По конкурсу православной поэзии Воскресение

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/04/20/3931 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/06/01/1821 - Итоги конкурса

В конкурсе приняло участие 55 произведений - очень разных как по качеству написания, так и по содержанию. В этот раз я не буду уделять все внимание технике их исполнения,  цель этой статьи - разобраться, что такое духовная - православная - поэзия и как ее правильно писать.

Современную духовную поэзию можно разделить на три группы.

1 ГРУППА -  ПОЭЗИЯ НЕ ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, уже не атеистов, но все еще  безграмотных в богословском отношении,  имеющих представление о вере не от ее носителей, не из книг просвещенных святителей, а из советской высшей школы воинствующего материализма. Они пока еще видят в церкви только ее внешнюю сторону - праздники, «обряды» (именно обряды, а вовсе не таинства), и «все хорошее» про мораль, и нравственность, которые считают главным достижением религии. Для них Христос - это не ипостась Троицы, не столько Бог, сколько  чудотворец, исполняющих их личные чаяния и отпускающий им грехи или Учитель добра и справедливости, один из череды многих, приходивших на Землю.

Многие из современных  поэтов, пишущих стихи о православии,  находятся в начале  пути к  обретению личного опыта присутствия Бога в их жизни, часть из них никогда не дойдет до конца, потому что не ищет цели этого пути, ибо их стихи - не более, чем еще одна тема «к празднику», хотя к православию они относятся с великим уважением, а, поскольку «Бог у них в душе», то в храм ходят лишь поствить свечу «за свое» или на великие праздники и  никогда не причащаются. Характерный пример стихов  этой группы:

№1. Пасха. Анатолий Ягудин   

Светлый день – Христово воскресенье!
Яйца, пасха, свечи, куличи –
Будто снова выпал день рождения,
Улыбайся людям и молчи.

Все вокруг целуются и крестятся,
Соблюдая ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕТ.
Первый раз за два голодных месяца
Соберутся вместе на обед.

Батюшка кропит святой водицею
И девицы весело пищат,
Но храня священную традицию,
Бабки укоризненно молчат.

Все вдруг стали братьями и сестрами,
Будто это помнили весь год.
Не буравят вас глазами острыми
И без очереди не идут вперед.

Пьют за воскресение Спасителя
И не водку, а святой кагор,
Будто всей страны огромной жители
С Богом заключили договор.

«Не убий, не лги и не укради» -
Заповеди ясны и просты,
И хоть раз в году, хоть Пасхи ради
Руки, как и помыслы чисты.

По лужайкам солнечным, зеленым
Растекается хмельной народ.
И не стыдно парочкам влюбленным
Вечный совершать круговорот.

Этот мир, оценивая взглядом,
Как художник – небо, речку, лес,
Создал Бог и лучшего не надо,
Ведь Христос воистину воскрес!

Комментировать мне тут нечего.

По стихам данной группы можно так же  добавить, что истинно верующие люди всегда немного страшатся затрагивать религиозные  темы - слишком ответственно, слишком страшно  невольно опошлить, исказить словом то, что чрезвычайно  для них свято -  они  отступают перед величием и невозможностью задачи… А дилетанты ничего не страшатся – они не чувствуют неадекватности  своих стихов  выбранной теме.

Очень часто при написании стихов на тему религии случается слияние политического и религиозного пафоса. Поэты, не понимая сущности религии, считают ее разновидностью идеологии:

№2.  На Пасху. Евгений Крюков-Донской

Христос воскрес! – мне сообщить спешат…
Христос воскрес!.. И отзыв ожидают…
Но протестует новости душа,
Когда вокруг безвинные страдают.

Воистину воскрес! – тогда скажу,
Когда иссякнет зло, потухнут войны,
Когда везде, куда ни погляжу,
Решатся споры миром, а не бойней.

Блажен, кто верует! – напомнить тем хочу,
Кто всё на чью-то милость уповает,
Кто вере доверяет, как врачу,
Кто царствия на небе ожидает…

Блажен, кто верует! Но, коль так легче жить,
Давайте ждать пришествия Христова.
Пусть это фанатично и не ново –
Чем убивать, то лучше так дружить!

Воистину, воскресни Бог людского!!!

Христос приходил к людям  не для того, чтобы развязывать чьи-либо политические или идеологические узлы, а чтобы спасти весь род человеческий от вечной смерти,  чтобы  через свою жертву страдания и гибели  сблизить свою божественную природу с человеческой, вернуть людям то, от чего Адам и Ева отказались в самом начале человеческого пути - от возможности духовного бессмертия.

Тема Воскресения - это не только стихи о светлом празднике Пасхи Христовой - она гораздо глубже и интереснее. Но к этому мы еще вернемся далее, а пока  определим еще одну группу православной поэзии.

2 ГРУППА  - творчество ПРАВОСЛАВНО-СОЗЕРЦАТЕЛЬНОГО ТИПА, которое создается приверженцами православной традиции, но не ревнителями, а участливыми наблюдателями и созерцателями ее. Их жизнь протекает не внутри церковной традиции, а вне ее, хотя и в полном согласии с основными духовными импульсами, порождаемыми верой.

Поэты второй группы пишут не столько о тонкостях таинств, не столько о символике смыслов библейских сюжетов (деликатно не трогая того, в чем не считают себя специалистами), сколько  делятся своим личным опытом переживания, своей радостью встречи с Богом,  своими мыслями о Нем. Они не каноны пересказывают, а пишут о своем, человеческом, хотя  уже с некоторым  ПОНИМАНИЕМ СУТИ веры,  не путают вопросы веры ни с идеологией, ни с моралью, ни с личными претензиями к гражданскому обществу. Последние имеет право на жизнь, но они - темы для других жанров стихов.

И прежде, чем приводить примеры поэзии 2-ой группы, я снова вернусь к значению слова «воскресение». Воскресение - это не только событие, произошедшее в Иерусалиме и положившее начало новой религии. Это еще и наше личное, внутреннее пробуждение, осознание в себе иной - духовной жизни, другого видения, обретения для себя новых  внутренних ценностей. Стихи об этих моментах жизни - величайшее сокровище  как для написавшего их, так и для прочитавших - они искренни! Они могут дать толчок к «воскресению»  читателя, если написаны от сердца (пусть даже и с некоторым несовершенством техники). Я приведу их ниже, не акцентируя сейчас внимания на то, достойны ли они номинации с точки зрения качества исполнения. Речь не об этом, точнее, не только о достоинствах или недостатках  техники исполнения.

№3. Христос воскресе! Владимир Сорочкин

Преумножает пашня плод,
Что умер, падши ниц со стебля.
Жизнь разумеет свой черед,
Восстав из пепла. –

И солнце благостно, и плоть
Чиста, очистившись от стужи.
Не оставляй, храни, Господь,
Наш мир и души. –

Незрим среди листвы и трав,
Ты – здесь – как свет, как вешний ветер,
Своею смертью смерть поправ –
Высок и светел.

И дольний прах, что скрыт во мгле,
Восходит отзвуками РЕЧИ
Навстречу солнцу и земле:
"Христос ВОСКРЕСЕ!.."

К сожалению, «речи-воскресе» - потеряна рифма. Остальное написано с пониманием духа веры.

№4. Возвращение... Нина Матрохина

Я пребывала в состоянье сна...
Иль умирала... так мне было худо.
В чужой стране без помощи одна,
Не зная даже, кто я и откуда...

Никто НЕ МОГ МНЕ ВЫБРАТЬСЯ ПОМОЧЬ,             
Когда блуждала в поисках ответа
По лабиринтам длинным день и ночь...
И Бог послал мне Ангела за это.

Меня будило рук его тепло,
Его слова тревожили мне душу.
Ещё не зная, как мне повезло,
Была я рыбой, брошенной на суше.

Но чей-то голос звал меня туда,
Где мягкий свет дарил тепло и ласку.
И осыпалась с век моих беда,
Как будто с окон старая замазка.

Великолепные стихи, где формально нет ни слова о воскресении, а по сути - стихи именно о нем - о личном и глубоком опыте встречи с Богом. Здесь мне немного не нравится согласование слов в предложении «Никто НЕ МОГ МНЕ ВЫБРАТЬСЯ ПОМОЧЬ», но это только причина  не ставить высший балл, а в целом - стихи  очень достойные. 

№5. Судьба. Ренэ Леклер

Жизнь не сложилась, и уже едва ли
Ей вымолить удачу повезёт.
Кого-то в церкви долго отпевали.
Она ждала. Крестилась. Весь приход
Заполнен был. А ей хотелось
Побыть в тиши, побыть наедине
С тем, Кто её измученное тело
Спасти бы мог. На сумрачной стене
Заката луч блеснул как обещанье.
И стало легче. И не ей одной.
Как будто жизни приоткрылась тайна,
Чтоб даровать спасенье и покой.
Брела домой, стараясь не встречаться
Ни с кем глазами и в душе храня
Тот чистый миг надежды и участья
На склоне обезболенного дня.
 
Стихи, казалось бы не по теме. Но это не так: «Как будто жизни приоткрылась тайна, чтоб даровать спасенье и покой» - это ли не о воскресении души?   

 А вот еще одно стихотворение, подкупившее меня открытостью автора, щедро делящегося с нами своими бесхитростными  мыслями об Иисусе в его земной жизни, написанные казалось бы мирским языком, но полностью - в духе православия:

№6. Я касаюсь священных ран. Наталья Кун

Я касаюсь священных ран
С простотой своего ребёнка.
- Было больно, наверное, да? –
- Это было… чуточку … больно…
Мои пальцы едва скользят
По глубоким шрамам на коже.
- Ты мог бы уйти!
- Нет, нельзя обесценить надежды Божьи!
- В чём надежда? Что Ты умрёшь? –
- Что умру я, но мир – спасётся!
- А когда б оказалось – всё ложь? –
- Я б опять на кресте вознёсся!
- Но зачем? Ощутить вновь боль,
Кровью собственной красить солнце?
- Просто знаешь… из ран любовь
По-особому как-то льётся,
И холодная сталь гвоздей
Помогает услышать сердце…
Просто там, на своём кресте,
Легче как-то вокруг оглядеться,
И понять, что любой горизонт
Делит вечность на «до» и «после»:
До креста и после него,
На «без Бога» и с Богом возле…

№7. Воскреснет Он вновь. Станислав Фишель

Ну вот он, КинЕрет* - под ветром рябит.
Тревога в душе тяжела - нестерпима...
Он там, вдалеке, скоро будет убит
Безумной толпой и наместником Рима.

Теперь он распят, он ещё человек.
Страдая от боли, он ждёт избавленья,
Но льётся любовь через тысячи лет
В умы и сердца моего поколенья!

Пойти, побежать, полететь и спасти,
Погибнуть взамен - даже это немного!
Да только нельзя его там заместить.
Воскреснет Он вновь, но теперь уже Богом...

*оз. КинЕрет или  ТивериАдское озеро,  в Библии известное как ГалилЕйское море

Замечательные раздумья человека о судьбе Иисуса со стороны, но с полным пониманием предмета!

№ 8. Утешение. Елена Афанасьева 3

Какие найти в утешенье слова...
Ох, горькое горюшко-горе...
Я б просто поплакать с тобою могла,
Но слез уже пролито море,

И день тот, наверное, кажется сном,
О, как тяжело расставанье
С кровинкой, а Он в Свой, родительский дом,
Их ждал, как жених ждет свиданья,

Для них белоснежные платья сберег,
Таких на земле не отыщешь,
Для них приготовил небесный чертог
И ангелов тысячи тысяч

Навстречу прислал, и победы венцы
Над их головами сияют,
И тихие посланы к сердцу гонцы,
Сказать: "Смерти Там не бывает!"

Удивительное утешение женщине, потерявшей дочь и внучку в автокатастрофе  и выстроившей часовню на кладбище Мурино, СПб. Разве эти стихи не на тему воскресения?   

В 3 ГРУППУ  православной  поэзии входят  поэты, искренне и глубоко верующие,  живущие внутри духовной традиции. Иначе эту группу можно назвать ПРАВОСЛАВНО-ВОЦЕРКОВЛЁННОЙ ПОЭЗИЕЙ. Характерные особенности такой  поэзии – внутренняя причастность к литургической традиции, духовной практике молитвы, опыту отцов церкви, использование иконического пространства и литургического времени.
   
Здесь не стоит идеализировать: совпадение понимания сути веры и умение писать стихи поэтическим слогом, а не буквальным пересказом библейских истин, встречается крайне редко. Скажу больше: именно фанатики веры, при всей искренности их порывов, более всего компрометируют данный жанр и вредят распространению веры.

Не знаю, как вас, а меня  очень часто выводят из себя отзывы на стихи православного содержания от лиц, совершенно не владеющих литературной речью (я не говорю уже о владении языком поэзии), но длинно и неуместно цитирующие ссылки на учения отцов церкви, использующих место отзыва НА стихи, как даровое место ДЛЯ рекламы своих убеждений. Такая деятельность - бесцеремонная, наглая, неуместная на поэтическом сайте - только отвращает от церкви и от верующих людей тех, кто еще только на пути в этот удивительный мир, кто еще не обрел собственного опыта встречи с Богом и потому болезненно (и только интеллектуально!) реагирует на всякие проповеди и поучения, оставленные там, где их об этом не просили. К счастью, именно православие РПЦ этим навязчивым миссионерством не грешит: чаще всего воинствуют в своей навязчивой агитации отдельные  представители христианских сект и протестантских общин.

По моему мнению, лучшая «агитация» других стать верующим - это написание великолепных стихов о нашей вере - искренних, светоносных, с пониманием сути излагаемого, но непременно - поэтическим языком и своими словами, на основе своего личного опыта пробуждения души. Это то, что всегда будет уместным и правильным на литературном сайте, а все прочие «агитки»  - от лукавого!

Приведу примеры стихов, написанных на библейские сюжеты, причем, разные: и те, что выполнены с глубоким пониманием предмета, и те, где этого понимания пока еще нет.

№9. И ступит время благости и веры. Ирина Христюк

Печальна и торжественна седмица-
Христа последних дней земных страница-
Предательство ученика, арест,
Страдания, Голгофа, смертный крест…

Померкло солнце, и распались камни,
И сотряслась земля Творца руками,
И все, что заповедовал Христос
Той <главной >Тайной Вечерей, - сбылось…

Постом, молитвой и святым причастьем
Соединюсь с Отцом великой Чашей,
И сердце сокрушенное отмыв,
Моя душа – крылатый Херувим.

И ступит время благости и веры,
И воссияет мир, стряхнувший скверны,
Прольется звон колоколов с утра,
И растечется миро во церквях.

Затихнет мир в предрадостном смятеньи,
И Ангелы - Вселенной озаренье -
Хвалу Творцу споют: «Христос Воскрес!»
И вздрогнет мир: «Воистину воскрес!»

Запахнет вкусно в доме куличами,
Любовью и пасхальными свечами,
Вдохнем их благовонный аромат
И на земле раскинем Райский сад.

Неплохие стихи по библейскому сюжету, которые было обидно не номинировать из-за потерянных двух слогов в ритмике строки «Той <главной >Тайной Вечерей, - сбылось…» (слово «главной» - это моя здешняя вставка ради коррекции нарушенного ритма)

№10.  Вы помните опрЕсночные дни? Валентина Назарова 3

Вы помните опрЕесночные дни?!
Христа вели,
как будто на потраву,
Толпа орала: « Смерть ему! Распни!
А нам отдай
разбойника Варраву!»
Толпа была, как лава горяча,
Она болела
мифом о свободе,
И выступала в роли палача,
Что Бога своего
на смЕрть низводит.
Толпе казалось, власть в её руках,
От гнева рвали
на себе одежды -
«За плач, на Вавилонских, на реках»,
За, рухнувшие,
на царя надежды…
«Распни его!» - безумствовал народ,
Плевали вслед,
когда бежали стадом…
Скрывался от толпы Искариот,
Отравленный своим
душевным ядом.
Вы помните тот крест и вбитый гвоздь?
Гора Голгофа,
слёзы Магдалины,
Ученики рассеянные врозь,
И мать, с пронзённым сердцем,
смертью Сына.

Но Он воскрес! И видели Его!
Во славе Божьей
и во славе Света!
Страшны страданья Бога моего,
И мне бы только
не забыть об этом.

Редкий случай, когда библейская сцена описана не только в духе ее содержания, но и  отличным поэтическим языком - интересно и ярко.

№11. Таинство. Зинаида Палайя

Жива Земля!
и как бы ни стращали
(хоть всех святых из дому выноси)
кошмаром дыр озоновых, качаньем
тектонных плит, смещением оси –

весна пришла,
и снова вскрылись реки,
цветёт сирень и соловьи поют,
и шалые от счастья человеки
пьют синего шампанского салют.

Христос воскрес!
и человек не сгинет,
воистину бессмертьем потрясён,
и воскресает с нею в унисон –

сидит себе,
блаженно улыбаясь,
готовый верить вопреки уму,
и бабушка – та, со свечой, рябая,
как сотаинник* подмигнёт ему.

*Сотаинник - соучастник в тайнах, тайновидец (церковнославянское)

Здесь так же видно как проникновение в суть веры (автор не вне, а внутри  православной традиции), так и умение рассказать об этом современным и понятным поэтическим языком - поделиться своим состоянием радости с читателем.

№12. Суббота. Кс Мещерякова

Суббота! Сдерживаем сердце:
Еще не время, потерпи,
Едва приоткрывая "дверцу",
Чтоб душу к Пасхе подвести.

Суббота!.. Сомкнуты ладони,
Жизнь пенится за пленкой рук.
Остатки теста на картоне,
Посыпка, формочки вокруг.

Суббота!.. Царственная служба,
Алтарь сияет белизной.
Кулич в тончайшей сетке кружев
Закапан воском и водой.

Суббота!.. Красненькие свечки
Уже оплавлены огнем.
Суббота…Бесконечный вечер…
Воскресни, Господи! Так ждем!..

Стихи о подготовке к главному празднику православных - Воскресению Христову, о выпечке праздничного кулича. Если во многих стихах о «куличе и пасхе» я чаще всего ощущаю только гастрономическую и увеселительную сторону этого действа, то здесь стихи того, кто понимает, что он делает: «Чтоб душу к Пасхе подвести»,  «Воскресни, Господи! Так ждем!..»

№13. Воскрешение Лазаря. Татьяна Волковская

Рыдай, Мария! Нет, не зря
к больному не пришёл Он сразу...
Встаёт четвёртая заря
с тех пор, как умер бедный Лазарь.
И пеленами труп повит,
и благовоньями помазан.

О Господи, уже смердит...
Для смерти, Марфа, нет указа -
она выносит свой вердикт...

Ликуйте, Марфа и Мария!
Готовьте к празднику вино!
Ваш брат, как хлебное зерно.
Пролился дождь над ним. Мессии
слезами проросло оно.

Воздал Он любящим по вере,
воскликнув: "Лазарь, выйди вон!"
У гроба, в каменной пещере
напрасно смерть оскал свой щерит -
как камень снят её закон.

Очень удачные стихи по нетипичному для заданной темы  сюжету - евангельской истории о воскрешении Лазаря. В этой статье я не буду обсуждать смыслы библейских сюжетов (кому интересно - найдет материал, кому это скучно - не стоит утомлять подробностями). Понравился поэтический язык, художественность  подачи материала.

Из многочисленных стихов о радости в душе в праздник  Пасхи Христовой мне больше всего понравились стихи, не безукоризненные по исполнению (рифмы бы поточнее!), но написанные в духе веры и искренние:

№14. Радость Пасхальная. Ирина Ревякина

Праздников праздник! И солнце калачиком
Пляшет в лиловых кругах.
Радости свет попалил неудачное.
Пасха как крыльев размах.

Храм переполнен. Пасхальное пение.
Времени чувственный КРУГ.
Чудо победы – Христа Воскресение!
Как всё ликует ВОКРУГ!

Звон колокольный. Души очищение
После проверки постом.
Полнится сердце ЛЮБВИ ОЩУЩЕНИЕМ! (лекс)
К нам благодать входит в дом.

Бог есть Любовь - выше нет откровения,
Сам просвещает Господь.
Крестною смертью дано воскрешение.
Тленна теперь только плоть.

Радуйтесь в Господе, радуйтесь, радуйтесь! –
Трепетный сердца призыв.
Души согреты пасхальною радостью,
Божье величье открыв.

А теперь  стихи, где богословская безграмотность (отчасти и речевая неточность) испортила все впечатление о произведении православной поэзии:

№15. Христос воскрес! Валентина Тен

Христос воскрес! Воистину воскрес!
Людей попутал бес лукавоокий.
За нас, земных, пронёс Он тяжкий крест                (кто он - бес?)
И стал ВЕЛИКОЙ Жертвою ВЫСОКОЙ.

Он принял смерть, и дух свой испустил
Отцу Его, Всевышнему в ладони.
И Бог простил нас грешных, всех простил.
Ему же место уступил на троне (???).               

Христос воскрес! Воистину воскрес!
Весть облетала города и страны.
Вновь проиграл лукавоокий бес -
ЯЗЫЧНИКОВ СМЕНИЛИ ХРИСТИАНЕ.

«Людей попутал бес...» и в следующем предложении читаем: «За нас, земных, пронёс Он тяжкий крест» Кто Он? Бес пронес крест? Эта,  чисто речевая ошибка убила весь смысл православных стихов. Далее не лучше:  «Он принял смерть, и дух свой испустил Отцу Его, Всевышнему в ладони. И Бог простил нас грешных, всех простил. Ему же место уступил на троне». Автор этих стихов хоть что-нибудь слышал о Символе Веры, где утверждается триединство Бога, единосущность всех Его ипостасей  - Отца, Сына и Святого Духа? По формулировкам строк  автора, все они - разные персонажи... Заключение  стихов меня тоже не радует: «Вновь проиграл лукавоокий бес - ЯЗЫЧНИКОВ СМЕНИЛИ ХРИСТИАНЕ». Разве в этом состоит главная победа Воскресения Христова??

Писать православную поэзию (избирать религиозные  темы для своих стихов), как и судить их в качестве членов жюри - это большая ответственность. Это не то же самое, что оценивать стихи  о погоде-природе или шутить с друзьями  в рифму: здесь нужно иметь личное отношение к данной теме и ОБЯЗАТЕЛЬНО -  элементарные знания о предмете. Или не браться за то, что пока - не твое.

В завершение этой темы хочу показать еще два стихотворения, написанные несомненно талантливо и даже с пониманием предмета, но я не уверена, что их можно назвать православной поэзией. Авторы  скорее пытаются категориями евангельских сюжетов  говорить о не о духовных категориях, а житейских насущных проблемах:

№16. Божие - Богови. Владимир Кузнецов 20

Маета разметалась пО полю,
Капли пота смешались с глиною,
Обретают свои голгофы лишь
Безответные да невинные.

В оживлённом тягучем шёпоте
То огонь гудит, то звенит металл.    
Добираются до Голгофы те,
Кто других учил да себя терял.

Острословы нынче не дразнятся,
Не до шуток и не до песен им -
Брызжет злобой страстная пятница,
Загоняя крест в поднебесие.

По законам да по понятиям
Люди отроду нечестивы, и
Допускаются до распятия
Только умные да красивые.

С высоты, с деревянной вЕрхницы
Добираться до неба проще им -
Сотворяет Всевышний лестницы
В новосозданный Иерусалим.

А услужливые холопья их,
Выражая скорбь и участие,
Снизу вверх подгоняют копьями,
Чтобы свет Господень не застили.

БуравОм душа в воздух ввЕртится,
И опять Одним станет Троица.
На кресте Его небо держится,
На кровИ Его храмы строятся.

Прорастёт венец буйной зеленью,
Разольёт рассвет многозвучие.
Предназначены к воскресению
Только светлые, только лучшие.

Стихи, которые я не сразу смогла понять. В них почти нет благоговения перед жертвой Христа и благодарности Ему, но зато очень много то ли боли, то ли сарказма и осуждения  как людей, совершающих казнь, так и самого  «процесса» обретения бессмертия, к которому «допускаются ... только умные да красивые», где «предназначены к воскресению только светлые, только лучшие». Это скорее стихи о несовершенстве людского общества и нашей жизни, чем о подвиге веры и божественном самопожертвовании.

 №17. Ату его!!! Ольга Погорелова

                «Не сравнивай: живущий несравним». (Осип Мандельштам)

Не сравнивай! Живущий несравним...
Он замотался в этой круговерти.
Он просто жив. Ещё в объятьях смерти –
Во тьме её – не высветился нимб.

Не сравнивай! Живущий не ценим.
Кто он такой – узнаем это после.
Не на коне... – какой-то дряхлый ослик
Упрямо нынче семенит под ним.

Не сравнивай! Живущий тащит крест.
Убийц прощает и твердит о чуде.
Он ненормальный. Не такой, как люди.
И... кажется, он не из наших мест?..

Не сравнивай! Живущий слишком прост
В сравнении с богатыми... богами!
Ату его!!!
Распни!
Топчи ногами!.. –
Он обещал – воскреснуть в полный рост...

Вам не показалось, что здесь тот же самый случай? Стихи прекрасно написаны и великолепно задуманы , они точно описывают суть происходившего в евангельские времена, но.. о вере ли они? Скорее всего, это гражданская лирика, осуждающая порочность людей, написанная  с использованием религиозного сюжета.

На этом все. Осенью обязательно состоится третий конкурс серии «православная поэзия», который будет посвящен текстам Псалтири. Для его проведения я постараюсь написать предварительную статью о псалмах и сама приглашу для работы в команду специального Жюри 5-6 авторов сайта  (как из числа участников, так и действующей команды Жюри ТМА) - тех, кто показал свое понимание предмета в первых двух конкурсах - «Крещенская Радость» и «Воскресение». Очень прошу всех приглашаемых не отказывать мне в помощи: только относясь ответственно, умея  жертвовать своим личным  временем на благо других, мы сможем полноценно  и качественно проводить конкурсы этой серии -  очень непростому жанру поэзии.

С уважением, ваша Алкора.