По глобусу

Сергей Сорокас
Сергей  СОРОКА


По глобусу
Рассказ




– Королёв, где твой штурман? – спросил дежурный штурман аэропорта Барнаул командира экипажа Ан-26.
– Да идёт он... подписывай, Аркаша, а то мы и так задерживаемся уже на пятнадцать минут с вылетом.
– Там в медпункте опять эта дежурит, у которой, никто с первого раза не проходит медконтроль – подал голос второй пилот, заполнявший полётное задание.

В штурманскую комнату аэропорта вбежал, задыхаясь, штурман словно колобок. С порога со всеми поздоровался. Командир Ан-26, как все его звали в лётом отряде, Боря, выпалил:
– Давай, ставь свою подпись в журнале предполётной штурманской подготовки. Опять она тебя заставила дуть в трубку?
– Нет, сегодня заставила отдыхать, грит, пульс зашкаливат. Вот пятнадцать минут проотдыхал.
– Поди, опять вчера в рюмочной с кем-то обмывал сына? – поинтересовался второй пилот.
– Да, нет, сколько можно, уже целый месяц обмываем с друзьями.

Самолёт, задержавшись на секунду на старте, начал разбег, оглушая окрестность шуршащим рёвом двигателей.
В наборе высоты Боря спросил у Михаила:
– Ты карты взял?
– Командир, обижаешь... целых два комплекта.
– Каких два комплекта?
– Каких, каких, атласных!
– Что за атласных, чего буровишь?
– Новеньких две колоды...
– Я тебя про полётные карты спрашиваю. Дай, посмотрю, как лучше, по какому маршруту лететь надо до Минвод от Уфы?

Штурман долго рылся в своём объёмистом портфеле. Затем вытряхнул всё содержимое из него и стал собирать все бумаги обратно в портфель, ощупывая каждую своими коротенькими пухлыми пальцами, словно играя на баяне.

Набрав заданную высоту, командир перевёл самолёт в горизонтальный полёт, подрегулировал высоту эшелона на автопилоте, и повторил:
– Миша, карту мне дай!

– Командир, я их наверно в первом отделе оставил. Подготовил, маршруты основной и запасные проложил под присмотром самого Григория – начальника ихнего.
– Ну, ты, Миша, и даёшь, забыл... Ты, хоть помнишь, куда дальше после Уфы надо лететь? И через какие аэродромы?
– Командир, не боись, в Уфе мой сокурсник дежурным штурманом работает, возьму у него комплект карт.

В Уфе дежурил не сокурсник, а совсем незнакомый штурман. Миша не стал к нему обращаться, прямиком отправился в магазин школьных принадлежностей и купил довольно объёмный глобус. Тут же по памяти начертил на глобусе маршруты до Минвод.

– Так, карту давайте! – потребовал дежурный штурман.
Не моргнув глазом, Миша, поставил перед штурманом глобус с маршрутами. Тот покрутил, и вновь потребовал полётную карту. Стоявший позади Миши второй пилот Витя с саженью в плечах под два метра ростом, пробасил:
– А, что вы не изучили ещё приказ министра Гражданской авиации номер четыре от 21 августа?!
– Нет, я только сегодня первый день дежурю после отпуска. И что говорится в этом приказе?
Витя продолжил: "Там говорится, что с 22 августа все перегонки самолётов в ремонт осуществлять по глобусам образца..." И далее второй пилот зачитал с глобуса выходные данные.

До Минвод долетели без происшествий, пульку расписывали до начала снижения.

На разборе полётов лётного отряда присутствовал зам. командира ОАО по лётной Терёхин, который задал вопрос Боре:
– Расскажи-ка, брат ты мой, как вы по глобусу летали до Минвод?!
Поднялся второй пилот и басом произнёс: "Мы, товарищ командир, не по глобусу летали, а над глобусом!" Вначале послышались смешки, а затем раздался долго не смолкающий хохот во всём зале.
31.07.16г.