I. О лирике

Михаил Озмитель
ВВЕДЕНИЕ
Лирика - а речь я веду преимущественно о лирике - обладает несомненными различительными признаками: лирическое произведение должно обладать легко опознаваемым свойством - лиризмом.

Лиризмом я назову эмпатическое/сочувственное/заинтересованное   отношение (идейно -эмоциональное осмысление) к познаваемому предмету - к индивидуальной форме бытия/существования общественного сознания. 

Но не всякое такое сочувственное познание может быть квалифицировано как лиризм.

Эпические произведения обладают аналогичным по функции способом познания индивидуальных исторически более или менее значимых разновидностей конкретно-исторических типов общественного сознания. Это - психологизм, который может быть значительно развит - в зависимости от нравственных запросов всего общества или одной из групп общества. Существенное отличие лиризма от психологизма коренится в родовом для словесного художественного творчества отличии лирики от эпики; это отличие содержится в ответе на вопрос о том, что является непосредственным (не опосредованным чем-то иным) предметом художественного познания.

В лирике индивидуальная форма общественного (коллективного) сознания познается непосредственно, а непосредственно каждому из нас явлено только одно сознание - наше собственное.

Содержательные особенности (гносеология) не зависят от формы мышления, в которой они осуществляются (онтология). Познание нравственной ценности события или переживания может осуществляться рационально и, соответственно, приводить к рационально оформленным выводам (морали).  Но в большинстве случаев такое рациональное определение нравственного содержания переживаний и событий по разным причинам невозможно. 

Художественное мышление, собственно говоря, существует там и тогда, где и когда рациональное мышление не способно осуществить окончательный вывод о нравственной ценности интересующего предмета. Художественное мышление – есть соединение и взаимодействие того, что познается (нравственная сущность разнообразных форм жизни) с мышлением в форме обобщенных представлений.