Глаза монаха. Предсоборное. Афон

Вера Гиоргадзе
«Почему пророк уподобил тебя, одинокого монаха, сиротствующей горлице (Пс. 83:4)? Потому что горлица — целомудренная птица, никогда не вступает во второй брак, не сидит на роскошных ветвях, но ищет затем необитаемых пустынь и там довершает дни свои. Для того пророк и уподобил тебя сиротствующей горлице, чтобы не возвращался ты вспять в мир, чтобы не проводил времени в городах и весях, не водворялся вместе с людьми мирскими, не познавал путей их, и душа твоя не отступала бы от Господа Бога твоего, истинного Жениха душ наших, чтобы не принять тебе сетей на душу свою и не возвратиться к богатству и житейским удовольствиям. Невозможно тебе, монах, быть и Ангелом, и человеком; не можешь работать Богу и мамоне. Не представляйте в оправдание свое, заблудшие монахи, исполнение заповедей и благотворения, попечения о старцах и странноприимство. Бог не этого требует от Ангелов, но чтобы воспевали и славословили, и прославляли Его выну, на что и вы определили себя.
Предложу вам следующую притчу о монахе любостяжательном и богатом — мирском владельце, и монахе бедном — гражданине небесном. Монахи, которые живут в богатстве и роскоши, ничем не различествуют от людей мирских, роскошных и сластолюбивых. Они чужды ещё Ангельского жития, и даже оказываются лжецами. И хотя отреклись уже от мира, однако же опять заботятся о житейском, о богатстве и о своих родных. И образа монашеского не могут ещё на себе носить те, которые озабочены богатством житейским. Ибо невозможно Богу работати и мамоне, говорит Господь (Мф. 6:24). И сами апостолы, вопросившие Учителя своего и сказавшие Ему: се, мы оставихом вся и в след Тебе идохом (Мф. 19:27), – не пошли уже в мир, оставив Учителя, не обратились вспять, то есть к богатству.
Итак, если видишь монаха богатого и сластолюбивого, сребролюбца и несострадательного, видишь, что гонится он за житейским богатством, любит роскошь и мирские выгоды, то оставь свои дела и плачь о нем, потому что таковой ходит в ночи и во тьме. Неугодно Богу, чтобы монах оставил, так сказать, духовное и заботился о мирском, хотя, по-видимому, имеет для этого и какой-нибудь благовидный предлог. Это диавол над ним посмевается (насмехается) и пытается погубить его. Те, которые ради телесного и житейского не радеют о делах духовных и уклоняются от них, — терпят великий и постоянный урон, не разумея и не в состоянии будучи вместить умом Божественного изречения: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9:62). К чему тебе, монах, приобретать себе богатство душепагубное, высокомерное, горделивое, немилосердое, несострадательное, ненасытное? Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни. Но ты, монах, не вожделей такого богатства, не приобретай и не привлекай его себе, ибо первая и великая заповедь для монаха — нищета по Богу. Прилепись лучше ко Христу, без рассеяния пребывая в том месте, где отрекся ты от мира для Бога, живущего во веки.
               
                «О монахах» - Преподобный Ефрем Сирин.


«…Выражая глубокое почтение к трудам тружеников на Предсоборных Совещаниях, мы в силах сказать в заключении, что предсоборные тексты нуждаются в некоторых исправлениях для того, чтобы выражать кафолическое мышление наше Святой Православной Церкви. Мы сыновне предлагаем на рассмотрение просьбу, между всем прочим, чтобы учли и приняли на последующее благорассмотрение, внимание и молитву представленные наши предложения, дабы Святой и Великий Собор смог бы «стать авторитетным выразителем канонического предания и диахронического церковного деяния через работу соборной системы»[3] Церкви. Тогда великая радость случится на небе и на земле, и тогда удаться избежать вероятных разногласий и расколов, повсюду же церковная полнота «едиными усты и единем сердцем» прославит Всесвятого Троичного Бога, надежду на спасение всего мира…».

     Письмо Священного Кинота Святой Горы Вселенскому Патриарху о Великом Соборе.
          vselenskomu-patriarxu-o-velikom-sobore/

________________________________________


Глаза монаха... О глаза монаха...
В них глубина и далей, и высот,
Недостижимых ни для мира, ни для страха, -
Не страха Божия! В них бездна, тайны вод...   
В глазах монаха – тло: не в «пир» с вином – в Застолье
С Вином Лозы Самой по рыбным четвергам!
Любви в них кроме – Пик терпенья в шапке боли:
В них боли столько, сколь неправды в мире зла,
Растленном в ночь, ко дну идущем и ведомом,
«Меня» где «гнали, и вас …» –  следом за Крестом;
В миру пирующей Чумы во «лик» Содома,
Лобзаний братских с тем, от мира кто сего. 

Весна шестнадцатого года… – Нет, не лето!
Лукавит век уж, календарь в цвет кумача…
А май молчит устами прадедов…. Безлетный
Взирает, Словом, до поры… В весны очах,
Как в тех, не лгут что, ибо веруют: картина,
Не маслом, будущего в капельках Росы – 
Росы Небесной, в Духа дар, неутомимо
Сходящий, милостью, на землю, оживить
Да освежить Собой засохшие бы души,
Воспели б те и «Безначальнаго Отца,
И Его Сына, что Ему Соприсносущен,
И Пресвятаго Духа», в Троицу!
Пока ж:

Христос Воскрес! Христос воистину Воскресе! –    
До Вознесения Господня.

Всё течёт, 
Один Господь Бог всё «Един» и всё на месте.
Две тыщи лет прошло, Спаситель же  – «всё Тот»!
«Иисус вчера Тот и сегодня и во веки»,
А всё меняется вокруг….

Лукавый год:
Творец дает! Покой, как тать, ворует некто,
Не пощадив и дней Святых, Великих…
Но!
       
Весны Том Новый, набожной, зачитан
До дыр! – ...с поклонами до слёз и до земли
Молитвы Сирина Ефрема в Пост Великий.
В той покаянной: «Православие всё и
Само Евангелие всё»*. Тот Том зачитан
И покаянного Канона со слезой
Монаха горькой, что написан был на Крите   
Святым, - посланником что был и на Собор
Шестой Вселенский, где со знанием догматов
Противоборствовал успешно, горячо
Всем еретическим учениям, где папа
Гонорий Римский был от Церкви отлучен,
Единоволия желал бо православным,
Но высшей властью Церкви Спаса есть Собор
Святой Вселенский сам! Душа монаха
Андрея Критского, сирийца, в слёзном том.
О «покаяния учители»!

Пост длинный:
То время подвигов во имя... Без еды
И Сам Господь постился в дикой той пустыне
Все сорок дней... И так с Учителем любви – 
Все дни Поста. И – позади Седмица,
Страстями ра'спятая Агнца на Кресте,
Средой зачатыми, бы Пятницей излиться
И Торжеством, поправшим ад…

Ликует днесь
Живое всё, что никогда не покраснеет
К Пятидесятнице зеленостью младой,
Травинкой всякой прогибаясь под веселье – 
Под радость тихую! – Пасхальную.

Никто! –   
Не омрачит Рожденья Церкви день: под Богом!   
Никто из твари, что «по паре»: Ной, ковчег;
Ни дерева немые, шумные ни стогны;
Ни ров, ни холм и ни вершина в белый снег;
И ни поля в посконных в синь саму рубахах,
Ни реки бурны, говорливые с пелен;
И ни монах, чьи очи всё – в глаза монаха,
Гол как сокол что, духом нищ и, дав обет:
Тот, в чьих глазах – не столь обет, что сердцем даден,
На путь монашества став раз и навсегда,
Но – …. что слова….  Здесь слов не хватит…. И не надо!
Ты загляни в небес дождливые глаза.   

Пока творится непрестанная молитва
Там, где отшельникам афонским виден всё
Удел в Земле, на кою лишь нога ступила
Хозяйки, бесы, что в богах всех критских – вон;
Покуда слёзы богомольцев, в воск – прозрачны,
В тумане – ладаном курится та Гора,
Где Святогорцы, в сам фитиль, свечою плачут,
Неся свой крест, порой срываясь и со скал;
Пока Афон – духовный центр всех Сыну верных,
Иконой Иверской и Матерь будет там!
И Сам Господь Бог, что «Един», как Спаса Церковь,
Отсрочит час Суда, что Страшен, в «Аз воздам»!
 



________________________________________


* «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр.13:8).

*Андрей Критский или Андрей Иерусалимский (ок. 660, Дамаск — 4 июля 740[1], Эресос, о. Лесбос) — известный христианскийбогослов, проповедник и автор духовных гимнов, архиепископ города Гортина на Крите.
Канонизирован в лике святителей, в Православной церкви память совершается 4 июля (по юлианскому календарю).

*Ефрем Сирин (ок. 306, Низибия — 9 июня 373, Эдесса) — один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт.
Память в Православной церкви совершается 28 января (10 февраля), в Католической церкви — 9 июня.

*«В молитве Ефрема Сирина все Православие и все Евангелие» - Серафим Вырицкий
 (в постриге Варнава )— иеросхимонах Русской православной церкви, старец и прозорливец.
В августе 2000 года канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских.

06.06.16г.


Византийские песнопения «Христос Воскресе»