О религии

Чурсин Михаил
В.И. Ленин: «Религия — это опиум для народа».
По-разному можно относиться к религии, но неизменным остается тот факт, что религия всегда идет рука об руку с политической властью. С момента возникновения первых верований, культов и прочего, шаманы и жрецы становились если не тенью, то правой рукой царей, королей и фараонов. Нередко религиозные деятели узурпировали власть и запугивали населения своей «сверхъестественной силой». Это все говорит о великой значимости религиозных верований.
Вера – это оплот надежды для людей, это мощный консолидирующий фактор, который объединяет народ в одно целое.
И в этот момент очень важную роль играет религиозный лидер – в какое русло он направит своих последователей, туда они, ни о чем не задумываясь, и пойдут. Если духовный лидер изберет путь насилия и направит народные массы туда – они не задумываясь будут исполнять волю своего лидера. Подобных примеров много – крестовые походы, джихады, современное исламское государство – это все большие примеры того, как религия манипулирует сознанием масс, мелких образцов также не мало – это те секты, где фанатики передают все свое имущество «церкви» и буквально предают себя вере.
Религия манипулирует базовыми чувствами людей, которые затем бессознательно повинуются своим руководителям.
Однако религия в первооснове своей имеет куда больше положительного нежели негативного. Религия и вера призваны воспитывать нравственность. Самым мощным инструментом веры является создание этических и моральных норм, которые в свою очередь могут стать основой законов государства. И в этом все религии похожи – христианство, ислам, буддизм – между этими верованиями нет принципиальных различий: все они воспитывают любовь к людям, сострадание к ближним, добросердечность, щедрость, аскетизм.
Религия призывает людей учиться, познавать мир вокруг, познавать самих себя, уходить от животной природы человека к природе духовности и возвышенности.
Таким образом, у религии есть два направления и оба тесно взаимосвязаны – объединять и управлять. Вера объединяет людей и дает им цель, даже когда люди теряют смысл жизни. Вера воспитывает в человеке умение верить и доверять, что с одной стороны делает человека добрее, а с другой стороны, превращает в удобную цель для манипулирования. Так как именно церковь создает моральные нормы, они априори считаются верными, и никто не смеет сомневаться в их истинности.  Так религия получает власть. Известно выражение – «власть и влияние портят людей». Во главе любой религии стоят люди, не совершенные божества, не безупречные создания, а обыкновенные люди. Все люди порочны. Природой в каждом из нас заложены отрицательные черты. И когда у человека появляется власть над другими людьми, эти пороки очень часто выходят из-под контроля.
Религия создает структуры, институты веры, в которой присутствует своя собственная иерархия, что по сути превращает веру в общественную систему, где у каждого есть свое место – верующие прихожане, фанатики, младшие монахи, проповедники, жрецы, старшие монахи и руководящие монахи, вплоть до «царей монахов» как то: кардиналы, верховные муфтии, патриархи и т.д.  Очевидно, что эта структура очень похожа на административную структуру власти – младшие чиновники, городские правители, депутаты, министры, президенты и короли. Отсюда и примеры, где политическое руководство в руках у духовенства – это и средневековые государства, и современные Саудовская Аравия, Иран и террористическая организация Исламское Государство.
По этой же причине религия всегда неразрывно следует за политикой и «светским» руководством. Есть несколько различных примеров сосуществования религии и власти.
Государственная власть подчиняет религию. Вера – это один из инструментов государственной власти. Государственный аппарат использует религию, чтобы управлять населением, чтобы контролировать его сознание. В случае несогласия с нововведениями и или иными волнения религиозный институт призван сохранять стабильность и спокойствие народа. Зачастую донося и растолковывая идеи правительства, как своего рода инструмент идеологического воздействия. Чаще всего люди с недоверием относятся к правительству, а вот к религиозному институту – другое дело. Церковь утешает человека в трудную минуту, помогает ему, что повышает коэффициент доверия граждан, в итоге люди охотнее верят сказанному церковником, чем словам чиновника. А в такой системе эти слова абсолютно одинаковы.
В большинстве современных государств религия полностью подчинена государству и не может существовать изолировано от него, не может перечить правительству, в противном случае вера становится сектой и объявляется незаконной организацией.
Страны, где религия фактически отвергается и становится причиной отказала приема на работу, как КНР, Вьетнам – религию отрицают, но продолжают жестко ее контролировать, все в тех же государственных целях.
Религия подчиняет государственную власть. Эта модель общества периода темного средневековья, когда религиозные институты полностью подчинили себе политическое и административное управление. В данном контексте наиболее остро проявлялось идеологическое промывание мозгов. Если в народе возникали недовольные мысли или мнения, подрывающие гегемонию церкви, религиозный аппарат применял различные карательные акции – обвинения в ереси и так далее. Был создан даже специальный аппарат – инквизиция, своего рода религиозная полиция, которая следила за исполнением церковных постановлений. Почему в огне инквизиции погибало столько ученых? Вовсе не потому, что религия отвергала науку. Все эти ученые были мыслящими людьми, их идеи подрывали авторитет церкви, сеяли зерно сомнения в народе, разогревали недовольство руководящим аппаратом. Опасаясь за свою власть – религиозный институт просто устранял угрозу.
Государственная власть и религия на равных положениях. Одним из примеров такого сосуществования являются государства 17-20 века в Европе. Уже после того, как религия утратила статус политического гегемона, вера заняла роль советника государственной власти. У каждого политического лидера есть духовный наставник, советник, который зачастую может иметь очень сильное влияние на «светского» лидера, бывает и наоборот. В любом случае религия подчиняется власти, но продолжает давать советы и сохраняет большой авторитет в обществе.
Такие страны как Саудовская Аравия и Иран, по структуре своей больше напоминают именно этот тип отношений религии и государственной власти, несмотря на то что религия имеет политический статус.
Возможно ли мирное сосуществование различных религий? Возможно. Один из ярчайших примеров это моя страна, Казахстан. В Конституции Казахстана написано, что Казахстан является светским государством. Однако в стране признаются все мировые религии. 70% населения – мусульмане, 25% исповедуют христианство, оставшиеся 5% принадлежат к другим религиям. Несмотря на такую ситуацию в стране гармонично существуют все эти веры: в одном городе, на одной улице, бывает, что прямо друг напротив друга, может находиться церковь и мечеть; мула может читать проповеди под звон колоколов православной церкви – и все жители воспринимают это, как абсолютно нормальное явление. В стране отмечаются как мусульманские, так и христианские праздники, причем люди празднуют даже несмотря на свою религиозную принадлежность. Ежегодно в Казахстане проводится форум мировых религий, где высшие представители конфессий собираются вместе и обсуждают насущные вопросы.
Однако стоит отметить, что несмотря на всю эту гармоничную ситуацию, государство продолжает контролировать религию и при необходимости оказывать давление на религиозных деятелей, потому что в правительство четко осознают значимость религии для народа.
Людям необходимо во что-то верить, народу нужна идея – не сложная и абстрактная политическая мысль, она зачастую настолько трудна для восприятия, что народ просто не понимает ее, необходима простая и доступная цель, которую дарует религия. Воспитательный, образовательный аспект религии имеет очень сильное положительное влияние на народные массы. Зачастую прихожане сами не разбираются в конкретных правилах своей веры, а полностью полагаются на проповеди религиозных деятелей – святых отцов, далай-лам, имамов, т.д. Именно это ставит людей в позицию зависимости от веры, полного бессознательного подчинения догматам именно проповедников, которые могут искажать религиозную идею. И это все в свою очередь наделяет религиозный институт властью – властью управления народом. И тут очень важно контролировать этот процесс.
Я сам верю в Бога. Я верю в существование великой силы, настолько великой, что человеческий разум не в силах представить или понять ее. Но я не часто хожу в церковь, не держу пост и не всегда отмечаю религиозные праздники. Я считаю, что если хочется подумать о Боге, помолиться – необязательно идти в церковь – можно верить всем сердцем и самому обращать мысли к Всевышнему; если хочется узнать больше о Боге – необязательно слушать проповеди, можно прочитать святые книги и самому попытаться осознать, что в них написано, а не слепо доверяться чьим-то толкованиям.
Мое личное мнение, религия - это очень важный инструмент влияния на людей, который объединяет и управляет народными массами и потому этот инструмент должен быть в надежных руках не религиозных фанатиков.