В. С. Платонов Крестный путь русского историка Ак

Сак Тан
Платонов и "академическое дело" 1929-1930

Большевицкие вожди дали установку начать наступление на капиталистические элементы «по всему фронту». Известное дутое «шахтинское дело» (1928) выставлялось примером объединения международной буржуазии и старой русской интеллигенции против Советской власти. Началась проверка личного состава всего государственного аппарата. Чистка учреждений последовала и в Ленинграде. Рабкрин назначил комиссию для проверки Академии наук. 29 июля 1929 Платонов, возглавлявший тогда Комиссию по изданию сочинений Пушкина, уехал в отпуск. На следующий день в Ленинград прибыл председатель правительственной комиссии, глава профсоюза совторгслужащих, Юрий Петрович (Яков Исаакович) Фигатнер. Этот известный чекист-еврей, бывший токарь, осуждённый при царе на семь лет каторги, теперь имел от Сталина поручение приспособить ленинградских профессоров и академиков к нуждам социалистического строительства. Большой поддержки среди местных учёных Фигатнер не встретил, но это не помешало ему быстро подготовить списки назначенных к увольнению. Большевицкие официозы запестрели заголовками типа: «Социальная кунсткамера», «Парад бывших», «Академия освобождается от черносотенцев». «Вычищали» прежде всего гуманитариев, и главный удар наносился по подразделениям, которые возглавлял Платонов: Библиотеке Академии наук и Пушкинскому Дому.

В конце лета правительственная комиссия прервала свою деятельность до второй половины октября. Возвратившись из Крыма, Платонов принял участие в выдвижении кандидатур на вакантные должности в Академии. Платонов доложил Президиуму АН СССР об итогах археологических работ в Крыму, предполагая осенью сделать и доклад об этом на Общем собрании Академии.

В середине октября несколько сотрудников Академии сообщили Якову Фигатнеру, что в Библиотеке Академии наук, Пушкинском Доме и Археографической комиссии «тайно» хранятся важные политические документы. Фигатнер дал знать об этом в Москву. Среди найденных документов оказался запечатанный пакет с подлинниками актов отречения от престола Николая II и великого князя Михаила Александровича, бумаги Департамента полиции, Корпуса жандармов, Охранного отделения и т. п. Фигатнер «уличил» Платонова в том, что он до лета 1929 позволял бывшему шефу жандармов Джунковскому работать с его же личным архивом, хранящимся в Пушкинском Доме. По настоянию Фигатнера Общее собрание приняло заявление Платонова о сложении с себя обязанностей директора Пушкинского Дома. В знак протеста написал заявление об отказе от должности и непременный секретарь АН СССР, видный историк С. Ф. Ольденбург.

Фигатнер подключил к делу академика А. Ферсмана. Не совсем понятно, почему «выяснять» обстоятельства дела историков было поручено минералогу Ферсману. По специальности Ферсман для этого не годился, зато его роднила с Фигатнером общая еврейская национальность. Она, видимо, и сыграла решающую роль. От Платонова потребовали объяснений. В записке от 3 ноября 1929 Платонов рассказал о путях поступления документов в академические учреждения. Их хранение там он обосновал постановлением Комиссии при ВЦИК от 16 декабря 1926, по которому запрещалась передача кому бы то ни было архивных и музейных материалов из общесоюзных учреждений. Тем не менее, Ферсман предложил Платонову уйти с занимаемых в Академии должностей. 8 ноября С. Ф. Платонову пришлось подать в отставку. Началась новая волна увольнений, которая затронула сотрудников и друзей Платонова, подвергаемых политическому шельмованию. В состав правительственной комиссии были введены следователи Ленинградского ГПУ, которые с конца октября 1929 приступили к арестам учёных.

Совнарком образовал по делу о «незаконном хранении» документов особую следственную группу, которая в конце ноября прибыла в Ленинград. Выяснилось, что документы поступали в академические хранилища законно, в составе коллекций или частных пожертвований, и хранились открыто. Часть материалов, в том числе архив Корпуса жандармов, была сдана в Центральный архив РСФСР. Архив же Джунковского, поступил на хранение еще в 1915 г., по желанию владельца. До смерти Джунковского за ним закреплялось право работать с документами, и Платонов не имел оснований запрещать ему заниматься с собственными бумагами. После установления этих фактов обвинение в «незаконном хранении» отошло на второй план.

Но для обоснования легенды о «вредительстве» научной интеллигенции доказательств и не требовалось. Задача состояла в том, чтобы взбудоражить страну известием о разоблачённом заговоре против Советской власти. Платонова как создателя крупной научной школы, имевшего связи с заграницей, легко можно было выставить вождём контрреволюционной организации. Громкий процесс готовился с весны 1929. Повод дали официальные контакты Платонова по поводу совместных советско-германских раскопок в Эски-Кермене. План археологических изысканий в Крыму возник в Германии еще в 1918 г. Подготовительные работы курировал немецкий главнокомандующий на Украине, фельдмаршал Г. Эйхгорн. Убийство Эйхгорна эсерами и революция 1918 в Германии заставили немцев отказаться от исследований. На основании лишь этих фактов следователи ГПУ обвинили Платонова в связях с немецким Генштабом. Платонов, по их словам, замышлял возвести на российский престол своего бывшего ученика великого князя Андрея Владимировича.

Уголовное дело академика Платонова
Уголовное дело академика Платонова

 

«Дело академика Платонова» готовилось на самом высоком уровне и шло рука об руку с «советизацией» Академии наук. В январе 1930 ОГПУ арестовало ряд известных историков. Аресту подверглись четыре академика (Н. П. Лихачев, М. К. Любавский, С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле), их ученики, сотрудники и знакомые. Следствие длилось несколько месяцев. Однако открытый показательный процесс был свернут, и решение приняла коллегия ОГПУ. Большинство арестованных получило по пять лет ссылки. Платонов был выслан в Самару, где и умер 10 января 1933.

Значение Учебника русской истории Платонова для русского образования

Со временем Платонов был реабилитирован, а его работы получили должную научную оценку. В настоящее время по достоинству оценен и его Учебник русской истории для средней школы. Дореволюционная школа располагала широким выбором учебников по отечественной истории. Некоторые из них выдержали множество изданий. Учебник К. В. Елпатьевского издавался 11 раз, пособие Д. И. Иловайского, побив все рекорды, вышло в начале XX в. 33-м изданием. Однако все эти учебники имели определённые недостатки. Чаще всего они представляли собою простое перечисление фактов, без особой системы. Связь элементов политической, экономической и социальной истории не всегда показывалась в них ясно и чётко.

Еще с 1890 Платонов участвовал в деятельности Ученого комитета Министерства народного просвещения, который занимался и оценкой учебной литературы. Отзывы Учёного комитета о русских учебниках публиковались в «Журнале» министерства. Во второй книге журнала за 1901 Платонов поместил рецензию на учебник Иловайского. По его мнению, из школьного учебника русской истории необходимо было убрать все легенды, отказаться от субъективных трактовок и вместить в небольшой объем возможно более широкое содержание, проявив при изложении политических и религиозных тем тактичность.

При создании знаменитого Учебника по русской истории Платонову пригодился его длительный преподавательский опыт. Первая часть платоновского Учебника вышла в 1909, а вторая – через год. Необычно большое число отзывов в печати свидетельствовало о внимании к книге. Общий вывод гласил: «Это, бесспорно, лучший учебник русской истории из всех сейчас существующих, самый подходящий для школы». Его отличали стройность и четкость изложения. Выявление особенностей отдельных периодов опиралось на их социально-политическую оценку. Много внимания Платонов уделял и внешней политике страны, а также историческим деятелям, которых обрисовал кратко, но выразительно.

Платонов шире, чем Иловайский, концентрировался на экономике и сословных отношениях. Специальный раздел Учебника русской истории Платонова был посвящен развитию Московского и Литовского княжеств, образованию Великорусского государства и переходу удельного быта в общегосударственный. Эпоху Грозного и Смуты Платонов обрисовывал в Учебнике на основе собственных подходов. Русская история у него представала закономерно развивавшимся процессом.

Во второй части учебника Платонов освещал русскую историю от Петра Великого до Александра III. Деятельность Петра I Платонов считает исторически обусловленной. Она не изменила тип государства и положение основных сословий, а видоизменила старый строй по западноевропейским принципам. В учебнике Платонова много говорится о дворцовых переворотах XVIII в., преобразовательской деятельности Екатерины II, Александра I и Александра II, оппозиционных движениях, восстании декабристов, славянофильстве и западничестве, революционерах 1880-х. Один из рецензентов отмечал: «Проявляется в новом учебнике и еще одна довольно редкая в руководствах истории черта. Многие составители учебников, излагая историю XVIII и XIX вв., умалчивают о многих фактах и даже прямо искажают их… Такие умолчания лишь подрывают доверие учеников к истории, а с фактами они все равно знакомятся... Правда – главное достоинство труда профессора Платонова».

Историю возрастания политической роли дворянства в России Платонов подытоживает так: «Льготы и права, данные дворянам в 1785 г., представляли собою последнюю ступень в общем ходе возвышения дворянского сословия. Бесправное при Петре Великом шляхетство облегчило несколько свои тяготы при императрице Анне, замкнулось в благородное сословие при Елизавете, было освобождено от обязательной службы при Петре III, теперь, при Екатерине II, оно было обращено в привилегированное сословие с широким сословным самоуправлением и с большими административными полномочиями».

Рецензент так оценивает эту характеристику: «Вот где можно поучиться, как надо подчеркивать главную мысль!.. Как мало сказано: несколько слов вначале – высказана руководящая мысль, при изложении фактов она подчеркивается тоже двумя-тремя словами и в конце коротенькое резюме, занимающее 10 строк всего, а что этим достигнуто: перед вами не случайно стоящие факты, как в учебнике г. Елпатьевского, а целый процесс». Другой рецензент писал: «Каждая ступень исторического развития Русского государства охарактеризована Платоновым очень ярко и выпукло. Его учебник дает стройную и цельную концепцию русской истории, изложенную простым, но ярким и метким слогом. Следует выразить пожелание, чтобы учебник Платонова поскорее проник в среднюю школу, которая остро нуждается в здоровой научной пище, особенно в области русской истории».

Заказы на Учебник русской истории Платонова шли со всех концов страны. Его тираж разошелся за несколько месяцев. Впоследствии две части учебника, объединенные в один том, переиздавались ежегодно. Автор постоянно делал в нём исправления, оттачивая стиль. Шестое, седьмое и восьмое издания (1915–1916) печатались почти без изменений, но раздел о царствовании Александра III подвергся стилистической правке и смысловой корректировке. В апреле 1917 г. Платонов дополнил свой учебник русской истории характеристикой царствования Николая II и довел изложение до создания Временного правительства. Февральской революции Платонов поначалу сочувствовал.

И после Октябрьской революции спрос на Учебник русской истории Платонова ничуть не упал. В 1918 продавалось его 10-е издание. Но в сентябре 1919 г. распоряжением ВЧК большое количество экземпляров учебника, находившихся на складах издательской фирмы «Я. Башмаков и К°», были опечатаны. Наркомат просвещения получил отзыв о непригодности «Учебника русской истории» Платонова для советской школы – он не соответствовал многим примитивным марксистско-ленинским догмам. После этого учебник Платонова вышел на русском языке лишь в Праге, в 1924– 1925. Фрагменты учебника были напечатаны в 1937 Высшей школой пропагандистов имени Якова Свердлова при ЦК ВКП(б) для внутреннего пользования. Это стало своеобразным признанием превосходства труда Платонова над советской учебной макулатурой.

Статьи о С. Ф. Платонове

Шмидт С. О. Жизнь и творчество историка С. Ф. Платонова в контексте проблемы «Петербург-Москва».

Шмидт С. О. Сергей Федорович Платонов (1860—1933)

Цамутали А. Н. Глава петербургской исторической школы: Сергей Федорович Платонов

Брачев В. С. Русский историк С. Ф. Платонов: Ученый. Педагог. Человек. – СПб., 1997

Брачев В. С. Крестный путь русского историка: Академик С. Ф. Платонов и его «дело». — СПб., 2005

Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и С. Ф. Платонов (к истории личных и научных взаимоотношений)

 

При написании материала использована статья о С. Ф. Платонове кандидата исторических наук В. А. Колобкова, помещённая в одном из изданий "Учебника русской истории"

 

 

Школьник, который стремится получить действительно глубокие и твёрдые знания, должен изучать русскую историю по учебнику Сергея Фёдоровича Платонова!

В нашей публикации учебник разбит по параграфам. Ниже текста каждого параграфа, в блоке "Ещё по теме", вы найдёте ссылки на дополнительные материалы, связанные с той же тематикой. Количество этих ссылок будет быстро пополняться по мере роста материала на сайте. Внутренние гиперссылки имеются и в текстах самих параграфов учебника.

 

на нашем сайте имеются также «Лекции по русской истории» академика С. Ф. Платонова - его университетский курс, с более подробным (по сравнению с гимназическим)