Интеллигенты

Димитрий Кузнецов
Какое странное, двусмысленное слово
Придумал литератор Боборыкин
И ввёл его (быть может, не случайно?)
В родной язык. Оно осело камнем
Среди ручья словесного, и вскоре
Сей камень стал людьми восприниматься,
Как нечто важное, имеющее право
На роль особую в общественном устройстве.
Интеллигенция... Что может быть пошлее
И по названью и по самой сути?
Intelligence – сиречь осведомитель,
Агент влиянья, тайный информатор.
Но – intellectual – обладатель знаний,
Способностей и гибкости мышленья.
Казалось бы, вторым значеньем можно
Исправить первое, оставив только разум
В народной памяти. Но вот под словом сим
В недобрый день и час объединилась
Толпа людей, все больше разночинцев,
Спесивых недоучек, зачастую
Моральных выродков, о коих Достоевский
Сказал довольно метко – это бесы.
И началось. Глухие разговоры,
Неясные мечтания о благе
Всего и всех путем уничтоженья
Немногих лишних: – Смерть аристократам!,
Как выл когда–то бешеный Марат.
Они завыли тоже: – Смерть тиранам!
А кто тираны? Ясно, те, которым
Дано хранить общественные скрепы,
Кто образует силу государства,
Его державный стержень, а точнее:
Священники, дворяне, офицеры
И Государь. Конечно, смерть тиранам!
Вторым этапом было объявленье
Прямой охоты на Царя: стреляли
В него не раз. Господь спасал, доколе
Безумный неврастеник Гриневицкий
Не смог швырнуть снаряд Царю под ноги.
И грянул взрыв, Империю потрясший!
О, этот взрыв был вестником начала
Этапа третьего. Они, посеяв ужас,
Разъехались по Западу, – в Париже,
Стокгольме, Лондоне их группы собирались,
Мечтая об одном: чтоб появился
Средь них такой мерзавец, о котором
Земля не знала со времен Нерона.
И он явился... Боже Всемогущий,
Велик Твой гнев и страшно попущенье
Исчадьям тьмы!
   _____________________
   * Иллюстрация – характерная цитата
      из интервью со Львом Николаевичем Гумилёвым,
      крупнейшим русским историком ХХ века,
      творцом теории Пассионарности.

А вот – жёсткое и яркое определение российского либерализма, столь свойственного нашим интеллигентам (и в прежние времена, и в дни нынешние), данное Фёдором Михайловичем Достоевским: "Во–первых, что же и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, ещё не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова „любовь к отечеству“ стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда–нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось... Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество своё ненавидел".

Ф.М.Достоевский «Идиот», часть 3, глава 1, 1868 год.