Роковые имена

Димитрий Кузнецов
Этот сонетный цикл – о роковых женщинах в Истории. На самом деле их значительно больше, но я выбрал четырёх. Что значит "роковых"? Тут можно долго рассуждать и спорить. Femme fatale – неотъемлемый персонаж литературы, поэзии. Но и в Истории роковые дамы играют свои роли ещё с библейских времён. Да и мифическая Елена, причина Троянской войны, тоже отмечена печатью рока. Ну а меня заинтересовали дамы, мифологизированные ещё при жизни, стоявшие на вершинах власти и познавшие все перепады судеб – от абсолютного триумфа до забвения и насильственной смерти.

I. Клеопатра

Когда тяжёлый шаг железных легионов
В суровом натиске давил осколки стран,
Когда империи готовили таран
Века Тибериев, Калигул и Неронов,
Когда за Цезарем пролёг кровавый след,
И Брута голова упала отсечённой,
О, Клеопатра, ты казалась обречённой
В сиянье радости, в расцвете лучших лет.
Не даром за тебя к оплате роковой
Герои и цари стремились после пира,
Не зря к ногам твоим ложилась, как порфира,
Вся суетность земли, покров её живой, –
Ты стоила того, покуда власть держало
Великое родство соблазна и кинжала!

II. Лукреция

Сверкали рыцарские латы,
Из–за опущенных портьер
Взирал угрюмый кондотьер
На Рим, где гордые прелаты
Свой сан топили в кутежах,
Блаженство райское минуя,
На ту, которая, ревнуя,
Таила в шпагах и ножах
И гнев тоскующей матроны,
И страсти яд, и блеск короны,
Ту, что Лукрецией звалась.
Он знал, единственная мера
Для короля и кондотьера –
Её любви слепая власть!

III. Марго

Среди придворных дам лукавишь поневоле
И ходишь по следам, что прожитым горят.
Вы помните, мадам, казнённого Ла Моля?
Вы помните, мадам, его последний взгляд?
О, это не забыть, от прошлого не будет
Пощады никогда, изменой век прошит!
Но быть или не быть – о том другие судят:
Вас не согнут года и смерть не сокрушит.
Вы будете, Марго, там, где ночная сфера
Хранит звезды алмаз, там, где колдует тьма.
Трагедии Гюго, элегии Бодлера,
Всё это не для Вас... Для Вас – перо Дюма!
За правду и обман, за веру и неверность
Наградою – роман и вечности безмерность.

IV. Антуанетта

И нож упал. Движенье это
Исчезло, бусинкой летя,
Когда, мгновение спустя,
Безглавая Антуанетта
Явила пред ревущей мглой
В крови распластанное тело,
Когда багрово заблестело
Величье Франции былой.
Но ту, чья грудь для формы кубка
Явилась дивным образцом,
Восставшей гнили мясорубка
С обезображенным лицом
Не сокрушила на помосте
В своём безумии и злости!

И даже мёртвая, она
В тот миг собой за всех платила,
Чью суть собою воплотила,
За роковые имена...

На протяжении более двух столетий существует традиция разливать
шампанское в специальные бокалы, которые изготавливаются по форме
и размеру груди королевы Марии–Антуанетты и соответствуют объему
в 200 миллилитров.
 __________________
 * Иллюстрация:
    цифровая картина испанского творческого дуэта
    "Welder Wings" – Франсиско Абриль и Нурия Веласко.

Пандора – первая из роковых дам: в древнегреческих мифах — женщина, созданная по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь–женщин. Любопытствуя, она открыла полученный от Зевса сосуд, из которого по миру тут же разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда. Крылатая фраза «открыть ящик Пандоры» означает совершить действие с необратимыми последствиями, как правило, трагическими.