Играем в Золушку - Новосибирский драмтеатр

Наталья Мартишина
Играем в «Золушку»: услада усадебного театра.
.
.
.

Мы видели немало «Золушек», так что представляем себе, насколько трудную и интересную задачу поставила перед собой труппа Новосибирского драматического театра «На Левом берегу», подготовив этот спектакль.

Не повторить известный всем сюжет, а привнести в сказку нечто своеобразное... А как это сделать, не конкурируя с непревзойдённым фильмом «Золушка», где мачеху играла сама Раневская?

Проще отыграть спектакль, повторяя изюминки, найденные предшественниками.
Но в том-то и дело, что задача актеров была иной — и мы бы назвали эту задачу ( как, собственно, можно было бы назвать этот оригинальный спектакль) так: «Играем Золушку».

Как мы сыграем?
Как мы увидим?
Как оформим?
Как проживём этот спектакль?

А может, - сыграем с детьми в «Золушку»?

И улыбки артистов на сцене, несколько не относящиеся к их ролям, выдают нам именно это: артисты предлагают детям «сыграть в Золушку».

Да, актёры на этом спектакле не вживаются в образы героев. Они не живут в этих предлагаемых обстоятельствах. Вот что важнее: они предлагают эти обстоятельства зрителям!

На сцене царит та самая золотая мера условности, которая и отличает настоящий ТЕАТР!

Так играли встарь в домашних театрах, с такой именно установкой.

Не «проиграть» эту пьесу, не «показать» её — какой толк показывать сюжет, который и так все помнят? - а «поиграть» в эту пьесу!

Поиграть в сказку!

И дети принимают эту игру.

В русле этой задачи — и обращения актеров к зрителям, и «советы» с ними по ходу спектакля... Дети всегда рады такому «задействованию»!

В этом русле — и «экономия» на актёрах: сказочные гномы, таинственные гости на балу — одни и те же лица. В самом деле, «домашние» постановки никогда не были излишне многочисленны.

В этом русле — и условность, даже некоторая бедность декораций: доморощенная роскошь дворца, винтажная украсность Золушкиного дома — всё очень мило и всё очень «домашне» декорировано, без лишних подробностей.

Ведь если мы «играем в спектакль», то именно такой подход и оправдан более всего — сам подход к постановке воскрешает  утраченные образы домашних «дачных» и «усадебных» театров. Так, должно быть, играли в усадьбе Шахматово молодые Александр Блок и Любовь Менделеева... В памяти — хрестоматийные фотографии... И это «воспоминание» о домашних театрах очень «к лицу» сцене центра Елизаветы Мамонтовой, где мы и увидели спектакль, привезённый в Радонежье из далёкой Сибири.

В русло той же сверхзадачи спектакля укладывается и работа   художника-постановщика в части разработки костюмов. Костюмы красочны, красивы, и в то же время очень условны: чего стоят только поролоновые «букли» у Мачехи и Сестёр!

А вот  локоны Золушки льются естественными волнами...

Естественность Золушки и Принца, полюбивших друг друга — как в поведении, так и в костюмах — вступает в диссонанс с вычурностью обличий Мачехи и Сестёр, и здесь художник очень точно работает на идею спектакля, выделяя и «проводя в жизнь» нравственную посылку средневековой сказки, актуальную в наше время.

Интересно, что и в облике Феи, где есть безграничная возможность для разгула фантазии, авторы спектакля остаются на стороне домашней естественности: Фея ( актриса Ольга Сибиркина), которая могла бы напоминать инопланетянку,  всего лишь красива и добра, костюм её обошёлся без звёзд и вуалей, полумесяцев и фосфорического блеска. На платье Феи — бабочки и цветы... Она — красавица из детских снов, играющая с нами в сказку... И даже Звёздный мальчик  ( Александр Сорокин) выглядит как нарядно одетый паж, - не как «волшебник». Он и не играет ни «волшебника», ни "ученика волшебника" - он просто внимателен и добр. И волшебная палочка Феи — без лишних изысков: так, обвитая шёлковой лентой указка.

«Несказочность» этого спектакля и в обувке персонажей: домашние тапочки (совершенно сказочно-рыночного вида!) у Мачехи и Сестёр, диковинные матерчатые башмаки Гномов...

Так, в подчёркнуто  домашней обуви, приходит к нам великая сказка — сказка о жизненном пути. Так и должны приходить сказки в дом к детям...

В осмыслении «домашности»,  в найденном  переливе контрастов и видится нам ценность новосибирской «Золушки» . Естественность Золушки и Принца, будущих счастливых супругов, - и ломаная рафинированность золушкиной «родни» ( интересно наблюдать, как соотносятся житейская неестественность Мачехи и Сестёр с утрированной неестественностью сказочных Гномов: ложность поведения одних со сказочной «сложностью»  других, и как потом эти разные «неестественности», соединяясь в кругу танцующих во дворце, лихо отплясывают, найдя общий язык друг с другом)...

Контраст правды жизни и небыли сказки, контраст правоты и лживости, контраст душевной праведности и душевных греховностей... Контраст игры в спектакль и игры в спектакле...

Эта палитра, предложенная сценаристом ( Ларисой Дубровской) и выверенная режиссёром (Ольгой Гущиной), позволяет артистам создать на сцене увлекательное и незабываемое полотно.

Замечательные артисты останутся в памяти детей — конечно, не именами и фамилиями, и это неизбежная «издержка» игры в детских постановках, - а именно доброй Золушкой ( Анна Метелёва) и искренним Принцем (Алексей Масалов), Злюкой, заласканной Мачехиной «ягодкой» (Елена Фадеева), и Кривлякой, роскошным Мачехиным «цветочком» ( Екатерина Гаганашвили).

Кстати, дети мои ( начальная школа) отметили, как минус спектакля, что и зелёная «злюка-ягодка», и розовый розанчик-«цветочек», и сама Мачеха ( актриса Лариса Иванникова), играют очень «нежно»... Ну не ссорятся они так, как положено злым сёстрам, и не слишком шпыняют Золушку... Придираются, третируют, это да, - но как-то необидно... И улыбаются при этом добро и хорошо... Вроде бы и нет в сказке никакого средневекового буллинга.... Даже строгий Глашатай (Роман Якушкин), кому положено  строжничать — смотрит на всё происходящее с еле скрываемой улыбкой...

Такая вот необидная ни для кого «Золушка»! В этом как раз и проявилась цельность и ценность спектакля...

Идея нравственного контраста между естественностью и манерностью, между праведностью и греховностью, заложенная в старой сказке, именно в этой постановке выловлена из волн  повествования и ненавязчиво поставлена на авансцену.

И это заставляет воспринимать знакомую сказку по-новому, остро и свежо.  И заявленный в программке «новый лад в старой сказке» действительно прозвучал.