Мои открытия

Уралова Татьяна
       Я ЧИТАЮ КНИГУ

Аз, Буки, Веди,
Глаголь, Добро, Земля…
Что это? Ответьте! –
Старина моя.

Князь на битву едет,
Оседлав коня…
Что это? Ответьте! –
Старина моя.

«Писано се в Лето…
Правду сохраня»…
Что это? Ответьте! –
Старина моя.
               
С книгой до рассвета
Не рассталась я.
Что за книга эта?
Что? – ИСТОРИЯ.

       Я ЕДУ В ШКОЛЬНОМ АВТОБУСЕ

СВЕТОФОР

Зелёный свет – чудесный свет:
Он шлёт всем  радостный привет.
И потому-то с давних пор
Он открывает СВЕТОФОР.
А  жёлтый – жизнью тёртый,
Поэтому нетвёрдый.
Он замер, удивлённый,
Что: красный иль зелёный?
Коль красный – свет опасный,
И спорить с ним напрасно!               
Он говорит всем твёрдо:
Ожидайте жёлтый.
А жёлтый в изумленье:
Ведь говорит молва,
Что вечное движенье –
«Зелёная волна».
И вот приходит ей черёд.
Зелёный – цвет надежды.
Вперёд, друзья мои, вперёд!
И всё идёт как прежде…

Я СОЧИНЯЮ…

над  цветком  летал ЖУчОК.
То – «жу-жу», а то -  молчок.
Дождик сбил его с цветка,
Опрокинул дождь жука…
Лучик-друг сквозь облака
Обсушил жучку бока –
Вновь отправился в полёт
Наш крылатый ЖУЖЖЕЛЁТ.

P. S. Это я придумал слово «ЖУЖЖЕЛЁТ»! Здорово, правда?!
Оно похоже сразу и на самолёт, и на вертолёт, который жужжит.
Учительница сказала, что такие вновь придуманные слова называются  неологизмами. Мне это понравилось, и я стал придумывать их много (да, если честно, и ребята помогали).
Так у нас получился словарик наших неологизмов:
Копатка = «лопата», всехняя = «общая», подсказник = «решебник»,
прилужился = «упал в лужу», клацалка = «пульт телевизора».

ПОПРОБУЙ И ТЫ ПРИДУМАТЬ НОВЫЕ СЛОВА!


                Я СМОТРЮ В ОКНО…
      
      УТРОМ

Распахни  в весну оконце,               
          Непоседа-ветерок:
               Мало снега, много солнца,
                И журчащий ручеёк.            

         Ветви вербы, словно руки
                Тронут клавиши весны,            
          И чарующие звуки
     Разобьют в осколки сны!

   ДНЁМ

На  кла-ви-шах  листь-ев,
Как  на  ро-я-ле,
Дож-дик  ве-сен-ний
Гам-му  сы-грал.
Струи-шалуньи
Под зонтик загнали
Всех, кто по улице
Важно шагал.

И играть стал с ними дождик
В прятки, бабки, догонялки,
А потом – в пятнашки, салки
И затеял  чехарду!

По улицам – реки!
Зонты – паруса,
А люди как яхты
В большую регату.
Повсюду весёлые
Их голоса,
Ведь взрослые – ДЕТИ,
Дождю очень рады.

И играет с ними дождик
В кошки-мышки, гонки, галки,
И в «лягушки-приседалки»,
И в другую ерунду!

      
  ВЕЧЕРОМ

Дождь в окно стучится,
Словно он обижен,
Что живёт он в туче,
Ну, а я – под крышей.

      Дождь стучит в окошко
И зовёт куда-то,
    Где нас дразнит солнце
Яблоком заката.

  Птицы улетают,
      Птицам не сидится:
Под дождём холодным
      Можно простудиться.

       Дождь прошёл, и звёзды
           Ярко засияли,
      Словно они вечно
  Под дождём стояли.


       Я ИГРАЮ С ДРУЗЬЯМИ…
               
                «ПРЯТКИ»

Сначала надо посчитаться.
               
Например:

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой,
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!
Или:    
               
              Вышел месяц из тумана,
                Вынул ножик из кармана:
                Буду резать, буду бить –
                Всё равно тебе водить!
Или:   
               
   Сидел петух на лавочке,
     Считал свои булавочки:
     Раз, два, три… Это, верно, будешь ты!               
               
Считающий, указывая на игроков в кругу, повторяет считалку до тех пор, пока не останется один игрок. Он и будет водящий.
Водящий, закрыв лицо ладошками, становится лицом к стене (забору или шкафу) и, давая возможность игрокам спрятаться, считает вслух  до оговоренного числа.
               
Например:
                Разбежались все друзья,
       Никого не вижу я.
       Раз, два, три, четыре, пять -
       Всё, иду я их искать!               
               
Или:               
               
Раз, два, три – зашуршали камыши.
       Есть четыре, пять и шесть –
       Всем на дерево не влезть.
       Досчитал до десяти
       И могу искать пойти.
               
               Когда водящий отходит от кона (места, где он считал), игроки стараются выбежать из своего укрытия и отметиться, похлопывая ладошкой по стене: «Сам(а) за себя!». Если их опередит водящий, это делает он, но при этом кричит имя нерасторопного игрока.
               Игра проходит азартно и весело.

                «САЛКИ (ПЯТНАШКИ, ДОГОНЯЛКИ)»

Посчитайтесь. После счёта - все врассыпную, а водящий будет вас догонять, стараясь лёгким хлопком «запятнать» или «осалить». Нужна сноровка, чтобы ловко увернуться.
Кто ему первый под руку попался, тот становиться новым водящим.
Игра пролетает практически без остановки, в быстром ритме.

        «БАБКИ»

Игра подобна «САЛКАМ», только у водящего в руках небольшой (теннисный, резиновый или пластиковый) мяч. Им  он и старается осалить зазевавшегося игрока.
Игроки имеют право ловить мяч в подол юбки или рубахи или руками. В этом случае у игрока, поймавшего мяч, появляется «охранная грамотка» (т.е. возможность остаться в игре при очередном «осаливании»).

                «ГАЛКИ» («ЛЯГУШКИ»)

        Водящий гоняется за игроками, а те в случае опасности могут дать себе передышку, выкрикнув: «За одним не гонка – человек не пятитонка!» или, взмахнув руками, как птица, подпрыгнуть на что-то повыше земли  («Галки») или резко присесть, уперев руки в колени, и попрыгать по земле в позе лягушки («Лягушки»).
        Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Всем смешно.

                «ЧЕХАРДА»

          Игроки перепрыгивают друг через друга, причём перепрыгнувший становится очередным препятствием (или опорой) для других.

                «ГОНКИ»

Игроки, выстроившись на старте, по команде или свистку бегут наперегонки к финишу.

                «КОШКИ-МЫШКИ»

          Игроки, взявшись за руки, образуют круг -«норку». Там живёт «мышка», которую «кошка» мечтает  поймать. «Норка» оберегает свою хозяйку от кошки: то не впуская её, то не выпуская. А та в свою очередь старается во что бы то ни стало схватить мышку. Когда это случится, выбирают новых водящих (причём, победительница  назначает новую «кошку», а проигравшая «мышка» - новую мышку).
          P.S. Можно продолжить игру, просто поменявшись ролями.


         Я РАЗМЫШЛЯЮ…

             У КОГО КАКОЙ ПОЧЕРК?

СТРОИТЕЛЯ почерк  узнаешь ты сразу.    
Вся улица – строчка,               
Квартал - это фраза.               
И пишет на площади крана стрела,
Вот первые буквы - большие дома.


      
Свой почерк  у ТОКАРЯ, вот посмотри:
Заданий за смену не два и не три,
Но, строчка точила красива, ровна.
Её высшим баллом оценит страна.


      
О почерке ЛЁТЧИКА  скажет полёт.      
Не руку поднимет, а ввысь самолёт.               
Доска его небо, а след меловой,
Что хочешь, напишет нам над головой.               
               
               

САДОВНИКА строчки – любимые дочки:
Они, как принцессы, в нарядах всегда.
В  зелёной тетрадке всё в полном порядке,
И красные буквы не портят труда!


РЫБАЦКИЕ сети  как  в клетку тетрадь,
Но в ней только рыбою можно писать.
Вписалась в те клеточки рыба судак –
Доволен тетрадкой своею рыбак.

    
Особенный почерк имеет ШВЕЯ,
У  ней, что ни строчка, то строчка своя.
Отстрочит, пристрочит  и  выстрочит  в срок!
Швея на «отлично»  свой знает урок!


В машине что главное? - Сердце-мотор.
Свой почерк вожденья имеет ШОФЁР.
По трассе, проспекту и по бездорожью,
Лишь правила зная, проехать возможно.


               Кто после работы играет в футбол,
               Оценку «отлично»  получит за … гол,
               А плюс – за «подсказку»   поставят в придачу:
               За помощь товарищу – за передачу.

Хирург, терапевт, окулист и дантист...               
Названий ВРАЧЕБНЫХ ПРОФЕССИЙ - на лист.
И в каждой – изюминка есть не одна.
Особенный почерк представит она.


Пуанты и шлейфы, балетные пачки…
Прыжки, фуэте и другие задачки
Статистка с солисткой решают успешно,
Но почерк  у ПРИМЫ  особый, конечно.

               
Над   почерком   в    МУЗЫКЕ нужно  работать.
Семь нот как семья. И о них вся забота:
По-своему их композиторы любят,
Своё - музыкант рассказать хочет людям.


А  почерк ПИСАТЕЛЯ   стилем зовётся.
У каждого автора свой стиль найдётся.
Прочтёшь иль послушаешь – с первых же строк
Узнаешь, писал кто: Маршак или Блок.


Я  УЧУ  МАТЕМАТИКУ…


1. Отлично  знают ученики и ученицы
   Любой пример из умножения ……… (таблицы)!

2. Примеры решить помогла нам удача,
   И, может, нетрудною будет ………(задача)!
   
3. Ты даже в книгу не смотри –
   Число разрядов в каждом классе ……….(три)!

4. Подскажу тебе, (можешь не страдать):
   Если  «больше  НА ….» -  значит, …….(НАБавлять )!

5. Теперь я больше не страдаю,
   По букве действие  узнаю,
   И в объясненье сам я ринусь:
   «Коль Меньше На …», то значит ……(МиНус)!

6. Не посчитай себе  за труд:
   16 килограммов - это ………………. (пуд)!

7. И сразу ясность  в мыслях обнаружена:
   Чего – нибудь  12  - это  ………………(дюжина)!

8. Ещё одну внесём мы явность,
   Что результат вычитания - ………… (разность)!

9. Ответ простой, не сохни думой, -
   Зовётся результат сложенья ……………(суммой)!

10. Определенье простое и ясное,
    Что результат деления  - …………….(частное)!

11. И в этом вопросе простое решение:
    Что результат  умножения? ………….(Произведение)!


12. Хоть испиши  в примерах всю страницу,
    Число разделишь на себя, получишь - …….(единицу)!


13. Всем  издавна учебники грозят:
    «Запомните! На нуль делить ………..(нельзя)!»

14. Вы запомните, друзья, что на нуль делить …….(нельзя)!

15. Знает этот секрет весь мир:
    Чтобы верно отметить угол,
    Надо всем применять ……….. (транспортир)!

16. А ведь и  я  не знал когда – то,
    Что адрес точек на луче - ……….. (координаты)!   

17. Чтоб это знать, не надо быть доцентом ,
    Что  часть от СТА зовут  …………..  (процентом)!

18. Проценты разделить попробуй,
    И ты переведёшь проценты  в…………….(дроби)!

19. Дробь перемножь  на 100 (смести акценты),
    И ты переведёшь всю дробь ……….(в проценты)!   

20. «Законы математики – по правилам грамматики!»
    Чтоб времени не тратить вам впустую,
    В дроби правильно поставьте    ……….(запятую)!

21. Тверди во время сна  и бодрого подъёма:
    «Длину на ширину, на высоту – вот формула …… (объёма)!

22.  Вам легче формулы и не найти:
     На скорость время перемножь – вот формула ………….(пути)!

23. Сбрось ты раздумий бремя
    (Что позабыл, не вернуть),
    Скорость умножишь на время –
    Сразу узнаешь ………….(путь)!               
            
24. Это правило отлично знаем мы с тобой:
    От числа его ж отнимешь и получишь…………(ноль)!

25. Нужное правило – верная тропка:
    Первым мы делаем действие …………………(в скобках)!

26. А вдруг всё без скобок,
    Тогда не будь робок!
    Ответы запишешь в тетрадку,
    Как выполнишь действия все ……………….(по порядку)!

27. Но запомни первое движенье:
    Что сначала …………………………(умноженье и деленье)!
    А потом уже без причитания
    И …………….(сложение) и ………………..(вычитание)!

28. Девять, семь и пять умножай на пять:
    5х5 = 25, 7х5 = 35, 9х5 = 45.

29. Таблицу учим мы на шесть -
    Для нас и там подсказка есть:
    6х4 = 24, 6х6 = 36, 6х8 = 48.

30. Математика нам не мачеха.
    Захотим её познать - будем делать всё на ять!


                Я ЛИСТАЮ КАЛЕНДАРЬ…

                ОСЕНЬЮ

В ветках берёзы запуталось солнце…
 В борьбе с нею, силы потратив свои,
  Пожгло её листья, поблёкнув само…
   Это – ОСЕНЬ.

               
                Огромные лужи как чьи-то глаза
                На мокрой, утрами седою земле…
                Лист клёна в них кружит,
                как солнечный блик…
                Это ОСЕНЬ.

                ЗИМОЙ


На улице глаза от снега режет,
Стройней и выше кажутся дома.
Об осени мы вспоминаем реже –
Всех радует ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА.

            Она, как в сказке, окна расписала,
            Посеребрила рощи и леса,
            Речную гладь хрустальным льдом сковала   
            (Когда ещё увидишь чудеса?),

 Сосульки поразвесила на крышах, 
 Лёд привела в порядок на катке,
 Наст подготовила, чтоб ребятне на лыжах
 Промчаться на звенящем ветерке.


                ВЕСНОЙ


Выйди утром ранним в яблоневый сад
И вдохни всей грудью БЕЛЫЙ АРОМАТ.

                Капельки-росинки
                На цветах дрожат…
                В беленьких косынках
                Яблоньки стоят.

Бледно-голубая неба синева,
Словно цветом яблонь вся разведена.
               
                ЛЕТОМ


Одно солнце  в небе,
                а другое – в луже.
В небе – во всё небо,
                в луже – во всю лужу!
Черпаю я солнца
                в тёплую ладошку,
И оно стекает,
                тая понемножку,
СОЛНЕЧНЫЕ СТРУИ
                падают сквозь пальцы
И в комочек солнца
                стынут на асфальте… 
               

                Я КРУЧУ ГЛОБУС

1.  Назовите мне страну, где гуляют кенгуру. /Австралия/
2.  Самая маленькая страна цифрой на карте и то не видна.
    Меньше всех из разных стран – государство … /Ватикан/
3.  Нет страны огромней в мире! Называется … /Россия/ 
4.  Назови в один момент самую большую страну-континент. /Австралия/

     5. Есть материк НИЧЕЙ. Он под эгидой
        Учёных разных стран. Зовётся … /Антарктидой/
     6. Если к рифмам уже ты привык,
        Назови самый маленький материк. /Австралия/
     7. Целая часть света плюс от  другой  ещё большой процент –
        А вместе это будет самый большой материк (континент)./Евразия/

     8. Есть озеркИ, что можно осушить бокалом,
        А глубочайшее Земля зовёт … /Байкалом/
     9. Самое большое озеро – море … /Каспийское/
        Самый большой полуостров – земля … /Аравийская/
    10. С детства ты знаешь, что есть Лапландия,
        А самый большой остров мира? /Гренландия/

    11. Будем знать и мы  теперь отныне –
        Название самой большой пустыни!  /Сахара/
    12. Из всех пустынь засушливою самой
        Учёные признали… /Атакаму/

     13. И смельчак ответит, и трусиха:
         Самый большой океан на Земле – … /Тихий/
     14. Этот пролив по параллелям сушу разделяет, 
         По меридианам – два океана соединяет. /Берингов пролив: разделяет
         Чукотку – Аляску, а соединяет Северный Ледовитый + Тихий океаны/       
            1
15. Теперь о реках расскажи скорей!
    Самая большая река в Австралии? – …/Муррей/
16. И в  Африке знаешь (не трать много сил!) –
    Это река фараонов, это Большой … /Нил/
17. А это знают в школах и в гимназиях:
    Янцзы – самая большая река …/Азии/
18. Не секрет для мальчика и  любой девчонки:
    Самая длинная в мире – река Америки … /Амазонка/
19. А про Европу и не думай долго:
    Там главная река  – река  России, … /Волга/

      20. Средь активных вулканов Земли – вулкан-макси,
          Эквадорский … /Котопакси/
      21. Гора Джомолунгма – на границе двух стран,
          Своей её считают и Китай, и … /Непал/.
          Но у этой «восьмитысячницы» и другое имя есть,
          Что высочайшей горе планеты в память оставил Джордж …  /Эверест/
      
      22. На островах Юго-Восточной Азии (не на реке Замбези!)
          Ботаники нашли цветок-гигант … /раффлезию/
      23. Ты знаешь сам, секрет я не открою:
          Самое высокое дерево мира? /Секвойя/

      24. Зоологами всем секрет открыт:
          Животное-гигант не зверь, а …/кит/
      25. Её не положишь в карман!
          Самая большая ящерица на Земле – … /Варан/
      26. У птиц небесного да и земного яруса
          Бесспорное первенство – у нелетающего …/страуса/
      27. Воспользуйтесь подсказкой (чтоб не влипли!),
          Что птица-кроха на Земле – … /колибри/

      28. Есть единственный мост на Земле: 
          Под поездом –  судно плывет по воде,
          Над поездом – поток машин бежит,
          А над машиной – самолёт летит.
            Подсказка: в Америке мост-чемпион,
            Такая идея студентам по росту!
            Весь мир знает город студентов … /Бостон/
      
      29.Высоту струи фонтана и не видно:
         312 метров – фонтан … /Джидда/
      30.Наверное, любой ответить рад:
         Какой самый высокий … водопад? /Анхель/

      31. В какой части света (вопрос потрудней!)
          Живёт рекордное число людей?  /В Азии/
      32. Не нужно даже объяснять на пальцах,
          Берёт количеством какой народ? – …/китайцы/
   
       33. У разных стран узор  на флагах разный,
           И цвет любой, но всё же лидер – …  /красный/
       34. У Франции и у России  флаг – бело- красно-  … /синий/
           Два триколора, так сказать. В чём же отличье? Надо знать!

       35. Сколько б земель людьми не было пройдено,
           Самая лучшая – это … /родина/!

                Я СОСТАВЛЯЮ КРОССВОРД

                //кроссворд//

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: ;
1. «В машине что главное?»
3. Какого цвета тетрадка у садовника?
7. Во что я черпала солнце из лужицы?
9. «И сразу ясность в мыслях обнаружена: чего-нибудь 12 – это…»
10. Какую книгу я читала?
13. «О почерке летчика скажет полет.
    Не руку поднимет, а ввысь…»
14. Кто «отстрочит, пристрочит и выстрочит в срок»?
15. Оно нас дразнит «яблоком заката».
16. Квартал – это для строителя…
18. Игра, в которой водящий «осаливает» игроков.
20. Если упал на землю, то «приземлился», а если – в лужу, то…
22. «Ветви… словно руки, тронут клавиши весны».
23. Игра, в которой перепрыгивают через согнутые спины игроков.
24.«Вписалась в клеточки рыба…доволен тетрадкой своею рыбак».
25. Что подготовила зима ребятне с лыжами?
26. Что привела в порядок зима на катке?
27. Как иначе называют свой почерк писатели и поэты?
29. Какого цвета аромат можно вдохнуть весной в яблоневом саду?
30. Кто из врачей лечит глаза?
31. Какую оценку получит футболист за гол?
П ; 1. Композитор сочиняет музыку, а исполняет ее…
О ; 2. Он сыграл гамму на клавишах листьев, как на рояле.

В     4. «Вы запомните, друзья, что на нуль делить…»
Е     5. «Не посчитай себе за труд: 16 килограммов – это…»
Р     6. Какое слово-неологизм придумано для жужжащего жука?
Т     8. На что похожи зонты в стихотворении «Весенняя чехарда»?
И     11. Три цвета: красный, желтый, зеленый – это один…
К     12. Когда «огромные лужи, как чьи-то глаза,
А        на мокрой, утрами седою земле»?
Л     17. «Распахни в весну оконце, непоседа-…»
И     19. Кто сидел на золотом крыльце в считалочке?
      20. Как называются балетные туфли?
      21. Кто не боится «красных букв в своих зеленых тетрадках»?
      28. Какой инструмент создает красивые ровные «строчки»         
            в руках токаря?
      29. Осенью лист клёна в лужах кружит, как солнечный ...

                Я СОСТАВЛЯЮ КРОССВОРД

                //ответы//


«БИЗНЕС-ПЛАН»  КНИЖКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Стихи познавательного характера для дошкольников.
2. Описание детских игр (подвижных народных и настольных).
3. Стихи для младших школьников (математика в рифмовках).
4. Описание интеллектуальных игр («Буриме», «Кузовок», «Репортаж»),
        развивающих мышление и речь.
5. Кроссворд по ключевым словам из стихов, направленный на развитие
        «липкого» внимания у детей.

P.S. Все стихи проиллюстрированы детскими (или стилизованными под
      детские) рисунками.