Страх и Совок

Зелински Эрих
Намедни общались с камерадом, обсуждали уродство совковых памятников. Пришли к выводу, что эти памятники специально делали подчеркнуто жуткими - чтобы страх всяким "буржуазным ымпериалистам" (а заодно и собственному населению) внушать. Как идолы перводытных народов - чем страшнее, тем лучше. И вовсе не потому, что первобытные и совковые ваятели не владели резцом и долотом на должном уровне. Нет, господа. Это - нечто сакральное. Ритуальное запугивание, так сказать. И культивирование уродства.

Собственно, об одном аспекте совковой тяги к безобразному я сегодня и напишу.

Вот скажите, други дорогие: кто, по-вашему, может "украшать" свое жилище изображениями... чертей? Да-да, натуральных чертей, с рогами и хвостом.

Ответ первый: сатанист, дьяволопоклонник. С этими все ясно.
Ответ второй: бунтарь-подросток. Обыкновенный эпатаж, перерастет.
Ответ третий: добропорядочный советский гражданин, в ритуальной резьбе по кошкам на кладбище не замеченный. 

Не понимаю, что может быть привлекательного в таком "украшении" для взрослого человека, не обделенного хотя бы примитивным чувством эстетизма. Лично мне было бы физически некомфортно находиться в одной комнате с рогатым жителем преисподней - пусть и только изображенным, более или менее искусно. Даже если он нестрашный - как был нестрашным чертенок из трубок от капельниц, которого мне смастерил дядя, когда мне было лет пять(помните, было такое "советское прикладное искусство? рыбок всяких делали, чертиков и прочую мелочь). Я того чертика на лампе подвесил - типа я уже большой, крутой и чертей не боюсь. А потом очень быстро снял - ибо неприятно было и слегка моторошно. Ну его в болото, чертей в доме держать!

Но это ладно - мелкий ребенок и дядя, которому на тот момент было лет 16-17. А зачем такие, с позволения сказать, "украшения" ставили у себя солидные дамы - даже вообразить не могу.

Когда бабахнул Чернобыль, мы с матерью поехали на целый месяц в Черновцы, к какой-то неизвестной мне женщине. Родственницей она точно не была. Может, какие-то связи с работы, может, просто и безыдейно сняли у нее квартиру (не знаю, как это в те годы делалось). Так вот, в той квартире было кое-что, что мне сразу категорически не понравилось. На книжном шкафу стояла фигурка черта, вырезанная из фанеры и раскрашенная. И рожа у этого черта была, надо сказать, премерзкая. Не какая-нибудь мультяшно-смешная, а злобная и страшная. А видно эту гадость было из любого уголка комнаты. Даже если на кровать лечь - тоже видно (ну как тут уснешь?!). В общем, воспользовавшись, что мать на кухне и не видит, я решительным образом приступил к "изгнанию бесов": взял фигурку и уложил ее на полку плашмя. Мордой книзу. Теперь гадкого гада было не видно. Победа!

Радовался я недолго: мать, оказывается, заметила мою деятельность и сказала вернуть все как было. Мол, это не наш дом, а чужой, и трогать ничего нельзя.
Можно было, конечно, сказать: "Мама, я боюсь". Но признаваться в собственном страхе перед каким-то фанерным идолищем, особенно когда тебе 6 лет и ты не боишься ничего, включая больших собак, драк с мальчишками на три года старше и удаления гланд, было как-то смешно и унизительно. Поэтому я молча стерпел, когда мать водрузила черта обратно...

... ровно до момента, пока мать опять вышла из комнаты.

Я попробовал повернуть его тыльной стороной - все равно рогатый силуэт угадывается.

Повернул боком. Вроде не видно, но Я ЖЕ ЗНАЮ, что он там!!!

Опять уложил плашмя.

И опять мать приказала вернуть, как было. Хотя - на компромиссный вариант "боком к стенке шкафа" она согласилась.

В общем, война с деревянным чертом (и маминым упрямством) продолжалась еще какое-то время.

А потом я закинул его куда-то за книги, и сказал, что пока я здесь, будет только так. Все равно квартирной хозяйки нет, и ничего она нам не скажет. Мать смирилась.

Если честно - до сих пор не понимаю, зачем одна почтенная женщина держала в доме всякую гадость, а вторая несомненно почтенная женщина отказывалась эту гадость убрать хотя бы временно и ради блага собственного ребенка (уж догадаться-то она могла, что не из хулиганских побуждений я его пытаюсь спрятать).

Вот, начал про совок, а кончил про детские страхи. Ладно, пусть так будет: совок и есть один большой страх и мерзость.

(На фото - недавно снесенный памятник "гадящим чекистам" в Киеве. Типичный образчик совкового уродства. Впрочем, есть памятники и пострашнее - но среди читателей могут оказаться нежные личности).