Средидневье с сиестой

Принимаю полностью или "от ... и до ..."
Душу Города Эль-Греко - Толедо. *
Она побуйствовала в Темные века,
Теперь же отдыхает в тиши  ...  пока.

Света в лицах и контраста мастер,
Он - хозяин истинной в городе власти -
Вместе с Рыцарем печального образа **
Смотрят отовсюду мне прямо в глаза.

Жмутся в стены авто и туристы
По улицам вверх и вниз извилистым
Вдоль лавок, славящих былую старь:
Марципаны, сыры да толедскую сталь.

В двух кило-летах или трёх верах
Заблудиться мне хочется Гулливером:
Взглядом достигнуть бы истых Верхов
Над мельницами их и горами грехов,

В старом по новому вспомнить все
И даром не ссыпаться в "то ..." да "се ...",
А в яростном фламенко явить круть - ***
К Душе отдыхающей найти путь.


*_Эль-Греко - знаменитый экспрессивный испанский живописец 16 века, чей небольшой музей есть в Толедо - городе трех религий: мусульманства, иудаизма и христианства. Правда, настоящий дом, где жил художник в еврейском квартале, не сохранился после пожара.
**_ речь идет здесь о герое М. Сервантеса - рыцаре Дон-Кихоте, фигура которого изобилует на плакатах и в виде игрушек в местных ресторанах и сувенирных магазинчиках.
***_ Фламенко - популярный южно-испанский народный стиль песни (cante) и танца (baile), впитавший энергетику мавританских и цыганских традиций. Более всего распространен в Андалузии.

10.05.16, Толедо


Рецензии
Заходя на страничку незнакомого автора, всегда ищу пейзажную лирику (ну или городскую, как вариант) - если нахожу, с неё начинаю знакомство. По моему мнению, именно пейзажик лучше всех других жанров даёт представление о техническом уровне стихов - о качестве картинки, так сказать...
Прошу меня извинить - буду критиковать. Рецензия - так рецензия.
Прочла несколько Ваших стихов о разных городах и странах. Общее ощущение - краткий справочник для бодрого туриста. Много названий, много узнаваний. Недостаёт атмосферы. Обо всех местах судить не могу - не везде побывала, но Париж, к примеру, знаю неплохо, и скажу честно : Ваш маршрут не самый удобный.
С Арен Лютеции до Дома Инвалидов почти час ходьбы, даже по бульвару Сен-Жермен. Потом назад до Пантеона?.. И так далее - c Марсового Поля к Сорбоне (кстати, у меня она совершенно не ассоциируется с фривольностью - как-никак, в её основе факультет теологии, и даже флер студенческих бунтов не уменьшает ощущения серьёзности, качества и ответственности, идущего от самого имени Университета). Потом к праху Бастилии, оттуда на Монмартр ... нелегко. А за "Мулен Руж" даже обидно немножко : уровень кабарэ высочайший, билеты на представление дорогущие,профессиональные требования к танцовщицам строжайшие - слово "путаны" выпадает из контекста и больно бьёт по ушам. Девятый округ мне знаком, я жила недалеко от церкви Нотр Дам де Лоретт , и Вы знаете - к сожалению или к счастью, но, несмотря на обилие красных фонарей и нескучную ночную жизнь (почти исключительно по выходным), сейчас там очень уютно и мило. И всё так близко, так удобно - гораздо приятнее, чем на "богемном" Монмартре или в "буржуйском" четырнадцатом, где я тоже пожила немножко. Зато стрела Елисейских Полей с насаженой на неё звездой действительно хорошо у Вас получилась - понравилось!
О Толедо могу написать гораздо больше, хотя постараюсь сдержаться. Полтора десятка лет живу в Мадриде, историю страны и её искусства люблю. Толедо - беспрецедентный город, но... Ни Доменикос Теотокопулос, ни Рыцарь печального образа не есть главными чертами его уникальности. Эль Греко в зрелом возрасте поселился в нём, да, и главные вещи создал именно там. Но он жил в шестнадцатом веке, при Филиппе Втором. Это как раз время, когда Толедо перестал быть королевской резиденцией... Перфекционист Филипп обожал монотонно-геометрический, обсессивно-предсказуемый Эль Эскориал, а столицей сделал удобно разместившийся Мадрид. Эпоха же уже изменилась - Возрождение, движение, коммуникация, открытость, даже в католически чопорной Испании. Нужно ездить туда-сюда, нужно много места и простора. А Толедо - это всё-таки средневековый город, это крепость, это ракушка - твёрдая и без зацепки извне, и с множеством извилин и укрытий внутри. Лабиринтный, спонтанный, сжатый в пружину, потенциально опасный. Живучий и упрямый, не особо доверчивый, себе на уме. "Крепкий орешек" - черепная коробка, мозги и воля Кастильи. Кастильи, из которой Испания выросла в империю, в которой никогда не заходит солнце. Этот город - как плод, из которого выросло огромное дерево. Во времена Карлоса Первого, Филиппа Второго, Эль Греко и Сервантеса душа Толедо начинает дремать... Возможно, да, она дремлет и сейчас, и в сны города приходят и отчаянные Трастамара, и неподражаемые Католические Короли, и гордость Реконкисты, и боль и кровь родильных мук, в которых рождалась великая страна... Во времена Эль Греко, во времена Сервантеса город уже начинал становиться историей.
Всё это лирика. Мои ощущения. А замечания по сути вот какие. Во-первых, в слове "Толедо" ударный второй слог, а не последний, так что рифма с "от... и до..." не очень получается. "Сиеста" - дневной сон, отдых, пишется с маленькой буквы, ну разве что это название какого-то заведения. В "Дон Кихоте" Толедо разок упоминается, но в общем связать эти два образа в одну ассоциацию не так-то легко. Сервантес, может, и побывал в Толедо - его не особо любимая жена была из этих мест, но всё же его город по праву - Алкала де Энарес. Прикольную статую Сервантеса в ельгрековском стиле под Аркой Крови поставили в 2005 году, в честь 400-летия издания "Дон Кихота". Надо же было отметить, как же иначе? Конечно же, везде продают статуэтки и прочие сувениры - почему бы и нет? Может, дремлющей душе города чуток и обидно... а может, она выше всяких пустяков.
"Мазипан" - это, по-видимому, марципан? Mazapan по-испански. Дамасскую сталь в Толедо не делали. И не славили (хотя сейчас ради процветания туризма, может, и славят...ох). Делали толедскую сталь, и всегда, во все времена подчёркивали, что их марка, брэнд, так сказать, - особенный и отличающийся от всего прочего существующего и производящегося в других местах. О "брэнде" особенно пеклись, ставя специальные печати - знаки именно толедских мастеров. До сих пор идут споры о том, была ли им известна технология изготовления дамасской стали и в каком объёме. Но в любом случае, в Толедо работали по-другому, используя в изготовлении оружия больших размеров так званое "сладкое железо", из которого делали особую "душу стали". Дамасская сталь совсем иначе выглядит - у неё рисунок такой малахитовый. Толедское оружие нередко украшали - серебряными и золотыми нитями или пластинками, резьбой, стальной скрученой в жгуты проволокой. Вот. И уж совершенно непонятно, как и откуда в стихе оказалось фламенко. Ни с какой стороны. Это же Андалусия, а никак не Кастилья Ла Манча. Совершенно разные "страны"...
Европейские города, городочки - интересная штука. Неподражаемы. Похожи, если скользнуть поверхостным взглядом. А всмотреться, вслушаться, вдуматься, вжиться - как люди. У каждого своё лицо. С очень яркими индивидуальными чертами. Без обобщений и стереотипов не обойтись, и вежливые амфитрионы, принимая всепоглощающих туристов, и виду не подадут, что что-то не сходится. Зато потом, среди "своих"... всё скажут. Я их слышу, понимаю...
Не привыкла ругать и отчитывать. Извините ещё раз, ради Бога. В своё оправдание скажу лишь одно : не пробуди во мне интереса Ваша поэзия, разве стала бы я столько букв тратить на отзыв? :))

Оксана Матиева   07.09.2017 06:13     Заявить о нарушении
Оксана, очень Вам благодарен за пространное послание. Некоторые Ваши советы приму к сведению.
Однако, Вы почему-то сами так решили, что мои стихотворения - "краткий справочник для бодрого туриста", и даже чуть ли не путеводитель, предписывающий двигаться по некоему маршруту. И это же критикуете... Ваше мнение с моим не совпадает. Это просто мои личные художественные воспоминания на тему, и они обязательно будут отличаться от оригинала. Поэтому фигурки в витринах магазинов вполне могут быть поводом для игры мыслей.
В любом случае, огромное Вам спасибо за внимательное прочтение.

Лев Дроздов -Лад   07.09.2017 13:53   Заявить о нарушении