивняках..
001 001 001 00
001 000 01
001001 001 00
001 001 001
Показала звуковую схему, из которой видно, что ритм хаотичен. Акцентным стихом его тоже не назовешь -  неупорядоченное количество Иктов в строках - просто неряшливый анапест или испорченный логаэд анапест-ямб. По лексике тоже не все продумано: «трели петуха», «седые ветра»... Непогодина - не самый удачный и не насущный  неологизм.

9. Полоснула зоренька... Надежда Воронина (Кировская обл.)

Полоснула зоренька небушко лазурное,
проводила ласково солнышко пурпурное.
Заблестели яхонтом утром травы росные,
обожгли прохладою мои ноги босые.

Соберу букетик я из цветочков маленьких:
голубых да желтеньких, беленьких да аленьких.
Треплет ветер ласково белую косыночку,
знаю все дороженьки, каждую тропиночку.

Сторона родимая ласково приветила.
Как промчалась молодость, я и не заметила:
вот уж внуки радуют, подрастают милые,
как дубки зеленые, наливаясь силою.

Русь моя великая, мудрая и верная,
для меня любимая, в целом мире первая,
напиталась силою от землицы-матушки.
Пусть не знают горюшка малые ребятушки.

Сберегла Русь светлая для потомков главное:
нашу веру чистую - Веру Православную.
И, как будто, сызнова песня начинается -
это наша Родина к жизни возрождается.

Укатилось вечером солнышко усталое,
зоренька развесила покрывало алое…
Засияли весело ночью звезды бодрые.
…Ангела Хранителя. Спите, люди добрые.

Стихи написаны в народно-песенном стиле. Я - не любитель этого стиля, но стихи мне понравились: все образы уместны, слова выбраны в одной стилистике речи (фольклорной), есть логика повествования, рифмы точные и не слишком банальные.

10. Пошехонье. Ольга Королева (г. Пошехонье, Ярославской обл.)

Тени – лиственным узором.
Зазывалой – банный дым.
Поднимаюсь с пляжа в город
По ступенькам земляным.

Слева – дуб времен Мологи.
Кошка прыгает с цепи.
Трется жалобно о ноги.
«Мяу!» – старчески скрипит.

С местной кошкою ученой
Загружаюсь в тарантас.
Как от глины пропеченной –
Жар от улочек сейчас.

Солнце-дева Пошехонье
С раскрасневшимся лицом
На купеческом балконе
Приглашает в чайный дом.

Пчел с ватрушек и коврижек
Гонит, ласково ворча.
Самовар на углях пышет.
В кружки льется пряный чай.

Кошка дымковской игрушкой
На купеческом крыльце
Отдыхает – дыбом ушки.
И – улыбка на лице…

Тоже фольклорный стиль речи, хотя уже не песенный. Есть прекрасные фразы: «Кошка прыгает с цепи. Трется жалобно о ноги. «Мяу!» – старчески скрипит», «Кошка дымковской игрушкой  на купеческом крыльце отдыхает – дыбом ушки. И – улыбка на лице….».  Стильное произведение.

11. Малый. Татьяна Духова

Гор. Малоярославец Калужской обл.

Занесённый снегом у семи дорог
Спит закоченелый Малый - городок.
Не гудят вокзалы, трубы не коптят,
Здесь для счастья люди - мало что хотят.
Улочки кривые, не горит фонарь,
Церковь и ворота, всё, как было встарь.

Городская дрёма - только до весны,
И о ней, наверно, город видит сны:
Снится тёплый полдень, в зелени ЛУГА,
И садов вишнёвых белые СТАДА...               

Но глядится гордо в зеркало реки
Славный город-воин, гОдам вопреки...                (годАм)

«Луга-стада» - потеря рифмы, кроме того «годАм», а не «гОдам». Если «глядится гордо», то по смыслу лучше употребить не «годам вопреки» (возраст города - не помеха для гордости за прошлое), а «лиху», «заброшенности» вопреки. Союз «но» в концовке вообще плохо связан по смыслу со всем сказанным выше, где не было  ни слова о воинской славе города.

12. Каменный мост. Ирина Полюшко (Воронеж)

Любимый мостик не знаком с рекой.
ЕГО МЕТРАЖ НЕ НАЗОВЁШЬ ДЛИНОЮ.
Он, неприметный, маленький такой,
Прожил два века вместе со страною.

Здесь Щепкин РОЛИ ПОВТОРЯЛ ИЗ ДРАМ,
Как городничий на округу глядя.
Прогуливался ссыльный Мандельштам
С идеями "Воронежских тетрадей".

Ещё НЕ ВОЗВЕДЁННЫЙ ДО СВЕТИЛ,
Вкусив от революции оскомин,
К Владивостоку Осип укатил,
А прадед получил "путёвку" в Коми.

Неспешно проходил за годом год.
Листву меняли тополя и клёны.
И горбился наш мостик от невзгод
И трудных лет, войною опалённых.

Воронеж возрождался ИЗ огня,
ТВОРИЛ СТУПЕНЬ гагаринской РАКЕТЕ,
Жил не тужил, историю храня,
А у детей войны рождались дети.

По спуску мы летели на санях
И не боялись синяков и шишек.
Мой город нежно пестовал меня,
Да и других счастливых ребятишек.

Молодожёны. Свадьба. Новый тост
И навесной замочек на перилах.
Наш Каменный, теперь "Влюблённых мост",
Хоть перестроен, но такой же милый.

Сюда опять приходят земляки...
A он простой, застенчиво-красивый,
Стоит себе во имя...вопреки...
Как вся провинциальная Россия.

Много неточных и неудачных  фраз - и для  использования их поэзии, и по смыслу : «Его метраж не назовёшь длиною»;  «роли повторял из драм», «ещё не возведённый до светил», «ВКУСИВ ОТ революции ОСКОМИН» (есть выражение «набить оскомину»), «возрождался ИЗ (?)огня, ТВОРИЛ СТУПЕНЬ гагаринской РАКЕТЕ». Фразы плохо вытекают одна из другой - фрагментарная подача информации.

13. К юбилею города Шарыпово. Евгений Германович Крысин  (гор. Шарыпово,  Красноярский край,  столица КАТЭКа - Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса).
 
Этот город вырос в дивном месте,
Где в озёра смотрятся жарки…**
Не поют о нём в народе песни
И не слышу я о нём стихи.

А ведь БЫЛО ВРЕМЯ, БЫЛО ВРЕМЯ:
ЗА ОТРЯДОМ ГОРОД ЖДАЛ ОТРЯД –
Ехало в Сибирь лихое племя
Дышащих романтикой ребят.

И пускай не верят, кто не в курсе,
Думают: в погоне за рублём
Мчались мы туда. И что? Допустим.
Каждый вправе думать о своём.

Только знаю точно, ЗНАЮ – каждый,
Кто вдали оставил отчий дом,
Понимал насколько это важно
Жизнь наполнить смыслом и трудом.

Город мой рождался в муках, трудно,
Но стоит уже он тридцать лет.
Наше время, люди, неподсудно,
Мне за свой не стыдно партбилет.

Город комсомольского задора,
А не пресловутых лагерей,
Ты невольно стал живым укором
Бестолковой Родине моей.

Великолепная тема, но нет поэзии в стиле речи, есть недоработки разговорного исполнения: «А ведь было время, было время» (песенный повтор- заполнитель),  «за отрядом город ждал отряд» (слово «ждал» требует винит падежа, здесь же смешение «ждал» с фразеологизмом «шел за отрядом отряд»); «Только знаю точно, ЗНАЮ – каждый (второе «знаю» - заполнитель строки). 10-ю очками, конечно же, было бы неправильно эти стихи номинировать.

15. Хворостань. Виктор Колесников 6 (Река Хворостань, Воронежская обл.)

Здесь когда-то коней купали,
А сейчас даже курице вброд.
Как слеза вековой печали,
По степи Хворостань течёт.
101 001 010
001 001 001
001 001 010
001 001 01
Этой гибнущей речке впору
Затеряться среди болот,
У неё же ветреный норов:
То иссякнет, то берег зальёт.
001 001 010
001 001 01
001 01 001 0
001 001 001
По весне, и студёной, и чистой,
Снеговою талой водой
Под мостом забурлит неистово
Белой гривою молодой.

Хворостанью Сухой иссохшею
Станет знойною хлебной порой
И ленивой недвижной кошкою
Ляжет в омут, накрывшись травой.

Рассказать бы могла про многое:
И про скифов, и про татар,
И про детство моё босоногое -
Речка славная Хворостань.

Было имя другое, нерусское,
У реки моей - Хороссан.
И другим, кочевым и узким,
Открывалась она глазам.

За столетия износилась,
Измельчала и заросла.
И не та в берегах её сила.
Позабыла, как раньше звалась.

Обрусела. Ираноязычное
Имя, словно дамасская сталь,
Превратилось совсем в обычное
И простецкое - Хворостань.

Здесь и хворост, и хвост, и что-то
От протяжной славянской тоски,
И течёт себе по болотам,
Смыв татарские ярлыки.

Слишком много сбивок ритма (показала схему ударных слогов только для нескольких строк). Стихи наполнены по содержанию, но ощущение, что над ними не работали - как зарифмовался поток мыслей,  так и было опубликовано. И, как и в предыдущем произведении,  есть изложение фактов, но мало поэтической речи.

16. Екатеринодар. Ольга Альтовская   (Екатеринодар,  ныне - Краснодар)

Как зыбок он, как безнадежно стар.
Магнитом тянет и ночами снится
Реликвия – Екатеринодар –
Истории открытая страница.

Черты и дух прадедовских времен
В домах с крыльцом, в суждениях и в лицах,
Кому – родной, кому – едва знаком,
Кому – мечта, кому – дыра, станица.

А мне он – будто бабушкин ларец,
Где память в письмах с ленточкою синей,
С терзаниями любящих сердец,
Ушедших, но волнующих поныне.

Люблю его без видимых причин:
Под светлостью небесного покрова
Люблю дороги в сеточках морщин
И улиц антураж его неновый;

Окраины и рынков тесноту;
Цветущим – летом и зимою – серым;
Традиции, обычаи. И ту
Наивную казачью атмосферу:

Широкий, жизнерадостный фасад
И экономный вымощенный дворик,
Дедов усатых в бурках на парад,
Казачек, необъятных от оборок,

Неприхотливость маленьких столиц
И жизни необузданную силу;
И прожитого взгляд из-под ресниц
На то, что есть – того, что прежде было.

Чувствуется умение писать стихи: правильная речь, уместные, хотя и немногочисленные образы : «А мне он – будто бабушкин ларец, где память в письмах с ленточкою синей», умение одним штрихом передать главное в облике города. Чистенько по технике исполнения.

17. Край смородины. Марина Москвичева Белова   (Село Смородино Сенгилеевского р-на Ульяновской обл.)

Край родной - ТО даль без края: ширь полей, лесов, лугов;
Пыль дорожная простая, деревушка меж холмов.
Край родной - дымок знакомый, вкусный запах пирогов,
Кот соседский - здесь он дома - на поленнице из дров.

Край родной - косит скамейка, бабка вышла на порог,
Дед накинул телогрейку и с сигаркой - на часок.
Край родной - соседи наши... Баньки теплится дымок,
Вениками двор украшен - в баньку дед всегда ходок.

Край родной - дорожка сада, знойный полдень... Самовар...
За столом сидеть отрада - пить смородины отвар.
Лист свернулся в чашке чая - запах родины моей.
Так в "Смородино"* встречают, чаем нежным, всех гостей.

Лист смородины узорный; ягод, чёрный глаз,- в кустах.
Сад, как прежде, плодородный... Речка рядом - в двух шагах.
Три пруда... Источник местный затерялся меж холмов.
ГОРДОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ ИЗВЕСТНА: ТАМ КУПЕЛЬ СРЕДИ ЛЕСОВ.

В лес - знакомая тропинка - ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД:
ЗАМАНИЛА ПАУТИНКА ГРИБНИКА В СВОЙ ОГОРОД.
КРАЙ БЕРЁЗКИ молчаливой: дивный, ладный, тёплый стан;
Листьев, разговор былинный и в горошек сарафан...

Я прижмусь к коре шершавой, дух берёзовый вдохну,
Поклонюсь "сестрице" старой, в чарах добрых утону.
Край родной - колодец чистый, родниковый сладкий мёд.
Помню с детства я РУЧЬИСТЫЙ ВКУС глубоких твОих вод.

Дом увижу я, тот самый, где ПРОШЛИ СТРЕМГЛАВ года,
Где живые были: мама, брат, сестра, отец... тогда...
Улица моя, заборы и овраг зарос травой...
Помню, как бежим из школы по проталинкам гурьбой...

Подойду я к дому близко, как с живым заговорю,
Поклонюсь я в пояс низко: кров родной благодарю.
За любовь, за детство наше непростое, может быть...
Не найти мне место краше - дом родной мне не забыть...

Лист смородины свернулся, в чашке стынет сладкий чай...
Край родной ко мне вернулся, обнял и шепнул: "Встречай..."
Дома силуэт знакомый, бабка с дедом - вся родня...
Край смородины ВЛЕКОМЫЙ встретит утром у плетня...

Слово «то» вместо «это» в начале стихотворения простит стиль речи. Как и масса ненужных тире - заменителей других знаков препинания и просто  от души рассыпанных по тексту. Ясна по смыслу, но плохо выражена подбором слов фраза «гордость жителей известна: там купель среди лесов». Впрочем,  в тексте довольно много непроработанных фраз (понятно о чем, но сказано бестолково), я их выделила заглавными буквами - без комментариев.

19. Поющие в Кижах соборы. Марина Боголюбова (о. Кижи на Онежском озере, Карелия)

Поющие в КИжах соборы – загадка родимой земли,
Былинные песни и хоры здесь чудом укрыться смогли.
Вдали от столичного шума свободнее руки Творца –
Взлетала народная дума, мечтой врачевала сердца.
Звучат в куполах разговоры сказителей прежних времён,
В них – русская мудрость, не споры, а ЦВЕТ настоящих знамён.
Серебряный лемех струится и светится издалека,
Как вещая дивная птица, поющая через века.
Шатры устремляются выше, друг друга ПОКРЕПЧЕ ОБНЯВ,
Я В НИХ ЗАВЕЩАНИЕ ВИЖУ – призыв к единению глав.
Ведь ближний не станет обузой, почувствовав рядом Творца.
Так крепость любого союза растёт от корней до венца…
И ЖАЖДА НАСУЩНОГО ХЛЕБА - В БЫЛУЮ РОССИЮ ОКНО.
Высокое кижское небо нам для озарений дано.
ПОЮЩИХ СОБОРОВ СЕДИНЫ достойны событий иных –               
Всмотритесь – стоят Исполины, хранители таинств земных…

Выделила в тексте все малоудачные строки, которые хочется изменить... В предложении «поющих соборов седины достойны событий иных» - мысль начата и оборвана, а далее - уже о другом...  Каких иных событий?

24. Лето на Севере. Ольга Флярковская (Дедов остров - хутор в Тотемском р-не  Вологодской обл.).

Лето северных островов,
Час блаженства природы нищей.
Этот край к чужакам суров,
Для своих здесь – и дом, и пища.

Дедов остров* хранит вода,
Что не только на вид студёна.
Тащит Сухона лес, суда.
Баржа тянется вдоль затона.

Здесь по солнцу идут часы.
Здесь текут в Заполярье реки.
Над разливом, испив росы,
Облака закруглились "в греки".

Здесь затихла моя тоска.
Чья-то лодка плывёт к причалу…
И ВЕРНЕЙ НЕ НАЙДЁШЬ КУСКА,
Лишь его заслужи сначала.

Разгрузи от леща баркас:
Рыбу в вёдра, и вымой днище.
Здесь народ на улов глазаст
И спокойной воды не ищет.

Здесь, на острове долгий день
Над рыбацкой избой курится,
А рукав подлинней надет
Не к тому, чтоб СКЛАДНЕЙ лениться.

Ветерок поутру кусач –
Стылый пасынок океана.
Горький привкус от неудач
Выдувается покаянно.

Был на Троицу звон густой,
А к Успению – звон печальный.
Здесь на Божий взяты постой
Скит да пу'стынька изначально.

Здесь мошкой именуют гнус,
Здесь не жалятся, но жалеют,
А ненужная роскошь – грусть
Лишь под утро кольнёт: болею…

Здесь морошки наешься впрок
И забудешь огни столицы.
Здесь привычней свистит юрок
Голоска городской синицы.

Лето северных островов
Отцветёт по-девичьи кратко,
Но запомнится как любовь,
Всё отдавшая без остатка…

Местный, самобытный язык, но правильный. На первый взгляд, идет  перечисление фактов, но какая  тонкая, ненавязчивая  поэзия за ними стоит: «Здесь не жалятся, но жалеют, а ненужная роскошь – грусть лишь под утро кольнёт: болею…» или «Ветерок поутру кусач - стылый пасынок океана. Горький привкус от неудач выдувается покаянно». Приятные стихи!

26. Моя родная глухомань Владимир Квашнин 2 (пос. Саранпауль Приполярный Урал,  округ Югра);

Моя родная глухомань,
Ты всё: и радость, и забота.
Что здесь любить? Тайга, болота…
А выйдешь в утрешнюю рань
К родимой Ляпушке с мостка,
Перекрестясь на свет, умыться,
А над водой - заря – девица
С мешочком звёзд у пояска.
Налево горсточку махнёт –
И блещут в травах самоцветы,
Направо… звонкие монеты…
И наше, русское поёт.
Ты ей - поклон, так и она
Ответным ласково приветит…
А тут уже и солнце светит,
И тает воском тишина.
И зазвенел покосный день!
Буксир чихнул дымком солярки…
Денёк сегодня будет жаркий!
Косу, фуражку набекрень…
И от плеча, держак - к бедру,
С размаху пяточкой под корень!
Пускай кузнец Мишаня - ШКВОРЕНЬ,
А я в косьбе своё беру!
Брусочком – вжик, и понеслась
Душа в полёт - валок к валочку…
Вот так и сердце ищет строчку,
А там - и песня родилась
Или СТИШИ... А вечерком
Прочтёшь рябинке, пусть и плохо, -
Прижмётся ласково, дурёха,
Лопочет что-то на своём.
А сопки, словно госпожу,
Уже на мхах качают зорьку.
С рук покормлю лосёнка Борьку,
Придумку на ночь расскажу.
Коней в ночное отведу,
Возьму туман – простынку лета -
С уснувших трав, и с книжкой Фета -
На стог под яркую звезду
Читать и слушать в тишине
Как ветер шепчется с осокой,
И месяц с нимфой одинокой
В озёрной плещут глубине.

Очень хорошие стихи с богатейшим поэтическим народным языком! Одни из лучших по стилю речи в пакете. Хотя кое-что я и в них не поняла: «Пускай кузнец Мишаня - ШКВОРЕНЬ, а я в косьбе своё беру!» - допустим, это так кузнеца грубовато сравнили с осью поворота в  механизме, но тогда в построении фразы хочется сравнения и персонажа (я) с каким-то другим механизмом (типа, "а я как втулка...".) Впрочем, это моя мелочная придирка, продолжение фразы там есть («А я в косьбе своё беру!»). Слово «стиши» - не понравилось, хотя оно по стилистике здесь в какой-то степени допустимо.

29. Суздаль.  Марта Журавлева 2

Еще бы не было машин,
Еще б динамики замолкли -
И можно было б слышать отклик
Вдохнувшей благости души.

Еще б пожить здесь год иль два,
Заветной тишью напитаться,
Чтоб радость древних декораций
Вернула древний свет словам...

Так что ж, напрасно шли века,
Напрасно время торопилось?
Превыше "достижений" - Милость?
"Застройка" - духом высока?

Любить низины это знать,
Как небо обнимает землю,
Как дух древесный сладко дремлет,
Деля с домами благодать.

Влечет вперед – смотрю назад:
Как ввысь расти, не зная почвы?
И как не верить в силу почки,
Увидев неба теплый взгляд?..

Вот и здесь чувствуется рука человека, умеющего писать. Все предельно просто, и все - к месту, и сюжет есть,  и логика мысли, и литературная речь, и поэзия. И умные, интересные мысли: «Любить низины это знать, как небо обнимает землю» или «Влечет вперед – смотрю назад: как ввысь расти, не зная почвы?» Придраться мне не к чему, разве что мы не столько о Суздали из стихов узнаем, сколько об авторе.

30. Вятка-Киров. Людмила Вятская (Киров, он же -Вятка, Хлынов)

В шумном городе «К» много лет я мгновенья ловлю.
Пробуждаюсь под рокот машин, в день спешащих по трассе.
И с распахнутой лоджии, утро вдыхая, дивлюсь,
как рассвет красит крыши высоток оранжевой краской.

Гомон птиц за окном. Сонный дворник метёт тротуар.
Начинается день в многозвучии будней знакомых.
Все спешат по делам, и везде - толчея, суета.
И на каждом шагу раздаются мобильников звоны.

Направляю свой курс на знакомый центральный район,
где неоны текут по фонтанам, витринам, фасадам.
В тёмных скверах царит сытный мир голубей и ворон,
и на кованых лавках разлиты покой и услада.

Но, поближе к реке - на мощёном - лежит прошлый век.
Здесь пропитан насквозь русским духом купеческий город.
В бытность прежнюю он назывался красиво - на «В» -
до сих пор про названье активно общественность спорит.

Бродит прошлого дух по кварталам былинного «В» -
слышен шорох шагов в глубине тихих узеньких улиц.
Купола золотые торжественных белых церквей
на крутом берегу чередою светло протянулись.

С колоколен летит величавый малиновый звон,
и возносятся в высь песнопенья святой литургии.
Этот город в глубинке давно получил статус-кво,
хоть другой он сегодня, и люди - немного другие.

Деревянное зодчество и на Великую ход,
роспись вятских игрушек и свет от картин Васнецовых -
за пределами края честно'й удивляют народ.
И не спутать с иным в самобытной протяжности говор.

Я не знаю какие ещё подобрать мне слова
для того, что с годами становится шире, красивей.
И какая же разница, как мне его называть:
я люблю этот город - частичку родимой России!

Здесь я задумалась на фразой «от картин ВаснецовЫХ» - имеются ввиду картины нескольких авторов с фамилией Васнецов или это притяжательная  форма  (Васнецовские картины)? Я бы, чтобы не путать народ, написала бы «от картин ВаснецовА»...  А больше придирок не имею - мне понравились эти стихи!

Продолжение см http://www.stihi.ru/2016/05/08/3332