Предназначение. Марина Цветаева. Взгляд читателя

Анна Ченских
     Всегда задумываешься о своем праве говорить о мега - величинах, личность которых можно сравнить с океаном – не только огромным ,но непрерывно меняющимся.К числу таких мега-величин ,несомненно, относится Марина Цветаева, которую каждый открывает по –своему и эти открытия, как может быть  с восприятием океанской мощи, продолжаются всю жизнь.
На открытия последнего времени в «Океане «Марина Цветаева» меня  вдохновила серия публикаций (эссе) любимого автора Кариатиды Сны(КС), посвященных сестрам Цветаевым – Марине и Анастасии.
Особенно отозвалось а душе  эссе «Не ставшая Поэтом Муза -5... " :http://www.stihi.ru/2016/07/21/8485
Цитата:    "Морская" была  Марина (в других источниках* -прежде всего "погибель", в т.ч. как "морская" или "рыба"; корень "мар" - тьма, смерть... горький...), а Анастасия была "воскресшая"(из погибели),"возвращённая к  жизни"... Так Судьба и распорядилась.
      Ей было лучше знать, кого сохранять для жизни, а кого для Вечности….
Продолжение цитаты:
«..Когда-то они , две  девочки - Муся и Ася - готовили себя к жизненным испытаниям, в которых - знали! - они будут победителями!
Но каждая по-своему, как оказалось. Одна была Музой, другая Поэтом. Что первично?....
     Посмотрите внимательно на фотографию. Лидерские качества Марины и сердечность Анастасии - налицо! В последнюю чаще влюблялись... Первая чаще любила...
Поэт - для муз, и Муза - для поэтов.»
***
    Прочтение серии эссе привело меня к просмотру двух фильмов – документального «Предсказание»,2012 г, ведущий – Сергей Медведев и художественного «Зеркала»(4 новеллы о Марине Цветаевой),2013 г и знакомству с некоторыми литературными источниками, в которых – о Марине Цветаевой – от первого лица и её мужа – Сергея Эфрона.
    Вот отрывок из письма Марины Цветаевой  20-летнему литературному критику из Берлина Александру Бахраху 10 сентября 1923 года:
«Ведь я не для жизни. У меня всё — пожар! Я могу вести десять отношений (хороши «отношения»!) сразу и каждого, из глубочайшей глубины, уверять, что он — единственный. А малейшего поворота головы от себя — не терплю. Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я: Психея. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей… Что мне делать — с этим?! — в жизни.
     Из письма Сергея Эфрона М. Волошину, начатого в декабре 1923 года:
«Марина — создание страсти… Бросаться очертя голову в ураган стало для неё необходимостью, атмосферой жизни… Человек вымышлен, и ураган начинается… Сегодня отчаяние, завтра энтузиазм; потом любовь, новое погружение души и тела, а днём позже снова отчаянье. И всё это, сохраняя проницательный, холодный (я бы сказал, вольтерианский) ум… Всё записывается, всё спокойно выливается в формулы с математической точностью…
Она как огромная печь, которой чтобы работать, нужны дрова, дрова и ещё дрова…
В личной жизни это сплошное разрушительное начало…»
*****

     Просмотренное и прочитанное, позволило мне, как одному из читателей и поклонников творчества великой поэтессы придти к  некоторым, важным для меня заключениям.
Первое – о Поэте и Музе – Марине и Анастасии (отмеченное КС).Мне кажется совершенно закономерным мужской род, применяемый по отношению к творчеству Цветаевой, потому что слова (понятия) Творец, Создатель, Гений, Лидер -  также рода мужского. И сюда же отмеченный Сергеем Эфроном «проницательный, холодный (… вольтерианский ум)».Всё «мужское»,обозначенное приведенными выше определениями, вступало в силу «после урагана»,«пожара»  ,»огромной печи, которой, чтобы работать, нужны дрова, дрова и еще дрова».
     А вот «пожар» «огромной печи» разжигался благодаря несравненному по силе женскому началу, которое вело Марину «от любви – к любви».Марина, в силу своего лидерского характера, загоралась первая и зажигала, охватывала поглощающим огнем своей любви очередные ,не очень красиво (наверное, в запальчивости ),названные Сергеем Эфроном «дрова».
     Я позволю себе предположить, что рано или или поздно ,наступил (или наступил бы) момент, когда «дрова «могли не «загореться» в силу уменьшения  её несомненного женского обаяния и привлекательности, а творить, используя свой ум и огромный талант, Марина могла только в пожаре своей любви.
Она пришла в этот мир с главным предназначением – быть Поэтом, которое становилось все более очевидным с её пяти лет и разгоралось с каждым годом все ярче. А  традиционные женские понятия и определения :Мать ,Жена, Хозяйка, Хранительница Очага – не входили в круг определений, необходимый для выполнения её основной миссии . Кроме главной роли – Любовницы или Зажигательницы огня, были еще роли – Собеседницы, Союзницы по творчеству .Они «игрались» в общении с дочерью Ариадной. Вторая дочь и сын потребовали и в малой мере дождались проявления материнского призвания.
     Есть одна из теорий, которая коснулась даже личности Пушкина, состоящая в том, что гений, достигший пика своего дарования и интуитивно ощущающий, что вершина уже покорена, подсознательно стремится к завершению своего жизненного пути.
     Может, и в случае с гениальным поэтом – Мариной Цветаевой ,в силу многих, в первую очередь, трагических обстоятельств и интуитивного ощущения достижения(и прохождения) пика своей зажигающей других и возгорающейся силы любви, она подсознательно стремилась к завершению своего земного пути тоже?!