Симъ победиши! Св. Константин и матерь его Елена

Вера Гиоргадзе
      Дни памяти:  Май 21 ( 3 июня по н.ст.)
               
                Март 6 (19) ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ
                СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЕЮ ЕЛЕНОЮ ВО ИЕРУСАЛИМЕ.


(Дея. З, 19-26; Ин. 2, 1-11). "Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа". Так говорил св. апостол Петр распявшим Господа иудеям, утешая их, что сделали это по неведению. Мы же не по неведению распинаем в себе вторично Господа грехами своими; но многомилостивый и нас принимает, когда каемся и обращаемся к Нему от всего сердца своего. Это и сделали мы в великий пост. Всякий прибегал ко Господу в слезах покаяния о грехах своих, и чем искреннее кто это делал, тем сильнее ощущал прохладу помилования, исходящего от лица Господа, через руки и разрешительное слово иерея Божия. Теперь что нам остается делать? Беречься от новых падений, чтобы опять не впасть в вину распинания Господа. Апостол говорит, что Господа Иисуса небо прияло только до лет устроения всех. Потом Он опять приидет и сотворит суд.
Какими глазами воззрят на Него те, которые пронзили Ему ребра!
А ведь и нам придется стоять в ряду их, если перестанем приносить плоды покаяния
и возвратимся на старое.
               
                Святитель Феофан Затворник.


 «Когда вере угрожает опасность, заповедь Божия нам — не хранить молчание.
Если речь идет о вере, никто не имеет права говорить: “А кто я такой? Разве я священник? Это не мое дело”».               
               
                Преподобный Феодор Студит.


«Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры».

          Проект документа Всеправославного собора, принятый V Всеправославным   
          предсоборным  совещанием в Шамбези, под названием «Отношения
          Православной Церкви с остальным христианским миром.




Писано 04.06.16г.,  - в преддверии "Великого Всеправославного Собора"
                на Крите, 16.06.2016 г.
________________________________________

       

«Сим побеждай»! На небе, ликом
Во Небеса, глазами он
Своими видит: «Туто Ника»!

А солнце к Западу уж шло
В тот час полуденный, как в выси
Возник светящийся вдруг Крест:    
В лучах весь, с надписью…. Явился
И Сам Господь ему во сне,
Сказав, что знамением  этим – 
Крестом святым! – он победит.

Бой – с тьмою тьмы! А войско света  – 
Мало… Мало. И –  Константин
Сей император Римский славный
Молился долго, горячо
Пред битвой с силою неравной,
В надежде, что Господь Сам Бог 
Пошлет им знамение, войска б
Пред сечей веру укрепить,
Поднять бы дух солдат пред боем
Да прям с антихристом самим
В лице Максентия – тирана,
Что ненавидел христиан,
Как все язычники, и гнал их.

Не постыжает никогда
Надежда: Бог его услышал!
И уж на следующий день
На всех знаменах крест был вышит,
И на щитах был крест на всех.
И – враг повержен! Победитель,
В Рим с торжеством вернувшись как
Сам полновластный уж правитель,
Хоть  части Западной пока,
Но государства; повелел и
Поставить статую с крестом
В деснице, с надписью: «Спас этим – 
От ига город я…»! Потом
И манифест издал он первый,
Бы без боязни все могли
Теперь  желающие веру
Там во Христа принять. Вторым,
Вслед, манифестом христианам 
И вся недвижимось была
Возвращена.

Но только дьявол
Тот не дремал, и – вновь борьба:
Во всей империи уж Римской
Решалась Веры той судьба.
За Константина все молились
Тогда приверженцы Христа.
Ну, а Ликинию победу
Оракул сам пророчил… И –
Адрианополь. Битва. …Небо
Само вмешалось…. Константин
Верх одержал, а зять Ликиний,
Что прежде другом ему был,
Тот и престола там, и жизни 
Своей лишился. …Так одним
Стал императором он властным
Уж всей Империи в те дни,
Распространив эдикт Миланский
На всю Восточную часть и.

Сим победиши! Туто Ника!
Господень Крест…. О Крест Святой!
С ним Константину стать Великим,
Свою и веру в Самого
На нём Распятого открыто
Все христиане уж могли
Там проповедовать впервые
За триста лет гонений.
Сим…

«Симъ победиши!» - надпись эта
Венчала герб Российский и
При Колчаке, к лазури ленты 
Прильнув андреевской. Русь – ты ль? 
Нет! Государственный тот символ,
Хоть и с двуглавым был орлом,
Да без короны царской, скипетр
Исчез с державой….
Герб – с мечом.

И – «In hoc signo vinces»! – Видьте:
«Под этим знаком победишь»,
«IHS»! …Орден и иезуитов
Се  на эмблеме разместил
С девизом: «К вящей славе Божьей».

Ну, а в том Риме древнем, что
Хранит язычества дух кожей,
И кожей в снятое руно;
Где видел ужасы гонений
И исповедников Христа
Несокрушимость, твердость веры;
Где «дикость нравов» наблюдал
С лет детских, матерью взрощенный
Он христианкой, Константин,
Презрев язычество, не смог и
Не захотел остаться с ним.
И перенес столицу в город
Он Византию, на восток,
Сам Новым Римом Град нарек и.

Он глубоко был убежден,
Что христианству лишь под силу
Объединить – Любовь бо в нём! – 
Его Империю велику,
Что разнородна….Церкви он
Жизнь посвятив, так много сделал,
Аки для Матери, добра!
Равноапостольным – Мать-Церковь
И почитает се дитя.

А был и цезаря он сыном.
Тогда Империя была
Разделена на половины
Две. Императора же два
Те соправителей имели.
Одним из них и был отец
Того, чья мать звалась Еленой,
Приявшей царственный венец
При императоре-то сыне
Всей уж Империи одном –
Святом Великом Константине.
На христиан тогда кругом
Гоненья шли. Его отец же,
Нет, не преследовал их там,
Где управлял, бо видел верность
В них слуг и честность граждан, сам
Хоть был язычником, имея
Из христианок и жену.
Равноапостольной – Елену,
Как её сына, назовут! 

Сын, почитая Крест Господень,
На коем был распят Иисус,
Животворящий Крест душою
Желал найти всей! Мать свою
Он отправляет с этой целью
В Иерусалим град, давши все
Ей полномочия и средства.
И – Божьим Промыслом! – Крест ей
Чудесным образом был явлен,
Хоть долго поиски те шли.
Был обретен Крест! Богу слава!
Всю Палестину исходив,
Столь совершила в пользу Церкви
Мать императора! Она
Всем материнским чутким сердцем
На той Земли Святой местах
И Страсти Господа земные,
И боль Родившей, передать
Словами кою никакими
Здесь невозможно, сама ж – мать,
Пережила…. Сам свод небесный
Был рядом с ней уже тогда:
И  «умерла» там, и «воскресла».

А до того как вознеслась
Все те места, что помнят Сына
И Мать Пречистую Его,
Что на Афон ступив лишь, идол
Всяк сокрушился, бесы – вон,
Мать Константина приказала
От всех язычества следов
Очистить, там воздвигнув храмы:
Храм Воскресения Его –
Господня Гроба, где и сходит
Пред Православной Пасхой всё,
На Православного и только
Лишь Патриарха в свет- Огонь;
Храм на горе и Елеонской,
Вознесся в Небо где Господь;
Храм в Вифлееме, «стало плотью»
Само где Слово; и – Хеврон:
«Во время зноя» где «дневного»
Увидел Бога Авраам.
Дуб Мамврикийский как усохнет,
Концу быть света…
Жив же – Храм. 

Когда искала Крест Елена
Святая, ей сказали, что
Зарыт он там, где храм Венеры….
Снеся то зданье, под землей
Нашли креста три и дощечку.
И –  «Назарянин  Иисус, -
На титле том, - Царь Иудейский».
Те три креста по одному
Все на умершего и стали
Тут возлагать.  Нет чуда…. Нет….
И – третий Крест… Не долго ждали:
Умерший ожил…. Он воскрес!

Так Крест Спасителя узнали.
Елена, с нею Патриарх
Иерусалимский был Макарий,
Найдя повыше место, там
Крест и воздвигли. Со словами:
«Помилуй Господи!» - народ
Взмолился весь. Тогда взяла же
Креста Елена часть с собой,
Бы императору и сыну
Святынь Святыню се вручить.
Раздав толпе в Иерусалиме
И щедру милостыню, и
Устроив трапезы для бедных,
Им и прислуживая там,
Царица, жизни своей дело
Всей завершивши, вновь в Царьград
Вернулась к сыну, где и вскоре
Она почила мирным сном,
Предавши душу свою Богу.


А повеленьем ея сына,
Святой открывшийся Собор
Вселенский Первый, вот и ныне
Со "возгремеши яко гром" -
На нем - и в каждом "Аллилуиа"
Гремит все Богу! ...Пробил час,
И прям на Троицу Святую -
В рожденья Церкви День! - Свеча
Равноапостольного в Небе
Зажглась Пронзенного рукой! -
В Пятидесятницы день.... О...

О Крест Спасительный Святой:
Симъ победиши!

«Зрелищ, хлеба»!

Когда язычники кругом,
И Крест вновь гонят вместе с Тем и,
Кто Распят был на нём, войной
Идя на Отче, Его Сына,
На Дух – во Троице! – Святой,
Все очи – к небу, - Константину
Где было знаменье….

Темно….
На мутном небе туч армада,
А скоро молнии и гром,
И –  «тьма по всей….».

Вратам же ада
Не одолеть ввек Церкви, бо
Глава Апостольской, Соборной
Ея, - Единой! – Сам Господь.



***



Не "Год" лукав... Не "Год" проворен...
Слезми взываю: что - тот "плот",
И днесь когда все, как "в дни Ноя"*...

Твой пал Рим, Царь... Где ты теперь, -
Молись о "Третьем"... Неспокойно, -
Не от предчувствия потерь,
Что неизбежны, ибо – Море…

"Корабль спасения" ж идет
Не в одну сторону с Собором,-
О Церковь-Матерь.... За нее,
Все раздираему на части,
Все ль чада встанут, как один?..

Симъ победиши!
            

....Кормчий….
                Страсти…

Прости, Воскресший вновь....

Аминь.





________________________________________
    
*"Туто Ника" - по-гречески «Этим побеждай».
 «Сим победиши» - Латинский вариант этой фразы — In hoc signo vinces (рус. Под этим знаком ты победишь) — стал крылатым выражением и девизом, широко используемым в западной культуре.
«In Hoc Signo (vinces)» («Сим Победиши», под этим знаменем победишь), Впоследствии получила распространение христограмма (анаграмма) «IHS», которая одновременно является сокращением латинизированно-греческой формы имени Иисус — IHSOVS (из ;;;;;;) и аббревиатурой первых трёх слов латинского перевода фразы «IN HOC SIGNO». Позднее буквы IHS были помещены на эмблеме ордена иезуитов, представителем которого и является папа Римский Франциск.
   
* "Церковь из гонимой (ecclesia pressa) становится, при Константине Великом, не только терпимой (с 311 г.), дозволенной и равноправной с другими религиями (со времени Миланского эдикта — 313 г.), но и покровительственной и привилегированной при том же Константине, а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею. Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви является император Константин, издавший Миланский эдикт.

В 2013 году исполнилось 1700 лет со дня подписания святым равноапостольным царем
Константином Великим Миланского эдикта 313 г., или Эдикта веротерпимости.
Это был важный шаг превращения христианства в официальную религию Римской империи – эдикт дал свободу христианам, которые до того времени преследовались.«Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи…»,— говорилось в Миланском эдикте".


*"Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:
1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.
2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.
3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.
4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.
После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.
Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима".

* "...но, как было во дни Ноя, так будет и в
пришествие Сына Человеческого..." - От Матфея 24:37.



* "Всеправославный собор"- 2016 г. на Крите открылся 19 июня с Литургии
                в день Пятидесятницы....