Во Цареградские все била

Вера Гиоргадзе
        «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;
         не мир пришел Я принести, но меч». Мф. 10:34

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: "Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения".
Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие [2]. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч [3]. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков» - Святитель Николай Сербский.
_______________________________________



...............................
...............................
И где-то слышится гитары
Упругих струн неперебор – 
В тех нот отлаженности хор
В руках  одних, Троичной парой
Держащих Лодку на плаву,
Когда вокруг лишь утлы шлюпки.
Семь нот, взрывая мир, влекут
Туда, где  Истина – у рубки. 

И оживают тыщи лет,
Вставая в рост свой весь, не горбясь,
Вчерашний скомканный билет
Векам протягивая гордо.
И где-то слышен всплеск волны,
Несущей в завтра свои воды
К семи холмам с «Иван Велик»,
Туда «Китай» где просто «город».

Где сорока всех сороков
Колокола, с «-Царем», по были
Ударят сказкой языков
Во Цареградские все била – 
В семандр из дерева каштан
Горы «Вратарницы»* Афона,
К богослужению призвав
Единой Церкви Спаса звоном
Все Богородицы Уделы
В тиши молельной зорный час.

И – заневестится  Русь в белом,
С Кольцом Златым – в иконостас.




_______________________________________

*Предшественник колокола - било (семандр).
БИЛО - [церковнослав. и древнерус.], ударный сигнальный инструмент из дерева, камня или металла.

*Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т. е. Вратарницею)

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Преподобный возвестил ищущим спасения на Святой Горе под Покровом Божией Матери, чтобы они не смущались, не ужасались, не теряли бы веры в этот Покров и не покидали бы Афона, пока Иверская икона Богоматери не покинет его; чтобы иноки пребывали в покаянии и надежде спасения, в безмолвии, смирении и послушании, стараясь хранить нерушимо то малое, что еще останется от прежней высокой монашеской жизни.

Ибо за нечестие нечестивых Святая Гора погрузится в море, это будет тогда, когда Матерь Божия отымет Покров Свой от удела Своего. Благочестивые иноки должны поспешить покинуть Афон, как только уйдет чудотворная Иверская икона.



Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5], женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море.
Прошло более полутора веков. 31 марта 999 года икона явилась у Святой горы Афон. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому святая икона называется такжеПортаитиссою (Вратарницею). Икона и по сей день хранится на Афоне.

Чтимые списки в России

Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:


01.07.16г.



Kithares - Stamatis Spanoudakis