Пока идёт дождь

Фатьянова Екатерина
Небольшое предисловие

26 июня 2016 г. между леворадикальной повстанческой группировкой FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии) и правительством страны было подписано "перемирие". Достигнутые соглашения предполагают разоружение повстанцев и их временную концентрацию в 23 зонах страны, где будут созданы восемь специальных лагерей для постепенной реинтеграции бойцов РВСК в мирную жизнь. На разоружение им отводятся 180 дней, передает РИА "Новости". Президент заявил, что согласно договоренности боевики FARC разоружатся "до последнего пистолета".

А теперь собственно рассказ

Одноэтажный деревянный дом с маленькими окнами, очень старый, буквально утопал в пыли. Над источенным термитами крыльцом криво прибита облупившаяся вывеска: «ПОЧТА, ТЕЛЕГРАФ, ТЕЛЕФОН». Откуда в этой глуши вообще может быть телефон? Но она вошла.

Рассохшаяся дверь заскрипела, но человек в вылинявшей военной форме, одиноко сидевший за столом с телеграфным аппаратом, не повернул головы. Снова и снова он механически выстукивал сводку погоды, можно было различить повторяющиеся слова: «Идёт дождь, идёт дождь…».

-Доброе утро, полковник!
-Он не ответит, - заметил почтовый служащий, с любопытством глядя на девушку. Он напоминал пожилого знаменитого писателя. – Он ждёт. Знаете ли, полковнику никто не пишет…
-Мне нужно позвонить…
-Пожалуйста, идите в кабину и набирайте номер. Время к вашим услугам…

Аппарат был обычным, как любой телефон-автомат, черного цвета. Единственное отличие – на передней панели были не только цифры – от нуля до девяти – но и буквы. Поколебавшись, она набрала номер – 1964*  – и потянулась к латинской букве F. Почему-то в памяти всплыло: «четыре, девять, восемь, три, принимаем ваш сигнал**». В трубке царило молчание. Медленно, четко произнося каждое слово, она сказала в телефонную трубку: «Аврора на связи. Ответьте Авроре. Приём». Молчание, потом издалека послышался голос, всего два слова: «Александра*** на связи».

Девушка в телефонной кабине крепче прижала трубку и спросила: «Почему? Почему вы это сделали?»

-А что еще нам оставалось делать? – прозвучал холодный голос в ответ. – Думаешь, нам было легко? Пятьдесят лет мы вели эту войну – в одиночестве. Мы начали ее, дабы восстановить справедливость на всей планете, начав с нашей Родины. О, мы добивались успеха, но какой ценой! А после того, как распался СССР, стало еще труднее. Теперь мы не могли даже надеяться на помощь с другого континента. Вы занимались своими делами.

-Почему вы не подождали еще немного?

-А чего нам было ждать? Ждать, пока ваше благородие лично приедет сюда, чтобы выиграть для нас эту войну? Или пока вы наведёте у себя порядок, чтобы обратить на нас внимание? 23 года вы только и делаете, что спорите о причинах своего поражения и жалеете себя. Вы смотрите только назад, не решаясь взглянуть вперёд. Мы вели войну за те идеалы, от которых вы – у себя в стране – отреклись 25 лет назад. Мы сражались за них 50 лет, а вы позволили своему правительству объявить нас террористами. Скажи, чего нам было ждать?

-Понимаю. Вы устали…

-Нет, мы не устали! Мы измотаны до предела. Человеческим силам приходит конец, tarde o temprano****, а мы уже давно действовали сверх всяких сил. Одно поражение за другим, и то главное, которое было нанесено нам бесплодным ожиданием, что мир изменится. Впрочем, хватит об этом. Ты не была здесь, ты не видела…

-Что теперь будет с вами?

-Мы уходим в историю. Может быть, наш опыт научит кого-то еще, и борьба продолжится. Ты знаешь, что «…многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, но в конце концов Эверест был побеждён».

-Скажи, что нам делать?

-Вы слишком часто задаёте этот вопрос. Есть два пути – или жить для Родины, или погибнуть за свободу(*. У нас больше нет времени. Прощай, Аврора – Aurora de la libertad(**…

Девушка осторожно повесила трубку и вышла из телефонной кабины. Полковник, не поднимая головы от телеграфной ленты, произнёс, ни к кому не обращаясь: «Надевай сапоги и помоги мне кончить с этой сволочной войной (***». Девушка протянула монету почтовому служащему, похожему на знаменитого писателя. Тот отрицательно покачал головой. «Что же мне делать?» - спросила девушка. Почтовый служащий мягко ответил: «Забудем друг друга навсегда. Мы слишком стары для всего этого(****».
Она кивнула и вышла на улицу. Из-за закрывшейся двери раздались грустные сигналы телеграфного аппарата, передающего сводку погоды: «Идёт дождь. В С(неразборчиво)о идёт дождь…».

27.06.2016


Пояснения:

* Год основания FARC как боевого крыла компартии

** Цитата из рассказа Р. Силверберга «Как хорошо в вашем обществе»

*** Псевдоним официального пресс-секретаря FARC Тани Неймейер

**** Рано или поздно (исп.)

(* Точная цитата из «Гимна сапатистов» (мексиканских левых повстанцев): o vivir por la Patria, o morir por la libertad

(** Слова из песни «Девушка из Сандинистского фронта»

(*** Высказывание полковника Аурелиано Буэндиа, хотя произносит его (судя по первой сцене) полковник Геринельдо Маркес, оба – герои романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»

(**** Слова Амаранты Буэндиа, тот же роман