50. Пятое письмо к Марии Райтер

Дима А
Второе пришествие крыс

«Средняя» крыса способна: проскакивать сквозь отверстие размером с пятикопеечную монету; взбираться по вертикальной кирпичной стене; проплывать более восьмисот метров; прогрызать свинцовые трубы и шлакобетон; размножаться с такой быстротой, что в течение года потомство одной крысы может достичь 15 тысяч особей. Крысы могут набиться в пятиэтажный дом до такой степени, что здание под их тяжестью рухнет, а сами грызуны разбегутся невредимыми. (Электронная энциклопедия)


В тот вечер город Гаммельн был особенно тих. Но вместе с тем, чувствовалась какая-то тревога. Что-то неосознанное на уровне звуков или запахов. Видимо надвигался шторм.

- Хороший знак – со значением произнес Двухвост, в сотый раз понюхав воздух. Еще немного постояв, он, кряхтя, спустился обратно в штабную нору, опираясь на лапы и хвосты адъютантов.

Двухвост был очень стар – болтали, что ему более пятисот лет, потому что он однажды попал на Летучий Голландец и проплавал по морям там несколько веков. Все это было, конечно, вранье. Про него вообще болтали много всякого вздора. Например, что он вампир и раз в год питается кровью молодых курсанток. Или что он продал душу дьяволу и поэтому у него два хвоста.
На деле Двухвост действительно дважды ходил в кругосветку (именно ходил, а не плавал: гавно плавает, корабль идёт!), но это был не Летучий Голландец, а обычный зерновоз. Ну а что до татуировки на боку в виде якоря – это же морской флот! У всех настоящих моряков такие есть, почему крысы должны быть исключением? Два хвоста у Двухвоста появилось следующим образом: однажды в порту ему случайно при разгрузке едва не отхватили хвост и рубец прошел таким образом, что хвост раздваивается. Крыс сначала переживал и даже думал отгрызть один, но потом обратил внимание, что остальные смотрят на него со страхом и уважением и решил этим воспользоваться. Он не рассказывал никаких басен, а просто держал паузу и многозначительно молчал. Обычно этого хватало.
Однажды его зерновоз пришел в Гамбург и Двухвоста вместе грузом, в котором он только-только прогрыз необходимые коммуникации и уютно обосновался, погрузили и отвезли в Нижнюю Саксонию. Поездка на автомобиле оставила у него крайне неприятные впечатления, но в итоге все обернулось к лучшему – он оказался на продовольственном складе достославного города Гаммельна. Где без большого труда возглавил небольшую стаю. Он был крупнее большинства самцов и самое главное – умнее. Гаммельнское крысиное семейство вообще отличалось невысокой сообразительностью, а также склонностью верить во всякую чушь. Первое место в ряду дурацких басен, конечно же, занимала Легенда о Крысолове.
Двухвост прекрасно этим воспользовался, хотя произошло всё немного случайно, можно сказать что это была импровизация. Первоначально Крыс оказался в маленькой захудалой стае, где быстро загрыз престарелого слабеющего вожака и установил своё верховенство. Однако, дальнейшая борьба грозила развернуться с более могущественными кланами, среди которых были Старые Челюсти, 502-я Орденоносная Помойка, Нюхачи и самое главное Бешеные Огурцы – очень сильная и отмороженная банда. Новообретенная стая Крыса в прямом столкновении выдержала бы минут пятнадцать, от силы двадцать, не более. Поэтому, когда Двухвоста пригласили на Общее Толковище, куда пришли все вожаки кланов и наиболее уважаемые старейшины, он сказал так:
- Друзья! Я не вправе учить вас и не собираюсь этого делать. Но посмотрите вокруг: живем ли мы так как того заслуживаем? Получаем ли мы то, что должно принадлежать нам по справедливости? Нет! Мы прячемся по норма и щелям, боимся малейшего шороха и запаха. Хотя силы наши огромны. И погибшие от людского вероломства и колдовства не отомщены. Недалеко от нас стоит Дом Крысолова. Не мне рассказывать вам о том, что это значит для всех нас, какая это кровоточащая и незаживающая рана. Поэтому я говорю – Месть! Это все что нам нужно. Повторим Великую Чуму!
Речь Двухвоста имела успех:
- Верно! – завопили Бешеные Огурцы
- Правильно! – сказали Нюхачи и 502-я Орденоносная Помойка
- Согласны! – поддержали остальные
И только один крыс из клана Старых Челюстей спросил:
- Как это сделать? Сейчас иные времена – люди готовы значительно лучше и повторить Великую Чуму очень трудно.
- Верно – ответил Двухвост – но и мы за это время стали умнее. К тому же люди слишком полагаются на свои технологии, а если их вывести из строя, то окажутся также беспомощны как и прежде. Мой план таков. Создаем несколько штурмовых отрядов. Первый выводит из строя электричество – стоит перегрызть пару кабелей, город без света, без систем охраны, пожаротушения, останавливаются насосы водопровода. Правда не надолго – на пару часов. Но этого нам хватит для главного – устроить прорыв дамбы. Где можно прогрызем заранее, где нельзя – в момент когда все будут чинить электричество и запускать очистные сооружения. И когда дамба будет прорвана, то город погрузится под воду. И это будет самая лучшая и самая верная месть, какую можно только придумать.
- Погоди, но для этого в реке должно быть много воды – раздался недовольный голос кого-то из Нюхачей - И что будет с нашими гнездами? Мы же первые утонем!
Двухвост осклабился, обнажив желтоватые но ещё весьма крепкие клыки:
- Разумеется. Но мы же не будем сидеть сложа лапы и подготовимся к этому, верно!? Во-первых, запасные гнезда в безопасном месте. Во-вторых, штурмовые бригады: нужны отважные ребята с крепкими челюстями, готовые пожертвовать собой ради общего дела. В третьих, продуманный план – дамбу надо начинать грызть уже сегодня. И наконец, мы все ждем большую воду. Нюхаем воздух, наведываемся в бюро прогноза погоды. Подсматриваем, подслушиваем, всё запоминаем. И когда придет большая вода мы действуем. Слаженно, быстро и без внутренней грызни. Что скажете?
- Согласны – сказали Нюхачи
- Согласны – сказала 502-я Орденоносная Помойка
- Согласны – сказали Старые Челюсти
- Мы нихрена не поняли, но тоже согласны – сказали Бешеные Огурцы – пора показать этим людям кто в городе хозяин. А уж бойцов мы выставим, за этим дело не станет!

Работа закипела. Следующие два с половиной года все только и делали что готовились к предстоящей  Операции. Крыс было не узнать – куда делись былые распри? Еще вчера враждовавшие между собой кланы самоотверженно трудились бок о бок во имя общей цели. Наконец неделю назад, вторая особая рота Нюхачей, ведущая непрерывное наблюдение за погодой сообщила, что надвигается паводок. Это подтвердил Особый Сводный Разведывательный Взвод, промышлявший в городском бюро прогноза погоды.
Немедленно началась эвакуация гнезд. Причем, чтобы не вызывать подозрений проводилась она по ночам и скрытно. Вчера вечером, Сводная Интендантская Служба, сформированная на базе 502-ой Орденоносной Помойки доложила, что все производящие самки, слабые, больные и дети эвакуированы, запас продовольствия на две недели создан. Одновременно с этим четыре штурмовые бригады укомплектованы, накормлены и рвутся в бой. Руководители бригад ждали Двухвоста в штабной норе. Собственно говоря, оставалось проверить как руководители штурмовых бригад усвоили задание и можно было выдвигаться на позиции.
Последний инструктаж не был длительным. Все уже столько раз было обговорено и обдумано, что отскакивало от зубов  в прямом смысле этого слова. Руководитель Первой Бригады (смертников, в задачу которых входило нарушение работы электростанции) предложил пройти по берегу Везера, чтобы еще раз посмотреть на реку. Никто не возражал. Двухвост ещё немного выдержал торжественную паузу и сказал: «Пора». И крысы пошли.
В обычной ситуации передвижение было бы максимально скрытным, но теперь прятаться никто не хотел. Они шли развернув плечи и гордо подняв головы. Наблюдая как портится погода и мирный в обычные дни  Везер превращается едва ли не в бушующее море. Двухвосту, неоднократно переживавшему настоящий шторм, было немножечко смешно видеть нараставшее беспокойство в глазах своих береговых собратьев,  но нельзя было не признать, что волнение тянуло уже балов на четыре-пять и ветер продолжал усиливаться. В общем момент начала Операции рассчитали вроде бы правильно. Штурмовые бригады вышли к небольшой площадке на берегу, откуда их пути должны были разойтись: одна на электростанцию, две  на дамбу и одна к городским очистным сооружениям.
Вдруг Двухвост остановился и замер. Происходило что-то странное, он даже не понял сначала что именно. Посереди реки откуда ни возьмись появилась огромная змея? Или даже скорее Змей, потому что по своим размерам он превосходил все живые существа отряда змеиных. Кроме того, Змей на вид был полупрозрачный, как будто сложившейся из ветра и воды, и не издавал никакого запаха, поэтому все заметили её, когда, откровенно говоря, было уже поздно.
Змей какое то время просто разглядывал крыс и хотя он не смотрел ни на кого в отдельности, каждый застыл в оцепенении, не в силах ни убежать ни отвести взгляда. Первым опомнился Двухвост. Он хотел подать сигнал тревоги, но вместо этого что-то прохрипел и упал на землю. Горлом пошла кровь и старый крыс понимал что умирает. Зато Змей открыл рот и издал звук.
Нет не так. Никакого звука Змей не издал, но мир тут же наполнился Музыкой. Пьянящей и страшной одновременно. Загипнотизированные этой музыкой крысы послушно пошли в воду. Причем прекрасные пловцы не отрывали ног от земли и не задерживали дыхание а просто тонули. А Музыка звучала все громче и громче, переливаясь волшебной трелью и складываясь в Песнь Уробороса. Долгую, страшную и прекрасную одновременно.
Двухвост отлично все это  слышал и уже  откуда-то то знал, что это именно Уроборос. В его угасающем сознании как-то само собой сложился вопрос: «Почему? У нас же могло получиться»
И Уроборос как будто ответил старому крысу: «Именно поэтому. Вы бы всё совершили и нарушили Равновесие. А этого никак нельзя было  опустить – я внимательно слежу за этим».
«А что же дальше?» - в тревогой подумал Двухвост – «Я умираю?»
«Ты уснешь. И дальше у тебя все будет хорошо» - сказал ему Уроборос. И Двухвост закрыл глаза и уснул. В свою очередь, волны Везера очень скоро окончательно накрыли четыре штурмовые бригады (Старые Челюсти, 502-я Орденоносная Помойка, Нюхачи и, конечно, Бешеные Огурцы), а затем и ветер, и волны как-то подозрительно быстро стихли,  да так, что наутро никто в Гаммельне и вспомнить не мог о намечавшемся накануне шторме, не говоря уже о прочих угрожавших городу опасностях.

Хотя одно происшествие все же имело место.
Фрау Бюттнер с утра, как обычно, пошла на прогулку на реку со своей собакой Зельдой и надо же такому случиться, что Зельда принесла в зубах огромных размеров мертвую крысу, да еще с раздвоенным хвостом. Фрау Бюттнер, при виде такого едва не упала в обморок, но будучи стойкой женщиной все же удержалась на ногах и предприняла необходимые меры. По тревоге были подняты:
• глава городской ветеринарной службы, для определения не является ли труп данной крысы опасным с точки зрения инфекций,
• директор местного зоологического музея, с целью выяснить  не является ли данный экземпляр ценным с точки зрения зоологии или палеонтологии;
• наконец, о происшествии был уведомлен пастор, перед которым поставили задачу определить не является ли данная находка свидетельством скорого пришествия Антихриста

На успокоение фрау Бюттнер и других лучших людей города ушел едва ли не целый день. Это происшествие активно обсуждалось и вечером: в лучшую пивную города были, разумеется, специально приглашены глава ветеринарной службы и директор музея. Да и святой отец тоже не отказал себе в удовольствии пропустить стаканчик. По итогам обсуждения общее мнение в пивной пришло к следующему:
• само по себе существование крупных крыс не является чем-то уникальным;
• раздвоенный хвост в данном конкретном случае возник вследствие механического повреждения и ни о каких необычных мутациях тут речи идти не может;
• фрау Бюттнер, безусловно, редкая дура и нечего было поднимать панику на ровном месте;
• с другой стороны, пока не стартовали игры группового этапа чемпионата мира по футболу заняться благородным гаммельнцам все равно решительно нечем, поэтому нет ничего страшного в том, что весь город обсуждал данное происшествие. Тем более, что крысы всегда играли в истории города особую роль и немало его прославили как в Германии, так и за её пределами.