Брошенное наследие

Степанов Андрей Валерьевич
        Возвращаясь на следующий день после Крещения маленького Давида от моих близких друзей из  Владимирской области, я решил заехать в известную усадьбу В. С. Храповицкого «Муромцево» под Судогдой.
        Данная усадьба площадью около 40 га была построена по заказу полковника лейб-гвардии Гусарского полка Владимира Семёновича Храповицкого (1858 - 1922) в конце XIX века, на месте фамильного имения семьи Хоненевых-Храповицких в селе Муромцево. В июне 1884 года по проекту известного архитектора П. С. Бойцова было начато строительство главного дома – дворца в духе средневековых европейских замков. Одновременно с этим, главный садовник шереметьевского «Кусково» Карл Энке начал создавать парковый ансамбль. С 1889 по 1895 годы близ имения Храповицкого были построены: деревянное здание железнодорожной станции, железнодорожная ветка длиной 41 км, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, почта с телеграфом, магазин и баня. С разрешения Владимирской епархии недалеко от главного дома была возведена усадебная церковь во имя мученицы царицы Александры, освященная в 1899 году. Также на внутренней территории были устроены каскад прудов, конный двор, охотничий домик, скотный двор, каретник, музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня, площадки для спортивных игр, театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра, музыкальная школа для одарённых детей-сирот. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатления роскоши. В конюшнях Храповицкого находились лучшие скакуны известных конезаводчиков, численность стада рогатого скота было более 100 голов. Интерьер замка отличался великолепной отделкой. Во дворце Храповицкого было более 80 комнат, и каждая из них, как в Петергофе, была отделана по-особому. В доме были устроены мраморные камины, находилась большая коллекция картин, ковров, старинного оружия.
        После Октябрьской революции 1917 года Храповицкий, желая сохранить материальные ценности имения и избежать участи сотен русских усадеб, подвергшихся разграблению, произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. Уезжая, он написал очерк о своём имении, который завершил словами: «Вот таковым было моё поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники – Тюрмер, Воронов, Герле, крестьяне и жители Муромцева и окрестных деревень – всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит её славе и процветанию во благо будущего Отечества».
        В 1918 году имение было национализировано. В 1920 году из усадьбы «Муромцево» был вывезен целый вагон ценностей в губернский исторический музей. После отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию усадьба подвергалась расхищению. В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт.
        Несмотря на то, что об усадьбе регулярно писали в СМИ, её постройки  медленно разрушались. Парковый ансамбль сократился с 40 до 5 ГА. С 1995 года по указу Президента РФ Б. Н. Ельцина за №176 от 20.02.1995 г. Усадьба «Муромцево» является Объектом культурного наследия России, с присвоенным ему инвентаризационным номером  3310120000.
 
Брошенное наследие

Зашёл в старинную дубраву,
Сокрылось солнце за листвой.
Вдруг исполинский замок справа
Навис громадой надо мной...

Минута.. Две.. Смотрел в молчании
В глазницы пожелтевших стен.
Те своим видом отвечали
Мне шёпотом: «Сейчас – лишь тлен…
Но помним времена другие:
Хозяин вёл свои дела
С размахом, и тогда Россия
Ещё Империей была...

Гостей встречали из столицы,
Горели флаги за окном.
В усадьбе должно всем трудиться
Было тогда заведено.
Пруды, конюшня, парк огромный,
Для балов зал – в целый этаж,
И помним, как оркестр сводный
Играл у стен военный марш.

А ныне только дождь и ветер
Крошат бока у наших стен.
И где найти на белом свете
Надежду? Как восстать с колен?»
Жемчужины архитектуры –
Не так их много у страны.
Для возрождения культуры
Как воздух нам они нужны!

Дань нашей памяти тем людям,
Кто жил до нас за много лет.
Их имена мы не забудем,
Ведь перед будущим ответ
Теперь уж нам держать придётся:
Что довелось нам сохранить.
Не дай Бог хрупкая порвётся
Века скрепляющая нить!

Что скажем? «Денег не собрали»,
«Министр был у нас не тот»,
«Как водится, всё своровали»,
«Линивый – русский наш народ»,
«Были проекты поважнее»,
«Добычи нефти нужен рост»,
«Сместили мы акцент южнее,
Где строился наш Крымский мост».

В России много разрушения
Старинных храмов и дворцов,
Годами ждёт восстановления
Страны культурное лицо.
Сейчас я не секрет открою:
Какой-то сбой в нашей судьбе.
Быть может, стоит нам построить
Сначала мост к самим себе?
                03 июля 2016 г.