Поэзия и ассоциативное мышление

Леонид Котов
Для начала разговора на обозначенную тему прочтите стихотворение

     / Под саваном зимы. Зимние ассоциации /

Всё утонуло в снежной пелене —
Поля, леса, озёра и дороги.
Недвижно всё и тихо на Земле…
С высот Олимпа радуются Боги:

Но Я! Что Я им? Что им Мы!?
Под тяжким, мёртвым саваном Зимы
Слабеет, улетает прочь сознанье…
Губительно всё в белом мирозданье.

Котов, Л. Ф. 15.02.2009

Стихотворение “Под саваном зимы” возникло в моём сознании совершенно неожиданно во время зимней прогулки после сильного снегопада. Возникло безо всякой моей попытки что-то этакое зимнее изобразить. К тому же, я не могу сказать, что этот снегопад подействовал на меня столь угнетающе, как это выражено в стихотворении. Потому я не предполагал его публиковать, оставив в архиве.
В очередной раз, просматривая архив и перечитывая это стихотворение, я задумался о странностях ассоциативного мышления. В результате этих размышлений я решил дать стихотворению второй заголовок — “Зимние ассоциации”, а возникшие при этом мысли изложил ниже.

Как известно, одно и тоже стихотворение воспринимается разными людьми по-разному. Всё дело в том, что стихотворение и рождается в душе или сознании автора, и воспринимается читателем через ассоциации, возникающие у них в связи с теми или иными словами и их сочетаниями. Но все люди очень разные. Ассоциации, порождающие у поэта те или иные строки, могут вызвать у читателей подобные же ассоциации — читатель понял поэта. Или совершенно иные, причём с положительным или отрицательным действием на чувства. При положительном восприятии читатель может превознести автора — “ах, как он глубок, широк” и даже “… гениален”; при отрицательном — “во, накрутил, ни черта не поймёшь”, или проще — “какая чушь!” Одно и тоже стихотворение может вот так, по-разному, быть воспринято разными читателями. Ассоциативное мышление и восприятие — вещь сугубо личностная и потому споры о том хорошо ли то или иное стихотворение, тот или иной поэт — бессмысленны. У каждого своя оценка.
Вот, к примеру, стихотворение 27-летнего Бориса Пастернака "Определение поэзии". Быть может, у кого-то из читателей и возникают ассоциативные связи таких понятий, как “сладкий заглохший горох” или “слезы вселенной в лопатках” с понятием поэзии, но у меня ни в малейшей мере. Конечно же, сладкий заглохший горох может явиться темой стихотворения, или послужить в стихотворении метафорическим образом какого-то понятия, но быть определением поэзии? Этого я представить не могу. У меня никаких ассоциаций по этому поводу не возникает. У меня! А у Пастернака возникли! И, возможно, у кого-то из читателей тоже.
Ассоциативное мышление, ассоциативные связи между понятиями далеко не всегда явны. Иногда и сам поэт не может объяснить, почему он именно так обрисовал, например — луну, бескрайнюю степь или бушующее море. Использованные им метафорические образы родились в его подсознании.
Вот и я не могу, даже сам себе, объяснить, почему у меня родилось вот такое описание зимы. Захоти я по собственному желанию написать стихотворение о зиме, ничего подобного, полагаю, я не написал бы. У меня, как мне кажется, подобных мыслей, чувств с приходом зим, даже при сильнейших снегопадах, никогда не возникало. Но стихотворение это вдруг, помимо моей воли, возникло в моём сознании. Может быть, найдётся читатель, который расскажет мне, что же хотела высказать моя душа этим стихотворением или, хотя бы,- какие ассоциации возникли у него при прочтении этого стихотворения.

Материал впервые опубликован на моём поэтическом сайте http://lfkotov.narod.ru/prikluchenija/zima.html