О том, что дали России уральские старообрядцы

Валентин Молчанов
Первые заводы Демидовых, фактически, были созданы старообрядцами.
Поговаривали, что сами Никита и Акинфий были тайными раскольниками.
Они выписывали лучших мастеров-староверов с Олонецких заводов,
принимали беглых, скрывали их от переписей. Акинфий Демидов даже построил
на окраине Невьянска старообрядческий монастырь. Таланты староверов дали
впоследствии богатые всходы. Беглопоповцы Ефим и Мирон Черепановы построили
в 1833-34 гг. первую в России железную дорогу и первый паровоз.
 
Уральские староверы имели отношение и к изобретению русского самовара.
Чай с XVII века начал поступать на Урал из Китая. Именно сочетание китайского чая
и уральской меди привело к появлению самовара, который родился именно здесь, а не в Туле.
Первое упоминание самовара содержится в списке изъятого на Екатеринбургской таможне
и датируется 1740-м годом. А самовар тот был Иргинского завода, состоявшего почти полностью
из беглых раскольников. Именно мастера, привезенные Н. Демидовым с Урала в Тулу,
открыли в середине XVIII века первые самоварные мастерские.

В невьянских владениях Демидовых сложилась своеобразная школа иконописания.
Это самобытное явление культуры получило название «Невьянская икона».
В ней сохранились традиции древней Руси, и в то же время входили тенденции Нового времени
в виде черт барокко и классицизма. Популярность невьянских старообрядческих иконописцев
была настолько велика, что они в XIX веке работали уже не только для общин
часовенного согласия или единоверцев, но и для официальной церкви.
В Екатеринбурге с 1999 года существует уникальный бесплатный частный музей «Невьянская икона».
В марте 2006 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублева впервые в Москве с успехом прошла выставка коллекций
екатеринбургского музея «Невьянская икона: уральская горнозаводская иконопись XVIII - XIX веков».

Именно жители старинного старообрядческого поселка Шарташ стали первыми строителями
Екатеринбургского завода – будущей столицы горнозаводского Урала.
В XVII веке, когда Екатеринбурга и в помине не было, Шарташ был богатым селом,
в котором располагалось более десяти скитов и проживало около четырехсот жителей.

В 1745 году житель того же селения Шарташ, старообрядец Ерофей Марков, обнаружил
во время прогулки по тайге крупинки самородного золота, положил начало массовой добыче
золота в России. На месте находки в 1748 году появился первый в России золотой рудник.

Екатерина II отменила двойной подушный оклад староверов, прекратила их преследования.
Они получили возможность приписываться к купеческому сословию.
После этого число старообрядцев среди уральского купечества стало быстро расти и приближаться
к ста процентам.

Владельцы салотопенных заводов и золотых приисков купцы Рязановы играли большую роль
в религиозной жизни Урала. Я.М. Рязанов, считавшийся главой всех уральских староверов,
заложил в 1814 году в Екатеринбурге большой молельный дом.
Однако власти тогда не разрешили продолжать строительство. Только после того,
как в 1838 году Рязанов и многие его сторонники перешли в единоверие, им разрешили
достроить храм. Так, в 1852 году появился Свято-Троицкий собор, ныне являющийся
кафедральным и принадлежащий Русской Православной Церкви.

В советские годы храм лишился куполов, колокольни и был передан «Свердловскавтодору».
Несколько позже в здании разместился ДК «Автомобилистов», место известное среди
городской интеллигенции тем, что в годы перестройки тут демонстрировались различные
интеллектуальные кинофильмы и даже действовал дискуссионный клуб.
В 1990-е годы здание было передано Екатеринбургской епархии РПЦ и было восстановлено.
Купола и колокольню пришлось возводить заново, но уже в 2000 году храм был освещен лично
приехавшим сюда Патриархом Алексием II.

Советская власть крепко ударила по старой вере. Чтобы сократить влияние старообрядчества,
сильное давление оказывалось на лидеров общин. Их либо ликвидировали, либо высылали,
либо принуждали отказаться от внешних проявлений религиозной жизни.

Хотя крепкие и хозяйственные мужики ценились и при новой власти.
Правда теперь приходилось отказываться от икон и вступать в партию, но традиции
и образ жизни во многом сохранялся. Вспоминается в этой связи жизнь или судьба
знаменитого курганского полевода Терентия Семеновича Мальцева. Он, будучи представителем
одного из староверческих согласий, никогда не пил, ни дня не учился в школе, но при этом
был грамотен, имел красивый почерк, умел читать по-старославянски и в силу своей грамотности
и рассудительности одно время исполнял обязанности «старика» в сельском молельном доме.

В 1916 году Терентия Мальцева забрали в армию. Шла Первая мировая война.
Довольно быстро он попадает в плен и с 1917 по 1921 годы находится в немецком городе
Кведлинбург.

После окончания Гражданской войны Терентий Семенович возвращается в Россию.
Здесь он увлеченно занимается агротехникой и в итоге становится дважды
Героем Социалистического Труда, почетным академиком ВАСХНИЛ.
Старообрядческая забота об окружающей природе, видимо, проявилась в том, что
Терентий Мальцев разработал щадящий безотвальный способ обработки земли, за
что и получил в 1946 году Государственную премию СССР.
Его книги «Слово о земле-кормилице», «Думы об урожае», «Раздумья о земле, о
хлебе» проникнуты размышлениями о взаимоотношениях человека с природой.

Появившись на свет еще в начале царствования императора Николая II в 1895 году,
пройдя все испытания, выпавшие на долю родной страны, Терентий Семенович
ушёл из жизни уже в первые годы правления президента Ельцина, в 1994 году.
Так, 99 лет староверческое смирение и трудолюбие помогало Терентию Мальцеву
выносить все тяготы и лишения, выпавшие на долю простого русского человека.

А также: http://www.stihi.ru/2016/06/24/4585