Западные мультфильмы против советских

10 июня 2016 года студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. За эти годы студия выпустила более полутора тысяч анимационных фильмов. Многие из них — про Малыша и Карлсона, кота Матроскина и Дядю Федора, Бременских музыкантов и Чебурашку — разошлись на цитаты и стали классикой советской мультипликации.

Кто не любит добрых советских мультфильмов — Волк из «Ну, погоди!», Леопольд, Фунтик и другие герои стали любимцами не только воспитанников Советского союза, но и завоевали сердца современных детей, которые готовы сутками напролёт смотреть советские мультфильмы Онлайн в сети или по телевизору.

Фонд «Общественное мнение» в июне 2016 года провёл опрос среди россиян о том, какие мультфильмы любят наши соотечественники.

Результат был таков: «Среди мультиков и кино детства ничто не сравнится с «Ну, погоди!»: любили сериал про Зайца и Волка 42% взрослых». Согласно итогам опроса, с большим отрывом в предпочтениях аудитории идут «Винни-Пух» (6%), «Простоквашино» (5%), «Морозко» (4%), «Крокодил Гена и Чебурашка» (3%). Ответ, что им нравятся разные киносказки, дали еще 3% опрошенных. «Золушку», «Тома и Джерри», «Приключения Электроника» назвали по 3% россиян.

Как видно, советские мультфильмы до сих пор предпочитает смотреть большая часть населения страны.

В нашей статье мы расскажем о создании киностудии «Союзмультфильм», в чём преимущества советских мультфильмов и какие современные мультики вредно показывать детям.

СОЗДАНИЕ КИНОСТУДИИ «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»

Мультипликация в стране, как особая и важная область культурной и образовательной деятельности, начала широко развиваться во времена СССР, когда советские мультипликаторы добились настоящего совершенства в этой области. В сфере мультипликации, во времена Советского Союза, не существовало технологической гонки, ведь они предназначались для людей. Стоит отметить, что очень много советских мультфильмов завоевали симпатию и на мировом уровне.

А теперь поговорим об истории советской мультипликации, которая и положила начало качественным, весёлым и добрым мультикам. История анимации в СССР берёт свое начало летом 1933 года. Тогда в Москве был проведён первый открытый фестиваль, который показал широкой массе людей американские мультфильмы тех лет. Конечно, мультфильмы Уолта Диснея не только очень понравились советским взрослым, но и привели детей в полный восторг. Да и сам Сталин, оказывается, проявлял активный интерес к диснеевским мультфильмам.

После такого показа американских мультфильмов, который привёл советский народ в неописуемый восторг, властями Советского Союза было запланировано сделать что-нибудь подобное в родной стране.

В результате, спустя три года, 10 июня 1936 года в Советском Союзе появилась легендарная студия «Союзмультфильм», которая практически ничем не отличалась от своего американского собрата — мультипликационной кампании Уолта Диснея. К примеру, в «Союзмульфильме» использовался производственный конвейер, так же, как и в диснеевских мультфильмах.

Первый мультик, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко», он был чёрно-белым. Через год появились и цветные мультфильмы.

В 1939 — 1941 годах на студии были выпущены мультфильмы «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр», «Дядя Степа» и «Муха-Цокотуха».

Первым полнометражным рисованным фильмом был «Конёк-Горбунок». Он вышел 1947 году.

В 1960 — 1970-х годах на экраны вышли мультипликационные фильмы-сериалы «Ну, погоди», «Крокодил Гена» и другие, которые любимы, как показал опрос, до сих пор.

В 70 — 80-е годы киностудия была самой крупной в Европе, на ней работало около 500 человек.

Мультипликация старалась держаться как можно дальше от актуальных политических сюжетов, и, если всё же вынужденно к ним обращалась, получалась непреднамеренная сатира такой силы, какая доступна не всякому записному юмористу. В мультипликации работали замечательные таланты — Иван Иванов-Вано, сёстры Валентина и Зинаида Брумберг, Фёдор Хитрук.

Честно производивший массовую продукцию для детей «Союзмультфильм» стал прибежищем и воплощением всего лучшего, что было в искусстве советского периода.

Но с начала 1990-х в жизни «Союзмультфильма» всё изменилось и далеко не в лучшую сторону.

КОГДА ДЕТИ ВО ВЛАСТИ КАПИТАЛА

Практически сразу после развала СССР на студии начался откровенный беспредел. И не мудрено, ведь она была «лакомым кусочком» для желающих обогатиться быстро и без затрат на производство — достаточно было просто записывать и продавать продукцию на видеокассетах.

В 1992 году, занимавший тогда должность директора студии Станислав Рожков, заключил договор с американской компанией Films by Jove, ей перешли права на переозвучку, монтаж и прокат советских мультфильмов за рубежом. Конечно, права были проданы не первым встречным, ведь владельцами Films by Jove являются эмигрировавший в США известный советский актер Олег Видов (известен по фильму «Всадник без головы») с женой Джоан Борстен (в молодости работала волонтером в Корпусе Мира, журналистом, затем в киноиндустрии, сейчас занимается бизнесом).

В 2003 году началось многолетнее разбирательство между студией и компанией Films by Jove. Видов и Борстен в открытом письме к премьер-министру М. Фрадкову заявляли, что руководство «Союзмультфильма» должно либо подчиниться действующему договору, либо выкупить у них права. В результате в 2007 году компания Swinstar Holdings Limited, владельцем которой является А. Усманов, выкупила права и передала их российскому государственному телеканалу «Бибигон». А в 2010 году арбитражный суд Москвы признал недействительным договор, заключённый «Союзмультфильмом» с американской компанией.

На данный момент «Союзмультфильм» по-прежнему располагается по старому адресу. В производстве находятся около 20 проектов, два из которых полнометражные — «Гофман и тайна часовщика» и «Сергий Радонежский» (совместно с «Да-студия»). Готовятся документы для акционирования киностудии «Союзмультфильм» и её объединения с «Да-студией», которой владеет Добрунов (нынешний директор «Союзмультфильма», сценарист и продюсер мультфильма «Князь Владимир» (2006 года).

Многие помнят популярные в 90-е годы мифы об «эффективных собственниках» и «прекрасных хозяйственниках». Вот-де только дайте власть, они придут и «порядок наведут». Но по факту получилось так, что как только эти самые «эффективные» добрались до бывших государственных предприятий, они принялись наводить свой «порядок» в лучших традициях бандитского капитализма, разворовывая и наживаясь за счёт былых побед и завоеваний. Так случилось и с легендарной киностудией «Союзмультфильм», за 25 лет превратившейся из самой крупной в Европе, производящей по 40 мультфильмов в год, в «шарашкину контору», которая никак не могла выбраться из кризиса на протяжении этих лет.

И лишь теперь подъём начался вновь. Настолько, что специалисты с размахом взялись за работу над полуторачасовым мультфильмом по сказкам Э. Т. А. Гофмана «Гофманиада». Так что старая студия вступила в новую жизнь. Будем надеяться, что она будет долгой и продуктивной, что мультики также будут радовать детей, как они радовали в советское время.

В настоящее время ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации.

Многие фильмы киностудии «Союзмультфильм» удостоены премий международных кинофестивалей. Среди них — «Серая шейка» (1948 год), «Цветик-семицветик»(1948 год), «Когда зажигаются елки» (1950 год), «В лесной чаще» (1954 год),«Необыкновенный матч» (1955 год), «Снежная королева» (1957 год), «Шайбу! Шайбу!»(1964 год), «Каникулы Бонифация» (1965 год), «Варежка» (1967 год), «Ежик в тумане»(1975 год), «Путешествие муравья» (1983 год) и др.

КАКИЕ НАДО СМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ?

В наши дни сфера показа мультфильмов довольно таки широка: начиная с любимых советских мультиков и заканчивая современными как зарубежного, так и отечественного производства.

Сейчас мультфильмы стали доступны в любом количестве, любой тематики и для разных возрастных аудиторий. Их так много, что родители не нарадуются, ведь их дети могут получить то, чего не было в достатке у них самих, они показывают им мультфильмы с самого раннего возраста. А действительно ли это полезно и необходимо? На самом деле всё не так просто…

Естественно, перед родителями встаёт вопрос: какие мультфильмы полезны для просмотра детям, а какие, наоборот, вредны?
У старых добрых советских мультфильмов есть множество преимуществ перед западными и современными отечественными. Конечно, советские мультики возникли как подражатели диснеевских произведений, но они превзошли их и во многом потому, что представляли собою продукт иной цивилизации, иной культуры. Наш народ стремился во всём достичь совершенства и мультипликация не явилась исключением, поэтому советские карикатуристы создавали настоящие шедевры. Во многом этому помогла щедрая государственная поддержка, благодаря которой в арсенале художников имелись все существующие технологии.

К тому же мультфильмы — это важнейшее образовательное средство, поскольку они сопровождают становление личностей детей.

И потому, задачи мультфильмов в воспитании детей могут быть следующие:

--Формирование мировоззрения

Мультфильмы, наряду с мировоззрением родителей и окружающих, являются одним из первых источников формирования мировоззрения ребёнка. Из них он зачастую впервые получает информацию о явлениях ему недоступных в повседневной жизни. И от того, какие образы первыми попадут ему в психику, может зависеть его судьба и вся дальнейшая жизнь. Причём важно, чтобы образы различных мультфильмов не противоречили друг другу, а создавали единую мировоззренческую картину для ребёнка. Советские мультфильмы были более реалистичны, приближены к настоящим явлениям жизни и потому способствовали формированию целостного мозаичного мировоззрения, тогда как западные мультфильмы едины разве что в моделях поведения (жестокость, разврат, право сильного и т.п.), а в образной составляющей несут в себе дичайший калейдоскоп неестественных красок, шизофреничных образов, очень далёких от реальности.

Во многих современных мультфильмах нет сюжетной линии, кадры слишком быстро меняются, происходящее ребенок воспринимает не как историю со смыслом, а как мелькающие картинки под весёлую музыку. Часто изображение слишком яркое или присутствует очень много деталей, которые детям сложно воспринимать. Кадры очень часто меняются, резкие переходы и громкие музыкальные заставки дробят мировоззрение ребёнка в мелкий фарш из осколков образов. К тому же во многих мультфильмах образы главных героев негативные, противоречат традиционным человеческим ценностям. Большинство из них детям даже не адресованы, являются продуктами для подростков или инфантильных взрослых.

--Нравственное воспитание

В каждой стране, конечно, существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей в период взросления. Мультфильмы в той или иной степени отражают формы поведения, которые дети перенимают. Они учатся тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели.

Многие «советские» мультики дают примеры воспитания качеств настоящего Человека. Они побуждают ребёнка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В советских мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить встать на добрый путь.

Современные западные диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, не только нетипичные для нашей цивилизации и нашей культуры, но и продвигающие неестественное поведение для вида Человек разумный вообще, поскольку Запад давно стоит впереди планеты всей на пути деградации и ближе всех к катастрофе культуры.

--Эстетическое воспитание

В наших мультиках показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь её. Сами герои близки к реальности, естественны. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В мультиках показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультика вкусными фруктами, овощами и т.п.

--Трудовое воспитание

Герои советских мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям, учат взаимовыручке. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд — это полезное дело.

Западные мультфильмы пропагандируют культ индивидуализма, оторванности от любых коллективов, а если герои и объединяются, то зачастую либо для разбоя, либо перед лицом внешнего общего врага. А идеалом хорошей жизни в западных мультфильмах является обладание множеством денег и ничегонеделание.

Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией. Отрицательное воздействие мультфильмов на детей доказывают три громких скандала последних лет:

- Родители подали в суд на российский канал за трансляцию мультиков «Симпсоны» и «Гриффины», утверждая, что они наносят вред детскому здоровью. Также психологи запротестовали против просмотра мультфильмов по каналу 2х2, они считают, что эти мультфильмы развращают детей и вредны для просмотра даже в подростковом возрасте (http://fuza.ru/video/10650-samye-vrednye-multiki.html).

-В Японии после просмотра 38-ой серии мультфильма «Покемоны» больше пятисот детей были госпитализированы с симптомами эпилепсии.

- Бывший продюсер прославившегося мультфильма «Телепузики» Сара Грэм призналась, что данная программа была придумана под воздействием галлюциногенов (http://wiki.iteach.ru/images/a/a6/Влияние1.pdf).

К сожалению большинство современных российских мультфильмов демонстрируют по сути западную модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность («Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины», «Богатыри» и т.д.).

Мы уже кое-какие мультфильмы разбирали в статье «Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?» (http://inance.ru/2015/05/multfilmi/).

Проблема в том, что современные мультфильмы — это коммерческий продукт, созданный без учёта нюансов развития детской психологии, но при учёте нюансов, позволяющих сделать ребёнка потребителем мультфильма и сопроводительной продукции. Поэтому образы главных героев и сюжеты могут давать детям нежелательные установки и представления, всё — лишь для того, чтобы вытянуть у людей деньги через нытьё «пойдём на мультик» их детей.

Наиболее жёсткий пример — мультфильм «Маша и Медведь». Маша — это эгоистичная, беспризорная девочка, которой нравится наносить вред и причинять боль окружающим, её действия никак не оцениваются. Анализ данного мультфильма нами дан в статье «Какие образы, такое и будущее или что продвигает мультфильм «Маша и Медведь» и либералы?» (http://inance.ru/2015/09/masha/).

«Какие образы, такое и будущее или что продвигает мультфильм «Маша и Медведь» и либералы?» http://inance.ru/2015/09/masha/
Герои «Смешариков» живут в мире, в котором нет понятия «семья». Нюша — единственный герой женского пола, со скверным характером и надменным поведением. Каждая серия имеет философский смысл, который не под силу осознать ребёнку, к тому же маленькие дети ещё не понимают иронии и взрослого юмора. Эти мультфильмы не прививают традиционных жизненных и семейных ценностей.

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

- формирование нежелания думать самостоятельно, а использовать предоставляемые модели поведения — формирование типа устройства психики зомби-биоробот;
- агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, зачастую ненаказуемое. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости в достижении своих целей — формируют по сути демонические черты поведения;

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: http://inance.ru/2016/06/multfilmi-souza/


Рецензии