Стихотворение месяца 40 - Обзор Жиля де Брюна

Тм Гуси-Лебеди
Процветайте и здравствуйте!

Спасибо организаторам за их нелёгкий труд, а участникам - за их внимание и участие.

Если возникнут вопросы по оценкам - спрашивайте, отвечу всем.

Итак:

1. "Красота"

Хоть говорят: "Джоконда" — это сила,
Она меня совсем не впечатлила
Своей улыбкой доброй, но простой.
Вокруг гуляют юные мадонны,
Могу нащелкать их своим айфоном.
Я поражен другою красотой.
 
Она была прекрасна, как Венера,
Имея груди разного размера
И левый карий глаз слегка косой.
А правым голубым на четверть тела
Она мне в душу пристально смотрела —
Красавица с картины Пикассо.
*****
Хороший стих, нестандартный, техника на уровне, по содержанию – мнение автора можно не разделять, но высказано оно ясно и образно. 5/5

-----------------

2. "Река течёт..."

Река течёт, и мы с тобою живы,
И можем сны смотреть, не выбирая
В них ни начала, и ни продолженья,
А день любой и нужный, и красивый,
И нравится, и пусть мы не узнаем,
Как лодки дно сражается с теченьем.

Река течёт, и наши годы тоже,
Оставив позади свои истоки,
Спешат куда-то по житейской глади,
А день вчерашний, как седой прохожий,
Дела исполнив в заданные сроки,
Уснул, с пришедшим в чём-то не поладив.

Река течёт, и нас несет неспешно
По воле волн и нашего желанья
Исполнить то, что ждёт за поворотом,
Что впереди – возможно свет нездешний
Покажет путь и за собой поманит,
Но только нам взгрустнётся отчего-то…

Привет, мой друг, пока мы оба живы
И можем сны смотреть, не выбирая
В них ни начала, и ни продолженья,
А день любой и нужный, и красивый,
И нравится, и мы ещё не знаем,
Как лодки дно сражается с теченьем.
*****
Стих понравился, философская лирика гармонично сочетается здесь с хорошим техническим воплощением. 5/5

-----------------

3. "Похоронка"

Листок казённый выдал под расписку
нескладный парень в старом сюртуке.
Она его не подпускала близко -
держала двери на двойном крючке.
Предчувствуя неладное, в сторонку
хотела отложить, перекрестив.
Да только жжёт ладони похоронка
и требует всерьёз: Прочти!.. Прочти!..
Конечно же, прочла, вздохнув устало.
Пронзила боль потухшие глаза.
И, покатившись, мягко задрожала
в морщинке одинокая слеза.
*****
Старый сюртук здесь не к месту, как мне кажется, двойной крючок видится излишней предосторожностью (не бродяга же ночью с обрезом пришёл, а курьер с казённым документом), «потухшие глаза» - расхожий штамп. Желаю автору в будущем серьёзнее относиться к деталям. 4/4

-----------------

4. "Свобода!"

Я вместе с солнышком вставал!
Я свежим воздухом дышал!
Я как шальной любил полёт!
Кто сам летал - меня поймёт.
Мне вольный ветер был родня!
Но птицелов поймал меня.

Меня здесь кормят, как в раю,
А я - свободой лишь горю!
Ещё хотя бы раз взлететь,
Подняться ввысь и - умереть...
Мне тесен клеточный мирок.
Я здесь ужасно одинок.

Я долго ждал удобный миг.
В тот день ребёнок в зал проник.
Ко мне он руки протянул,
Защёлку дверцы повернул,
И я стремглав метнулся к ней,
К свободе, клюнув как злодей.

Малыш отпрянул, заревел,
А я от счастья охмелел
И ввысь поднялся, к потолку,
Расправив крылья. Я - живу-у-у!
Раздался мой победный крик
И я помчался напрямик.

Я вижу солнце, вижу небо,
Мне дела нет до крошек хлеба,
Долой из клетки золотой!
Я слышу вопли за спиной,
И топот ног. Вдруг - звон стекла,
И - кровь из раны потекла...

Я на полу. Я чуть живой,
Лежу с пробитой головой.
Я мёртв. Мой взгляд навек застыл.
Но всё же я - свободным был!
*****
Тема «из неволи – на волю вольную» предоставляет автору тысячи сюжетных вариантов. Но здесь понятный читателю рассказ пернатого пленника удивляет странными деталями: «подняться ввысь и – умереть» - а отчего не «подняться ввысь - и жить свободно»? «…клюнув, как злодей» - царапает слух, ведь герой себя явно злодеем не считает. Общее впечатление – стих написан наспех, могло бы быть и лучше. 4/4

-----------------

5. "Диалог"

- Я на судьбу обижен слёзно:
горстями милостей не грёб...
- Не относись к себе серьёзно,
и всё окажется "тип-топ".
- Послушался, стал ироничен,
сам за себя гроша не дал...
- Поэтому пребудешь нищим,
поскольку грош - твой капитал.
- Но ты себе противоречишь,
обратной логикой греша...
- Ты сам её взвалил на плечи,
твоя судьба - тебе решать.
*****
Последняя строка хороша, а вот «тип-топ» в данном контексте совсем не понравился; логика обратной не бывает, тем более странно, что «…себе противоречишь, обратной логикой греша... / - Ты сам её взвалил на плечи…» - указывает на то, что на плечи взвалили именно логику. Как это возможно? 4/4

-----------------

6. "Ну вот я и дома..."
 
Дорога под горку, налево и прямо,
Ну вот я и дома. Дошёл наконец...
И слёз не скрывая вдруг кинется мама,
И руку пожмет постаревший отец..
А после родня заключает в объятья,
Потом и за стол нам садится пора.
И тост поднимают за здравие братья,
И взгляд восхищённый бросает сестра.
 
Вопросы, ответы, здесь всё интересно,
Хоть много известно давно наперед,
И батя затянет любимую песню,
И мама тихонько ему подпоёт.
Давно не касался я клавиш баянных,
И что им сыграю  - пока не решил.
Хоть выпито много, нет грустных и пьяных,
Лишь песня за песней летят из души.
 
А мама у печки хлопочет с охотой,
Вот надо же вкусным гостей угостить,
А после родне вдруг захочется фото,
Нельзя же нам этот момент упустить.
И снова движенье веселое в доме,
От вспышки в глазах ослепительный свет,
Чтоб после найти в пожелтевшем альбоме
На выцветшем фото родной силуэт...
 
Покоится папа на тихом погосте,
И мамы земные закончились дни.
Другие теперь собираются гости,-
Нет рядом, на небо ушедшей, родни.
С другими людьми мы общаемся вместе,
И ритмы иные усталых сердец.
Всё реже звучат здесь любимые песни,
Которые пел нам когда-то отец.
*****
Рассказ трогательный, но исполнение хромает, увы. «Дошёл наконец» - пропущена запятая, «и слёз не скрывая вдруг кинется мама» - ещё две, «нет рядом, на небо ушедшей, родни» - здесь, напротив, запятые не нужны, «за стол нам садится пора» - мягкий знак на положенном месте отсутствует. «Давно не касался я клавиш баянных» - а где, позвольте спросить, у баяна клавиши? Вы его с аккордеоном не перепутали?)) Сегодня каждый имеет возможность с помощью доступных сервисов проверить и орфографию, и пунктуацию, и про баян в Википедии (например) прочитать. Почему же автору не привести свой стих в порядок до публикации? Не хочу выглядеть брюзгой (я и сам порой ошибки делаю), но это конкурс, и стихи к нему нужно готовить внимательнее. Что значит «песня за песней летят из души»? Из динамика – понимаю, из полей доносится – понимаю, душа просит песен – тоже понимаю, но вот чтобы из души летела песня за песней – странный это образ, на мой взгляд. Успехов Вам в творчестве, неизвестный мне пока ещё автор, надеюсь в будущем не находить в Ваших стихах столько ошибок. 3/4

-----------------

7. "Город"

Еще не украдены вещи, еще не край,
И лавочник жирный девчонку не торговал...
Мы вместе приехали в этот кромешный рай –
Неоновых слов ослепительный карнавал.

Еще не проблема, что ноги натерты в кровь,
И пришлых не ждали – хватает заблудших душ.
Скамейка в задохшемся парке – почти что кров
Для тех, кто меняет на город родную глушь.

Домашним котенком прижалась к плечу сестра –
Еще защищает и греет, обняв, рука,
Еще не ударил ее, заливая страх
Дешевой, но крепкой отравой из кабака...

Еще не учили, не бросили в грязь лицом,
Еще не полезла беда из подвальных дыр,
Но крысой крадется и головы клонит сон,
Где глупые басни про сытый красивый мир.

Уже не по плану, а ровно наоборот,
И все наизнанку, и стыдно писать родне.
Недавно казалось – маяк освещает порт,
А это в глубоком колодце фонарь на дне.

Но хочется верить, спускаясь на тусклый свет,
Обратно на белое жизнь повернет нутро.
Ведь люди, конечно, бессмертны в семнадцать лет.
Ведь ангелы божьи упрямо творят добро.
*****

В целом, стих понравился. Я твёрдо уверен, что автор этого произведения может писать гораздо лучше. Но есть в нём и проблемные места. «И лавочник жирный девчонку не торговал» - торгуют чем-то, торгуются с кем-то. Сказать «я торговал лошадь» или «я никогда не торговал свои принципы» - странно, по меньшей мере. «Задохшийся парк» - тоже словосочетание сомнительное. Маяк не освещает порт – освещают порт прожекторы, а маяк помогает морякам ориентироваться в море (океане, озере, большой реке). «Обратно на белое жизнь повернет нутро» - это образ мне непонятен, хотя смысл «будет и белая полоса после чёрной» просматривается. И последнее: представьте на минутку, что этот стих читает вслух иностранец. Как ему понять, где произносить «е», а где «ё», если везде только «е»? 4/4

-----------------

8. "Иди по прямой"

Каждый шаг мне дается с трудом,
Вспоминаю я множество лет.
Ты не понял, что гордости нет?
Испарилась она. Что потом?

Ты сломал ведь меня. Не о том
Говорю я опять. Не секрет,
Как уходишь, то меркнет весь свет.
Спину выгну, а в горле то ком...

Я не вижу любви в тех глазах,
Что сверкали далекой весной...
Только лишь остается тут прах

Ярких чувств. Что случилось с тобой?
Ты смеёшься увидев мой страх.
Легче стало? Иди по прямой !
*****
Не впечатлило. Ни по технике, ни по мысли. Такое можно написать любимому в личном письме, но на конкурс – лично я не стал бы посылать. И ошибки этот стих тоже не красят, конечно. 3/3

-----------------

9. "Муравей"

Жил был рабочий муравей,
Работал днем. В покой ночей -
Мечтал узнать он - мир каков?
И, насмотревшись сладких снов,
Полез он на берёзы ствол.
Зов сердца муравьишку вёл.

Вот крона дерева пред ним.
На ветку. Ветер ощутим.
А с ветки на зелёный лист.

Раздался ветра сильный свист.
Лист оторвался с муравьем
И полетел судьбой ведом.

Наш муравей увидел лес -
Прекрасный вид открыт с небес:
Ручей течёт куда-то вдаль,
Зверушки бегают.
Не жаль,
Что дом теперь уж далеко
И пусть вернуться нелегко,
А может вовсе не судьба -
Была услышана мольба.
...
Жил был рабочий муравей,
Глупей он всех иль всё ж мудрей?
Как жизнь сложилась у него
Вдали от дома своего?
Но он осуществил мечту,
И лично я его сочту
Примером в жизни, молодцом,
И счастья своего творцом.
*****
В целом, совсем неплохо, особенно если маленьким деткам вслух читать )) Но всё же нужно понимать, что муравью без муравейника и товарищей выжить очень сложно. Так что «творца своего счастья» мне заранее жаль. 4/4

-----------------

10. "Кажется..."

Кажется, что настоящее
С прошлым схлестнулось в упор.
Пращуры в образе ящеров
Скорбный ведут разговор.

Кажется, быть следопытами
Можно и в мире ином.
Странно... раскрытие скрытого
Заполыхало огнём.

Неподготовленным зрителям
Кажется, что неспроста
За горизонтом события
Звёздные скрылись врата.

Кажется, что настоящее
С прошлым сложилось в рефрен.
Пращуры в образе ящеров
В будущем ждут перемен.

Непреходящие казусы,
Как на Парадах Планет.
Кажется, кажется...
Кажется?
Мне показалось, что нет.
*****
Хорошие рифмы, потенциал автора очевиден. Но смысл трудноразличим для меня – перечитал дважды, а яснее на стало. Что такое «раскрытие скрытого» в данном контексте? Можно ли вместо устойчивого словосочетания «горизонт событий» употреблять «горизонт события»? И про «непреходящие казусы» ничего понять не могу. Текст требует пояснений. 5/3

-----------------

11. "Занавески"

Занавеска синяя, занавеска белая,
Занавеска жёлтая - что мы с ними сделали?
На окошках тряпочки больше не колышутся.
Жизнь былая спрятана, крестиками вышита.

В комнатушках маленьких старые диванчики,
А на них весёлые девочки и мальчики.
Мама гладит кофточку, мама гладит юбочку,
Поправляет волосы на бумажных трубочках.

Ждут в серванте праздника рюмочки, бокальчики,
Из фарфора чашечки, чешские стаканчики.
А на пасху светлую - яйца, в луке крашены,
Куличи, печёные бабушкой Милашею.

Занавески в рюшечках, занавески в бантиках...
Октябрята, звёздочки, а на сердце - фантики.
Время, что кружило нас, унеслось ракетою…
Жалюзи железные – души не согретые.
*****
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в изобилии. В сочетании с темой создают определённый шарм. Но стих описательный, как семейная кинохроника – в нём ничего не происходит. И концовка странная, ракеты-души-жалюзи не составляют сильный финальный аккорд. 4/4

-----------------

12. "Если ты уйдёшь"

Повторю в трехсотый: "Мне нужно бросать курить", -
Обнимая пальцами новую сигарету.
Если ты не здесь, остается причина жить,
Чтоб тебя дождаться хотя бы. Thank you* за это.
 
У меня вопросов к тебе накопилась тьма.
Возвращайся, darling**, устрою тебе экзамен.
Если ты со мной, между нами растет стена.
Оказалось, стены рушит лишь расстоянье.
 
Как приедешь, брось чемоданы и please call me***.
Я умею ждать. Но не думай, что это просто.
Если ты исчез, я другими спасусь людьми,
Только в них – вольфрам. А в тебе полыхают звезды.
 
Я молчу пока что. The silence is all I`ve got****.
Надоест принцесса – в служанки меня разжалуй.
Если ты уйдешь, это вряд ли меня убьет.
А "навеки вместе" - вот это убьет, пожалуй.
*****

Очень-преочень. Хотел бы читать такие стихи каждый день. Заберу себе в литдневник, спасибо, неизвестный автор! 5/5

-----------------

13. "Антипуническое"

Так меркнут застольные рассужденья
словоохотливых пустомель
в дыме табачном (или ружейном?)
на водоразделе освобожденья,
которое дарит хмель.
 
Возможна зависимость меж родными,
но между равными важен спор.
При конкуренции дружбы мнимы.
Все – республиканцы! С Форума в Риме
кто видел предмет в упор?
 
Так было. Так будет. Путь слова ведом.
Ощупью нужный найдётся ген.
Вкурят настойчиво "прочим шведам":
"Carthaginem, братья, esse delendam"*.
Но кто из нас - Карфаген?
 
Ты вряд ли способен петь караоке.
Выпил - и в ночь - гуляй-соловей.
Грозы на западе, на востоке,
их флейты - волшебные водостоки -
копирует соловей.
 
Бредёшь по морям, возбуждён креплёным.
Словно блаженный гиперборей,
видишь грядущее оголённым
и плачешь в жилетку песенных клёнов
и уличных фонарей.
-------
 
* Carthaginemessedelendam (картАгинэм Эссе далЕндам) – Карфаген необходимо разрушить
*****
Совсем не такое, как предыдущее сти – но тоже очень впечатлило. И рифмы, и образы, и звучание – всё на высоком уровне, всё находит понимание в читателе вроде меня. 5/5

-----------------

14. "Я - музыка"

Я - музыка. Дотронься до меня.
Послушай, как шумит в дубравах ветер.
Как требует мелодия огня
И соловей щебечет на рассвете.
Я - музыка. Дотронься до меня.
 
Я - песня недопетая в ночи,
Играй меня по нотам, между строчек..
Читай меня по клавишам. Звучи.
Ты разберёшь души неровный почерк.
Я - песня недопетая в ночи.
 
Я - из обрывков нотных, что слились
Мелодией несказанного слова.
Так оживает из-под снега лист,
Весною бурной возрождаясь снова.
Я - из обрывков нотных, что слились…
 
Я - из обрывков нотных, что слились
Дыханьем фраз, пареньем кульминаций!
Полутонов рассеянных каприз
Под бурное звучание оваций!
Я – Музыка. Держись меня. Я – жизнь.
 
Играй меня, превозмогая боль.
Я – твой вчерашний день, ковчег разбитый
Твой парусник, заброшенный судьбой
Сквозь ропот чувств, желаний и обиды…
Играй меня, вчерашнюю любовь...
 
Я – Музыка. Люби меня, и пусть
Дрожит в твоей руке горящий факел -
Я женщина. А, значит, я вернусь,
Когда растает боль, исчезнет грусть.
Я – Музыка. И одинокий Ангел.
*****
Третье подряд в конкурсном списке восхитительное произведение. Такие стихи не боятся времени – я их себе на память сохраню, буду дочке читать, когда подрастёт немного. 5/5.

-----------------

15. "Они друг друга придыханьем грели"

Душа моя, порвав застенка узы,
Рванулась вверх по лунному пути
В мир колдовства, видений и иллюзий,
Земных волнений косу расплести.
 
Освободив себя от тяжкой ноши,
Добытой в облачении земном,
Душа, с повадкой чопорной святоши,
Расслабилась в потоке звездных волн.
 
Вдруг крепкие объятья, в одночасье,
Прервали упоительный елей.
Так обнимал лишь ты в минуты страсти:
Твоя душа пересеклась с моей.
 
Завьюжились пьянящие качели
Сцепил влюбленных медоносный плющ.
Они друг друга придыханьем грели,
И не было счастливей этих душ.
 
Забрезжил свет, пропали отраженья,
Потухла златоглавая луна,
Покрылось дымкой нежное виденье,
И память распрощалась с царством сна.
 
Колючий ливень коршуном ворвался,
Как роковой предвестник зимних стуж...
Но почему-то хочется смеяться
И бегать по осколкам черных луж.
*****
Хороший, сильный стих. Поставлю 5/5 за гармонию и хорошую концовку, а особенно – за «осколки чёрных луж» вместо «берёзок средней полосы» ))

-----------------

16. "Изрок"

От рассвета до капища* –
пять заветных минут...
Три шамана камлающих
да потрёпанный кнут...
И заметина славная –
по спине... от плеча,
и улыбка лукавая
на губах палача.

От хоро`м до пожарища –
пять недолгих часов...
И сосед  – зубоскалящий,
в шубе редких песцов,
постенает заученно –
мол, живём однова,
и предложит, "по случаю",
взять сарай... на дрова!

От роддома до кладбища –
пять десятков годков.
Ни друзей, ни товарищей,
ни семейных оков.
Лишь щетина недельная,
да с подтёком щека...
И команда расстрельная...
особистов полка!

От мундира до рубища –
пять конвойных юнцов
и толпа негодующих
полоумных истцов,
настоявших на важности...
... "за попранье основ"!
И статья нужной тяжести...
За подделку с т и х о в !
-------

* (здесь) жертвенник.
*****
До «расстрельной команды особистов» и «негодующих истцов» читал с удовольствием. 5/3.

-----------------

17. "MadeinChina (Сделано в Китае)"

Китайские товары качеством хромают:
Иносказательно твердят о правде бытия,
И тактовую жизнь у всех они ломают.
Вот.. разрядилась батареечка моя.

Не прозвенел звонок и на работе злятся,
И в суете моей неповоротлив руль.
Коробка передач задумала сломаться,
А я не знал, увы. Авария. Патруль.

И скорые машины подъехали не быстро,
Дышалось очень сухо. как-то тяжело.
И солнце засветило жарко, как-то близко
И вдруг оно сломалось - стало мне темно.

Сирена как на зло заглохла на машине,
И в пробке мы стояли два часа.
И надо мной, шумя, пыхтели два мужчины -
Китайские чинили мне глаза.

К чему теперь уже китайские заботы,
Товар возврату мол не подлежит.
Сегодня я проспал свою работу,
А качеством сломал еще и быт.
*****
Орфографические и пунктуационные ошибки убивают впечатление от стиха. Некоторые образы («тактовая жизнь», «китайские глаза») просто ставят в тупик. Без обид, не обессудьте, автор. Хороших Вам стихов в будущем. 3/3

-----------------

18. "Везде вместе"

Я картошку сажаю - привычное дело.
Ну, а радость всё больше во мне - без предела,
Потому что все мысли мои - о желанной,
О единственно милой, единственно славной.
 
Я себя подгоняю, забыв про усталость.
Мне всего-то сажать пять рядочков осталось.
А любимая - с лейкой: сушь день уже пятый.
Всё польёт - и, как я, тоже будет с лопатой.
 
Мы трудились усердно. До завтра, землица!
Ноют мышцы. Не станем на это мы злиться:
Ведь движение - жизнь. Эту истину зная,
И в труде мы, и в отдыхе вместе, родная!
*****
Искреннее, милое, наивное немного. 4/4

-----------------

19. "По кругу..."

Нам в жизни привычно гадать на ромашке,
мы рвём лепестки на любовь или слабость,
в итоге - больней допускаем промашки,
и множим обиды на ложь и усталость…
 
Так ждём, что судьба нам подарит улыбку,
всегда в напряжении - к встрече готовы!
по факту - всё те же имеем ошибки,
и всё исправляем их снова и снова…
 
Настойчиво верим - вот-вот ляжет карта!
и крутимся... как барабан в лотерее...
мы жизни не видим за тенью азарта,
зачем-то борясь за чужие трофеи...
 
Быть может, нам свыше стянули подпругу,
спасительно - шорами - скрыли обзоры,
чтоб мы без опаски ходили по кругу,
пока не готовы увидеть просторы?
 
Пусть так! но всегда будут - кто не согласны,
и, к счастью, у жизни есть сотни примеров,
когда, не взирая на возглас "опасно!",
ломаются фальши пустые барьеры...
 
Для жизни не надо искать "там, где лучше",
стараться гаданьем свой путь обозначить,
ведь отклики счастья становятся глуше,
когда за решеткою птица удачи!
 
Так пусть вместе с ней обретем мы свободу,
счастливыми станем судьбы мелочами,
и, нить оборвав своему кукловоду,
почувствуем крыльев тепло... за плечами!
*****
Вот вроде слова все правильные – складывается из них цельное впечатление. «скрыли обзоры» звучит странно. 4/4

-----------------

20. "Дождя бы..."

Молодые побеги замедлили рост,
Ослабли.
А ветер опять тучи мимо пронес, -
Дождя бы!

Крестьянин задумчиво щупает грунт:
Неладно.
Неужто синоптики снова соврут?
Дождя бы...

А город, припрятав пыль улиц в неон
Наряда,
Людей выдыхает гортанью метро:
Дождя бы!

И чувством, и мыслью, и телом ползем
Лениво.
Такое бездвижье лечить не дождем,
А ливнем.

Лишь капля воды и, пожалуй, глоток
Озона,
Взбодримся и встанем на мощный поток
К просторам.

Поднявшись с колен, насыщают нутро
Колосья.
Стихия. привет! -На крыло? -Нет... крыло
Промокло.
*****
Хорошее. «Людей выдыхает гортанью метро» - очень понравилось. 5/4

-----------------

21. "Крайнесеверное майство"

Вчера, сегодня, завтра – только снег,
Безрадостный, как слёзы крокодила.
Весь мир вот-вот забудет о весне -
сюда она ещё не приходила.
 
За окнами – хоть вовсе не гляди:
дырявый холст, замазанный грунтовкой.
Художник спит, а ты грустишь один,
в квартиру упакованный неловко.
 
Что день, что ночь – всё тот же ровный свет,
Бестеневое солнце, как в больнице.
Присмотришься – а разницы-то нет:
жить – или нет, болеть – или лечиться.
 
Чем дальше – тем всё больше всё равно.
А время на сетчатке выгрызает
коробку стен и грязное окно,
заляпанное снежными слезами…
*****
Сильное по смыслу, и слог хороший 5/5

-----------------

22. "Спать пора..."

Серой кошкой на мягких лапках
Ночь на землю спускается с крыш.
Дремлет месяц в уютных тапках...
Засыпай поскорее, малыш.
 
Мотыльки закрывают глазки,
Сонный клён шелестит за окном.
Слышишь, гномы идут из сказки -
Показать тебе красочный сон.
 
Да, скорей, не идут, а едут:
За лошадок у них - воробьи.
Потихоньку ведут беседу,
Как весной по овражкам ручьи.
 
Гномов три. колпачки, бородки.
В красных курточках все с ремешком.
И сапожки на ножках тонких.
Друг за дружкою едут гуськом.
 
Первый - Дрёма. В руке фонарик,
В нём мерцает "огонь"- светлячок.
У Тихони - на нитке шарик,
А в кармане сидит паучок.
 
Третий, Соня, сопит негромко.
Незабудки зажал в кулачке.
...Возле скрипки у звёздной кромки
Улеглась тишина на смычке...
*****
Чудесный стих со слабой концовкой. Осталось ощущение недосказанности, незавершённости. 5/4

-----------------

23. "Ночной портье"

Ко мне приходит мой ночной портье,
Мой мрачный стражник, вечный инквизитор,
Из тени незадёрнутых портьер,
Когда не жду и не прошу визита.
 
Ботинками ступает на палас,
С ухмылкою мне глядя прямо в очи,
Распахивая рта кривой атлас,
Как жэковский, хмельной водопроводчик.
Права качает, душу теребя
И требуя отчёт за весь период:
Мол, сколько, ненавидя и любя?
Мол, сколько про Владивосток и Рио
Ты написал?... А я молчу в ответ...
Скукоживаясь, пропадает доблесть.
Скользят слова, подобные плотве,
В обрывки снов роняя странный проблеск...
Влекомый им, иду на эшафот —
Без времени, без места, без причины,
Сквозь маски пламенеющий шифон
Узреть пытаясь злобную личину...
 
Орёт надрывно золотушный грач,
Луна висит размазанною каплей;
Безудержный на волю рвётся плач,
Когда рублю себя тупою саблей...
*****
Хороший слог, но смысл стиха моим глазом не улавливается. Что значит «рта кривой атлас»? Почему на эшафот? Зачем рубить себя тупою саблей? Это визит портье так на Вас подействовал? Или причина в ином? 4/3

-----------------

24. "В ресторанчике открытом"
 
В ресторанчике открытом, в двух шагах от Бебель-платц,
где на плитках тротуарных ветер выложил пасьянс
из окурков, пыли, листьев и карманной чепухи,
я увидел, как читала эта женщина стихи...

То ли слёзы, то ли ревность – всё смешалось на лице,
видно, кто-то очень близкий взял её на свой прицел, 
но, стараясь не поддаться ощущениям беды,
заказала только кофе и стакан простой воды...

Чуть дымила сигарета, осыпаясь с мундштука,
и скользила тень дневная по заклёпкам башмака,
а когда она листала книжку, кутаясь в пальто,
слышал я сквозь "заяц сочен…"* чисто женское "за что?"

Так хотелось не утешить, нет, а просто подойти,
но осталось три минутки злополучных до пяти -
хватит только, чтобы Бебель-платц пройти и тут же сесть
в туристический автобус, место номер сорок шесть...
-------

*строчка из "С надлежащим уважением…", Г. Гейне
*****
Редкое сочетание лёгкой грусти с позитивным настроением. «Заяц сочен» улыбнул )) 5/4

-----------------

25. "Цветные фотографии на полке..."

На полке фотография цветная,
До одури знакомые черты -
Веселая, смешная, молодая…-
Такой теперь мне часто снишься ты…
 
...И тишина... и звуки замирают...
И тонкая слюда небытия...
Да... это жизнь – в ней люди умирают,
Не виноваты здесь не ты... ни я...
 
Тоска съедает нас… и по дорогам,
Проложенным десятками друзей,
Мы тоже все уходим... понемногу -
В тот край, где тишина... и нет людей,
 
В ту даль, где благодать и постоянство,
Где перед Богом Души все равны,
Где всё едино – время и пространство,
Где есть любовь, и нет, совсем, войны...
 
Грусть - жизни враг – смени её на радость,
За тех, кто жив... и кто уже ушел...
Для многих жизнь земная – ох, не сладость,
Коль в ней призвания, смысла не нашел…
 
Цветные фотографии на полке...
Напоминание о тех, кого уж нет...
А мы должны жить правильно и... долго,
Чтобы держать за Вас... за Всех ответ.

В стихе есть хорошие рифмы и образы, по технике всё ровно. Но автор может писать лучше. И внимательнее: «ни ты… ни я» будет правильнее. «Напоминание о тех, кого уж нет» выбивается из размера. 4/4


Желаю всем успехов и вдохновения!

Gilles de Brunes