Апология фарисейства

Священник Алексий Тимаков
                сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя,
                и прочия безумныя глаголы.
                (Великий Покаянный Канон св. Андрея Критского)

Дойти бы мне до фарисейской спеси,
Когда за все таланты и дары
Я б смог, как он, поглаживая пейсы,
Восславить Бога за его труды.

Я ж — не таков: ни пейсов, ни талантов…
Увы, не Бога я благодарю,
А в самомнение поступью Атланта
Я сам себя причислил алтарю.

03.05.16
_____________
Концентрированная краткость церковно-славянского текста вполне может вызвать улыбку, ибо благодарность Господу Богу стоит в одном ряду с “прочими безумными глаголами”, но, однако, весь смысл восходит к евангельским словам, в которых и сквозит превозношение фарисея над мытарем:
Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо: очисти мя; ова же: помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы.
                (Великий Покаянный Канон св. Андрея Критского)
Мытарь спасался, и блудница становилась целомудренной, и фарисей хвалившийся осуждался, один /взывал/: очисти меня, другая же — помилуй меня, а этот тщеславно восклицал: “Боже, благодарю Тебя”, и прочие безумные слова (см.: Лк.18: 10  — 14).
Но всё же не стоит забывать, что всё то, чем фарисей хвалился, он действительно выполнял, в то время, как “стандартный образ” современного православного человека зачастую отличает отсутствие добродетелей и обилие чванства…