Ночной Константинополь. 1886 - Айвазовский И. К

Вера Гиоргадзе
  Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян);

  17 [29] июля 1817 год — 19 апреля[2 мая] 1900 год —

всемирно известный русский художник-маринист, баталист,
коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба,
академик и почетный член Императорской Академии художеств,
почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже,
Флоренции и Штутгарте.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.
Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.
_______________________________________



Константинопольская ночь… В сырой прохладе
Забылся  зной с утра полуденных часов.
И город древний в полону объятий снов
В темнь погрузился, убаюканный усладой,
Насквозь пропитанный букетом ароматов,
В те сны вплывающих – как прежде медный звон –
Всего цветущего под сенью южных крон
На узких улочках, семи холмов на скатах;
Кофейных зерен, лишь обжаренных, каштанов – 
Под монотонный муэдзина зычный глас.

И – облачившийся, без звезд, иконостас
Небесный в рясу чернеца, пронизан тайной.
Под ним – не Византии воздух прян,
С  Айя-Софией с насурьмленными бровями
В шелках наложницы – с косою под кудрями,
Под коей «месяц» всё «блестит». Да и луна…
Её не видно что-то, в лик магометанский,
Над «европейской» частью града. Знать – полна,
И вдохновенно, упоительно  она
Свет мягкий льет на Ортакёй, по-христиански,
Из – «азиатской», крепко спящего Стамбула,
Ложась дорожкой лунной, молча, на Босфор,
Делящий  отнятый Царьград….
Пролив – не вор.

Но минареты и мечеть не внемлют гулу
Морщин без старости Ива'нова холста,
Рукою писанного кистью Ованеса,
Мысль передавшего свою и безсловесно,
Мазкам и маслу веря боле, чем устам.
И – всё вода, вода, вода…. Сама вода! –
В движеньи вечном, говорливом ли, молчащем,
Но – непрерывном, всей пучиною урчащей,
И бездной всей жующей в крепость-города.
Вот и Босфор, меж двух брегов, соединяет
Два моря – Чёрное со Мраморным – в одно,
С главой одной – в волненьи что, и с общим дном,
Богатым амфор глиной, златом, кораблями.

Запахло рыбой… И – сетями, и костром,
В цвет красноты на небе в пятнах посиневших –
Под общий фон, царицей ночи – побледневший,
И Айвазовским то ли с кистью, то ль с пером…         

Огонь – на палубе….  Иль ужин запоздалый…
Корабль на якоре. Что крылья паруса
Уж кем-то собраны, сколь за день налетал?.
А воды…

Воды любоваться не устанут:
Они любуются луной, зачем им свет
Тех одноногих, что «дневной» даруют, вроде:
Само светило – не фонарь! –  хоть и по моде
Плафон его; да и дорожка его, нет,
Не простирается от ног до горизонта.
Свеча небесная ж – высвечивает путь,
Что ни распять, ни сжечь, ни сбыть, ни зачеркнуть,
Да вот не каждый замечает его только…

И в лодке люди, им светло. Уди, рыбарь!
Под ними – гладь зеркальна: глянь, увидишь душу   
Самой стихии! – Двух стихий, включая сушу,
На коей прям перед водой охрит недужно – 
Под серым куполом, в окне…

…………………………………………………….
…………………………………………………….

Луна… Фонарь….




_______________________________________

*Картина «Ночной Константинополь» тематически связана с циклом пейзажей Константинополя, к которым художник обращался в течение многих лет после своего путешествия в Турцию в 1845 г. с экспедицией Ф.П. Литке, и особенно в 1870-е гг., когда он был представлен турецкому султану Абдул-Азизу и написал по его заказу
17 полотен с видами Стамбула. За выполнение заказа Айвазовский получил турецкий орден Меджидие высшей степени (позже, узнав о резне армян в Турции, художник бросил его в море). Этими видами был украшен зал дворца, в котором великий князь Николай Николаевич в феврале 1878 г. подписал мир по завершении русско-турецкой войны.


15.07.16г.



http://www.youtube.com/watch?v=E4LVDD9guis
STAMATIS SPANOUDAKIS -Thalassa