Эффективность государственной власти

Свободин Игорь
Любое государство основано на системе власти, на системе управления гражданами государства. Под эффективностью государства мы подразумеваем степень полезности государственной власти для народа, населяющего государство.

 Системы власти имеют два противоположных полюса - авторитарная власть и народовластие. Авторитарная система власти - это когда народ не имеет рычагов контроля за властью. Демократия - это когда народ полностью контролирует исполнительную власть. Между этими двумя полюсами возможно бесконечное множество разновидностей систем власти. Но имеется закономерность - любая система власти объективно стремится стать авторитарной властью, поскольку любой человек  стремится укрепить и усилить своё влияние во власти. Есть здесь, конечно исключения, когда, например, президенты даже идут на то, чтобы отдать часть своей власти парламентам, но и это часто объясняется стремлением удержаться у власти через политические партии. Поэтому любая демократическая система должна быть устойчивой к попыткам низвести её к авторитаризму.

 Эффективность государственной власти выражается в степени воровства бюджетных средств, природных богатств и граждан. Чем меньше воровства на государственном уровне, тем эффективней власть. Чем меньше контроля со стороны народа за властью, тем не эффективней власть.

 Если демократия - это контроль народа за властью, то каким должен быть этот контроль? Через народных представителей. (Не будем здесь рассматривать прямую демократию, поскольку она возможна только как следствие и вершина представительной демократии). Народные представители, депутаты, должны быть подконтрольны народу, избирателям и должны выражать волю народа. Иначе народные представители перестают быть таковыми. Депутаты должны иметь право контролировать исполнительную власть во всей полноте - от мелких служащих и чиновников до министров и главы правительства. Это, кстати возможно только при парламентской системе власти. Депутаты не должны действовать от своего имени, они должны выражать волю избирателей. Если депутат избран от партии, то должен  выражать решения рядовых членов партии. В этом отношении партии удобны, но если они, в свою очередь, основаны на демократических принципах, а не на принципах авторитарных. К сожалению, в России сегодня все существующие партии основаны на принципах бюрократического централизма. Партии в России принадлежат не рядовым членам, а хозяевам партий.

 В целом уровень демократичности различных стран и, как следствие, уровень эффективности власти можно установить просто по уровню богатства граждан этих стран. Также об уровне демократии стран можно судить по уровню минимальных зарплат в этих странах.

 Демократия - это возможность выбирать. Если народный представитель, депутат, не честен с избирателями, не пресекает воровство в государстве, да и просто засиделся в депутатах, то избиратели должны иметь право в любое время заменить своего депутата.
 Первый шаг к демократии - это парламентская система власти. Для того, что бы депутаты имели возможность увольнять и назначать министров, госдиректоров, а также контролировать их работу.