мы в поэзии или формы нашей поэзии...

Cherry S
Тема поэзии вечна. Споры по этой теме столь же бесконечны, сколь и бессмысленны. Бессмысленны постольку, поскольку каждый поэт (а ведь даже самый распоследний графоман ощущает себя именно ПОЭТОМ. И, боже мой, он прав, хоть отчасти!) - это вселенная в миниатюре со всеми ее причудами, сложностями, сбоями и закономерностями. Ну а, коль скоро, речь идет о поэтах, то каждый из них по-своему прав!

Прав не в том смысле, что все ну просто обязаны прислушаться к нему и строго следовать только им предначертанным путем - прав в том смысле, что во своей вселенной он и бог, и творец. То есть ему подвластно то, что он сотворил. Но и только! Да, это не всегда грандиозно, да, не всегда найдутся слушатели и почитатели, но это его видение мира. Он все равно творец.

В отличии от просто пишущих стихи, поэты способны затронуть чувства и других. Если это произошло с поэтом, который пробует себя в чем-то новом и нетрадиционном, да еще если его творчество волнует читателей не один день, месяц, год, а несколько, хотя бы, десятилетий, - поздравьте себя - вы присутствовали при становлении гениального творца!

Что же остается нам, сирым и скромным работникам пера? Ну кроме стремлений, конечно! А остается кропотливо, нудно, если хотите, долбить и долбить в одну точку. Кто-то скажет, что причем же здесь творчество? причем поэзия? И будет неправ! Кто сказал, что творчество - это только тогда, когда что-то влетело в голову, и ты сел и написал, например "Медного всадника"? Такие рассуждения - это домыслы лоботрясов и лентяев. Для того, чтобы в голову что-то влетело, голова должна быть готова к этому! Она должна была трудиться в этом направлении. Она(голова) должна была прорабатывать эту тему раз за разом, пока, действительно, не получится ТВОРЕНИЕ.

Да, это трудно, да, это тяжело и не всегда может хватить терпения на это. Но никто и не обещал вам, что пойдя по этому пути, вы все время будете купаться в славе. Это удел очень и очень немногих!

Юлий Цезарь когда-то изрек, что лучше быть первым в деревне, чем последним в городе! Так вот, если вас устраивает, что то, что вы пишете, нравится только вашим близким, то успокойтесь, можете дальше и не развиваться. Но если вам и этого недостаточно, то хотите вы того или нет, но вам придется работать над собой, работать и над формой, и над содержанием того, что вы пишете!

Формы? Формы могут быть любыми! Вы хайку (хокку) выбрали? Да ради бога! Только подумайте - а с чего это вдруг, пройдя сквозь столетия, это все еще называется "твердыми формами" и все еще пляшет вокруг все той же, извините за тавтологию, формы? Не потому ли, что за эти века они оттачивались, срубая лишнее, наносное и ненужное?

Как легко за деревьями не увидеть леса! Вы только на три строчки обращаете внимание? Тогда вам действительно все равно сколько в этих строчках слогов и какие они! Или вам кажется, что их просто так называли "короткая песнь"? ПЕСНЬ! А что в песне главное? Естественно не рифма. Естественно не количество чего бы там ни было! В песне главное ЗВУЧАНИЕ! Она звучать должна мелодично. Ну а теперь, положа руку на сердце, ответьте (себе, конечно) честно, на что наши доморощенные поэты, привыкшие, прежде всего, к обычным для нас рифмованным виршам, меньше всего обращают внимание? Правильно, на звучание.

Нет, не хочу сказать, что об этом совсем никто не задумывается. Но! Но о каком "задумывании" идет речь, если строчки в "песне" неправомерно затянуты? Мало того, про ритмику, про то самое чередование ударных и безударных слогов в стихе порой даже и не задумываются! Страшно сказать, но мало кто обращает внимание, что то же самое хокку - это, чаще всего, не рифмованные, но записанные ямбом или хореем стихи!

Вот оно, то самое школьное, программное, чего мы усиленно избегали во время учебы. А было бы неплохо, как минимум, освежить это в памяти. Все равно, ведь, придется к этому вернуться!

Ну а спорить, спорить о том, что вы это не используете, когда пишете... Ну это все равно, что говорить, что я не использую поэтические приемы, когда занимаюсь поэзией! Дикость какая-то...

Что же касается исключений разного рода, поэтов, которые, якобы отходили от канона, то просто посмотрите внимательно - а сколько их по сравнению с остальными? Это во-первых. Ну а во-вторых, вы действительно думаете, что они ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО отходили от нормы? Они совсем не использовали те самые приемы, которые до них и для них оттачивали веками? Оптимисты. Не говоря уже о том, что тот же Исса Кобаяси просто из кожи лез, чтобы просто изобрести что-то новое. Не более. А получилось лишь небольшое отклонение.

Впрочем, вернемся к понятию песня и поэзия, вообще. Возьмите ту же "песню о соколе" или "... о буревестнике", которыми доставали школьников в советское время. Почему они песни, хотя даже записаны как простой рассказ? Да все потому, что читая их, поневоле произносишь их как песню. Точнее, как ПЕСНЬ. Магия ударных и безударных...

Собственно, хватит. Если это кому-то и интересно, то писать еще много и много...