Глядя на гравюру Дюрера Меланхолия

Немировская Дина
«Меланхолия» (1514) — последняя из серии трёх мастерских гравюр немецкого живописца и графика, одного из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера (21 мая 1471 – 6 апреля 1528 гг.). Первые две - это «Рыцарь и смерть» (1513) и «Иероним в келье» (1514). В каждой из трёх гравюр - своё действующее лицо. Это рыцарь, Иероним и крылатая женщина. Искусствоведы считают, что таким образом мастером описано три различных состояния человеческой души.

Дюрер создавал триптих в тяжёлое время: умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. «Столько вопросов, но почему нет на них ответов!» — словно хочет воскликнуть мастер через изображение.

Станислав Зарницкий полагает, будто на гравюрах триптиха описаны три состояния великого Мартина Лютера, идеи которого разделял живописец. Также из гравюры в гравюру кочуют часы, пёс и некоторые другие символы. Но «Меланхолия» ими просто перенасыщена.

На стене выгравирован квадрат с цифрами — магический квадрат, где сумма чисел на каждой горизонтали, вертикали и диагонали и во многих других комбинациях равна тридцати четырём. Возможно, Дюрер сам составил квадрат, или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы и видоизменил его, подобрав свои цифры. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16.05), и можно найти много других. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна».

Какое влияние оказывает эта гравюра Дюрера на нас, сегодняшних?

На этот вопрос получит ответ тот, кто внимательно прочтёт миниатюру Сергея Бендта (1958-2007) «Глядя на гравюру Дюрера «Меланхолия» (1996):

«Всё самое интересное происходит в перерывах, паузах, остановках. Если б их не было в нашей жизни, мы мало чем отличались бы от механических кукол, у которых не кончается завод. Школьная переменка, антракт между актами, сон, отпуск, каникулы, обеденное время, перекур на тяжёлой работе – разве не ждёшь их иной раз сильнее всего? Во время них можно перевести дух, подумать, что делаешь, как и зачем. А потом продолжить. Или не продолжать. Оставшихся в живых из полка после боя снимают с передовой и перебрасывают в тыл для переформировки – разве для них это не счастье? А болезнь? Повод вспомнить, что помимо всего общего есть ещё и своё, которое ближе к телу. Твоему телу. Я есмь.

Остался без работы? Не убивайся. Ты же клял эту работу последними словами.Аккумулируй, копи силы для будущего, как яблоня, время от времени «закрывающаяся на учёт» и не плодоносящая. Невозможно безостановочно есть даже шоколад. Если не вырвет, умрёшь от заворота кишок. От самой любимой музыки сойдёшь с ума, если станешь слушать её с утра до вечера.

Представляете поезд, который следует без остановок? Или речь – бесконечную пулемётную очередь. А ожидание минуты свидания, ожидание вынесения приговора, девятимесячное ожидание: мальчик? девочка?..
Последний удар сердца, пуля, остановившаяся в нём. Момент, когда ноги удавленника повисают в воздухе. Краткая остановка перед отправкой в мир, который, говорят, лучше нашего.

Если жизнь в движении, то в статике её не меньше. Бывают художники, рисующие на ходу, или часовщики, вставляющие лупу в глаз, выходя из пункта «А» в пункт «Б»? Автомобиль останавливается для заправки горючим для того, чтобы пассажиры могли размяться. Перерыв между таймами в футболе.

Жизнь невозможна без перерывов, эволюция невозможна без перерывов, истории человечества нет без перерывов. Жизнь в паузе, истина в паузе. Мы живём в эпоху, когда и время, про которое говорят, что оно не останавливается никогда, взяло паузу, остановилось. И очень может быть, что время, в котором мы живём, не так уж плохо, как нам иногда кажется.

Сейчас пройдёт мгновение, другое, и эта женщина с гравюры встанет, расправит крылья и полетит к сиянию, которое пока на втором плане. Звени, звоночек!» -

Делюсь восприятием близкого мне человека великой гравюры Дюрера.

Сергею не задашь вопросов для разъяснений. Его нет на свете с марта 2007 года.

Как он – там? Долетел ли до ожидаемого сияния?..

«Ответ где-то здесь – между вдохом и выдохом»:

Чем распишусь в получении
Встреч, как пустыня,
Разлук, ставших благом,
Рук, поднимающих после подножки?
Шеей подставленной,
Постом ли, пиром?
Мальчик-кладоискатель,
Ответ где-то здесь,
Между вдохом и выдохом.
В зыби вонзайся холодные.
Там не мешает шипенье и треск
Факелов угасающих.
Шмель, для булавки назначенный,
Жалит и прочь улетает.