Прощание Пушкина с морем -Айвазовский, Репин

Вера Гиоргадзе
В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с мастером пера Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда уважал творчество поэта и восхищался его талантом, а после личной встречи он стал вдохновением  для художника. В 1880 году Айвазовский даже создал целый цикл работ, которые он посвятил Пушкину.

              Картину «Прощание Пушкина с морем» (1887г.)
И. Айвазовский написал в год пятидесятилетия  со дня смерти поэта, вместе с 
И. Репиным.
         (Репин работал над фигурой поэта, а Айвазовский над пейзажем).




"22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах- мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал.

В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» "
               
                А. П. Чехов. 1888 год.

_______________________________________



Шумит…
                Шумят!

Ах, как шумит волн непокорность…
 
А он не с морем, стоя твердо на скале, –
Чем больше битой этой бездной, тем сильней
В неё влюбленной сердцем  каменным, безкровной
Душой прощается! Не с той и, что наречь
Столпом гранитным;  что, и лежа, выше роста
Лишь персти – «Солнца восходящего», так просто
Творит из слов что вязь, умеющую течь.
И – он оперся о скалу ту, как о  «Речь»!

Он не прощается ни с воздухом и Крыма;
Ни со «стихиею свободной»  в крыльев взмах –   
В движеньи вечном! – в немость рыб, в соль на устах,
В девятый вал бросках ли вод неумолимых, 
Лишь пред одной снимают шляпу что с главы,
Забыв о гордости, столь чувственных в ненастьи:
Пред моря высшего угодницей безстрастной – 
Звездой холодной светозарной в лик луны.

О воля-вольная… Свобода, но – стихий!
И – семя брошенное ими – не в столице! – 
Уж пробивается: не в грёзах о юнице –   
О море! –  «прихотью хранящем рыбарей
Смиренный парус, всё скользящий средь зыбей,
Но  потопляющем и стаи кораблей», -
Притих не вьюнош там, но – муж… К сему – поздней
Срифмует траур и по Байрону – с  гробницей,
Где угасал «властитель дум» – Наполеон…
Год не пройдет, о коем скажет так сам он:
 «Мятежной вольности наследник и убийца».

Там…. Там! –  «в пустыни молчаливы, морем полн»,
Он  перенес уж «скалы те, и говор волн»,
И –  «Солнце Русской» –  жив! – «поэзии». 

Жив – цел и! –
Коварно будучи простреленным: стоит…
Да высоко так! На вершину ту –  взойти б? – 
Усердьем только Царскосельского Лицея,   
Без дара Божия...

Стоит – не лицеист! – 
Хоть от «Француза» что-то есть…. Несходство это
С тем, что сияет даже в черном на холсте –
Илья вновь Репин подчеркнет*….

Другой! – на свет      
Рожден здесь морем и художником-поэтом, -
Еще мальчонкой что, как в самом лучшем сне,
Увидел смуглого, курчавого, младого
С «глазами огненными»….  Оник помнил долго
Ту, в Феодосии, картину встречи с тем,
Во чьи стихи влюблен был с самого уж детства,
И – те глаза его горящие… И вдруг
Судьба чрез годы – или сам Санкт-Петербург? – 
Свел вновь художников пера и кисти вместе
Уже на выставке Ивана.

Айвазовский,
Спустя полвека с той дуэли роковой,
Увековечил море Чёрное, волной
Что разбивается у ног – о грудь утёса,
Не захлестнувши всё ж величием своим
Пучины грозной, мрачной, горькой – Человека,
Что обнажил пред ней главу, не споря с ветром, - 
Не в голове…. Лишь капюшон сорвал тот.

И –
На стыке вод и рун небесных мутно-серых
Зарозовела даль едва….  И – вот он миг! –
Певцом свободы, но – иной! – певец стоит,
И море, пеной голубея чуть, в то верит.

Он наслаждается бушующей стихией,
Соленым брызгам подставляя лоб – чело!
Не тяжелы и веки туч над ним. И в нем – 
Готов ответ на сердца стуки неглухие,   
И дверь открыта в нем для истинной Любви! – 
Но он того еще и сам не понимает …

***

И не прощался с морем он тогда! – то тайно
Прощался с ним, со старым, гений уж внутри.

Прощались – с новым: Керчь, Юрзуф, Неаполь Скифский,
Алупка, Ялта, Феодосия, молчком –   
Бахчисарай с «фонтаном слёз», на коем он,
Уж собираясь в путь обратный свой не близкий,
На плитах мраморных – на память о себе ль?.. – 
Оставил розы две: в цвет облака и крови...

Не он прощался…. –  С ним прощались горы,
Сады, долины и брега Тавриды всей
Со вдохновенной тишиной и вечерами
Ее роскошными, в раю как искони,
С её «полуднями любимыми» во дни
Той  ссылки южной  трёх недель, но – в бархат! – ставших
В недолгой жизни его чем-то главным.

Даже
Прощалось море с Сашей в теплую слезу! –   
Оно-то знало: не вернется, хоть «зову
И жду его»…

Он уезжал. С ним ехал дальше
«Кавказский пленник», недописанный  в «краю
Священном»;  ехал и Онегин, в час тот – скрытно…
Из Симферополя он, налысо обритый,
Вез под татарской тюбетейкой весь Юрзуф
Через Одессу, Кишинев…

И вся Россия
Глазами Пушкина увидела тот Крым
Уж на бумаге, и зачитывалась им!

А Александр Сергеич  с небом, морем синим
Тем не расстался – до конца! – под  хлада сень
Везя душой себя другого, духом, телом,
Излиться б словом в виноград – в ту осень спелый – 
Златым пером, бы впасть и в холст сей  кисти велей….

Там с ним прощалась лже-свобода – бо созрел он! –
На младость павшая романтикой, как тень.

Там, на скале, прощался с ним 
Вчерашний день.   







_______________________________________

*Стихотворение "К морю" ("Прощай свободная стихия") Пушкин написал в 1824 г. перед отъездом из Одессы в новую ссылку – в Михайловское.

*В своей работе «Недвижный страж дремал на царственном пороге», написанной  тоже в 1824 году,
как  и «К морю», — Наполеон представлен как «мятежной вольности наследником и убийцей».

* «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» - картина Репина И.Е.1911 год.

*Уже в ноябре 1836 г. Пушкин писал крымскому жителю Н.Б.Голицыну: "Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату; письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего Онегина и вы, конечно, узнали некоторых лиц. Вы обещаете перевод в стихах моего Бахчисарайского фонтана. Уверен, что он вам удастся..."




14.07.16г.


Beethoven - Sonata Claro de Luna (60 Minutos) - M;sica Cl;sica Piano para Estudiar y Concentrarse