Обращение

Елена Ивановна Громова
             Даниэлю Алиевскому

Тьма поглотила двор архиерейский.
Никак рассвет не может наступить.
В священный город прибыло еврейство
Со всей вселенной – пасху совершить.
Все в ожиданье праздничной субботы:
Пора ягнёнка с горечью вкушать.
Но день великий помрачает Кто-то,
За Кем толпой в Пилатов дом спешат.
А, это Тот, Кто не хранит субботы,
Христом Царём Себя именовал.
Вот Он глазами отыскал кого-то,
А ведь на бунт народ Он подбивал…
Но чьи рыданья вознеслись над крышей? 
Не слышно даже, как петух поёт.
Вот он поспешно со слезами вышел
И в грудь себя в раскаянии бьёт.
А, это Симон, рыбарь галилейский,
Того «мессии» верный ученик.
…Пилат воссел уж на судейском месте…
Быстрей расправу надо учинить…
И вот они – забыв благоприличье,
Зловещий хор по прихоти вождей,
Звериным рёвом искажая лица,
Вопят: «Распни!» «Не Царь Он, а злодей!»

…А это кто там? Это я кричу?
Конечно, я – пришлец антиохийский,
Со всеми вместе, здесь, плечом к плечу.
Ну вот и Тот – в венке из тёрна вышел.
Толпа гудит. Уже темно в глазах.
А Он - молчит, и кровь на багрянице.
«Се, человек!» – в толпу Пилат сказал.
Опять: «Распни! распни!» В поту все лица.
Ну вот и Крест возложен на Него.
Кровавый след в пути за Ним струится.
Одни – рыдают, те – клянут Его.
Пора и мне в толпе определиться…
Кто плачет? мало женщин. Я – как все…
Я с теми здесь, кто требовал Распятья.
Ну вот уже Он распят на Кресте.
Упала тьма. Нам мало издевательств…
Архиереи и синедрион –
Их ликованье гвалт толпы размножил:
«Сойди с Креста!» «Глядим, Христос ли Он!»
«Других спасал – Себя спасти не может!»
И я, как все, воркую «улюлю»,
И я, как все, швыряю пыль на ветер,
Не то камнями сродники убьют,
Когда за мной чего-то  заприметят… 

А это кто там? Это мать моя…
Хитон от ветра на бегу струится…
Её рыданья различаю я,
И я припомнил женщин этих лица…
Спешит к Кресту и к Матери Его,
Припала к Той, Кто молча ждёт средь шума.
И я расслышал голос дорогой:
«Вот, Сын Твой – жив, а мой – с позором умер!»
Как, это я-то?.. Что-то не пойму…
И вот уж я в объятьях у родимой.
«Ты был безумен, глух и видел тьму,
Когда тебя к Иисусу приводили.
Зачем, скажи, ты слышишь и прозрел,
Зачем тебе твой бесполезный разум?»
…И вдруг во тьме, на страшной той горе,
Моё сознанье прояснилось разом.
Взглянул я на Того, Кто на Кресте,
И Он кивнул мне вдруг кровавым ликом.
И вместе с ней я дни припомнил те,
Когда мы жили в радости великой. 
Ловцы и лодка, этот тёплый взгляд,
И хлеб и рыба щедрой той рукою,   
Любил, и воскрешал, и исцелял,
И я «Осанна!» восклицал с толпою…
Зачем я здесь? Зачем здесь этот сброд?
Я зарыдал, в плечо её уткнувшись.
Но слышу я: молчит уже народ…
Вождей уж нет… Он мать мою послушал…
Вдруг от Креста предсмертный вопль восходит,
И возродился плачем мой народ,
И вот уж он с позорища уходит
И в грудь себя в раскаянии бьёт.

А после нам, в родной Антиохии,
В насмешку, - дали имя христиан*.
И кличку мы, как знамя,  подхватили,
Собрав под Крест народы разных стран.
Впервые здесь язычники познали
Благое имя Господа Христа,
И Дух, и слово мы им передали,
Народом Божьим став здесь неспроста.
Уж нет ни эллина, ни иудея,
Во всём – любовь, и в той любви – Христос.
Здесь Симон Пётр святое семя сеял,
И Павел здесь в апостола возрос. 
И тот, кто утром трижды отрекался,
Потоки слёз  в любви здесь изливал,
И кто с Христом в Дамаске повенчался,
Любя Христа, – «последним» себя звал…
Отступников, гонителей, распявших
Нашла любовь Воскресшего Христа,
Их всех приемлет смертью смерть Поправший,
Чтоб с Ним и нам – из смерти в жизнь восстать.

Нет, я не верю в душ переселенье,
Но где-то там, на глубине души,
Гнездится опыт той большой вселенной,
Чтоб малый дар любви не затушить.

…И чтоб познать мне Павла и Петра,
С толпой «распни!» ору я здесь с утра.
   октябрь 2015   

  *"Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами." (Деяния святых апостолов, 11, 26). См. также: "Это наименование в Новом Завете встречается только три раза. Обычные наименования в дни апостолов были: "братья", "ученики", "святые".  Имя "христиане", "христианин", должно быть, возникло вне Церкви. По свидетельству Тацита (Анн.ХУ,44), "чернь называла верующих христианами"... Текст Тацита позволяет думать, что имя "христиане" первоначально употреблялось как кличка. Им стали называть тех, кто постоянно говорили о Христе. Мало-помалу кличка обратилась  в славное имя почитателей Христа". (Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христанское поколение, с.197).   

Изображение: Марк ШАГАЛ  РАСПЯТИЕ
Дата завершения: 1964
Место нахождения: Ницца. Национальный музей Библейское Послание Марка Шагала (Франция)
Стиль изобразительного искусства: Примитивизм
Жанр произведения: Религиозная живопись
Техника изобразительного искусства: Литография