Уроки Преображения

Александр Азовский
“И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце...” (Мф.17:2).
“Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу,  как от Господня Духа” (2Кор. 3:18).

Этот праздник называют яблочно-медовым спасом и людям предлагают активно вкушать яблоки с мёдом. Однако желающим знать Христа не по плоти, а по духу, желательно усвоить духовные уроки Преображения.
Важный урок заключается в том, что Иисус взял трёх Своих учеников и возвёл их на высокую гору (Мф.17:1). Многие читатели Библии недоумевают: “Как это взял? Насильственно принудил их идти за Собой, что ли? Употребил при этом сверхъестественную силу?”
В наши дни восхождение альпинистов  на высоту 8000 метров равнозначно завоеванию золотой олимпийской  медали. А ученики Иисуса, услыхав Его предложение, не спрашивали: “Куда? зачем? почему?” Не ставили они никаких предварительных условий, а безоговорочно пошли вслед  за Учителем. И не пожалели.

Преображение Христа:
В  тот день – под гром из облаков,
Как солнце, Иисус блистал
В кругу Своих учеников.

А  Пётр, Иаков, Иоанн
Внимали зову с вышины:
– Мой Сын возлюбленный дан вам –
Его вы слушаться должны!

Перед глазами вроде птиц
Летали яркие огни.
И пред Христом упали ниц
В благоговении они…

Их послушание увенчалось благословенным видением. Впрочем, восхождение на высокую гору не было капризом, а сюрпризом для них. Внизу, в долинах много народа, там –   суетливая толкотня, а здесь – благоговейная уединённая обстановка, благоприятная для общения с Богом. Когда-то так Моисей взошёл на гору, и после общения с Богом лицом к лицу лицо самого Моисея стало сиять лучами, о чём он не знал (Исх. 34:29-30).
 
В Псалме 14-м Давид восклицает: “Господи! кто может пребывать в жилище Твоём?  кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и говорит истину в сердце своём; кто не клевещет языком своим...” (ст.1-3). В Псалме 23-м  звучит тот же риторический вопрос: “Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно” (Пс. 23:3-4). В горах чище воздух, целебный и полезный для долгожительства. Апостол Павел призывает “помышлять о горнем” (Кол. 3:1), то есть иметь праведный образ мышления, чуждый низменных похотей. Человек, восходящий на высокую гору Преображения для молитвы и общения с Богом, никогда не пожалеет о затраченных для этого усилиях.

При молитве вид лица Иисуса изменился (Лк. 9:29) и Его лицо просияло как солнце. Солнце правды, несущее целительную энергию в своих лучах, способствует процессу духовного фотосинтеза и обладает бактерицидным действием, т. е. убивает все болезнетворные микробы греха в наших душах. "Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум" (1Ин. 5:20). У Бориса Пастернака впечатляюще изображён этот живительный свет Преображения:

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Лицо Христа не для всех сияет как солнце и не всегда. Вряд ли оно сияло удовольствием, когда два Его ученика – сыновья Зеведеевы – воспламенились ревностным желанием сжечь самарянское село в отместку за отсутствие гостеприимства его жителей. Не сияло лицо Христа подобно солнцу и тогда, когда ученики запальчиво выясняли отношения, кто из них больше. Не возрадовало Христа и поведение Петра в Гефсиманском саду, когда пылкий ученик рубанул мечом воина из спецназа, явившегося для ареста Учителя. Эта настроенность была в нём и раньше, когда он спрашивал: “Господи, не ударить ли нам мечом?”
Утомившись от напряжённого подъёма на гору, ученики отягчены были сном и, бесспорно, проспали некоторую часть богослужения на горе Преображения. Не потому ли Пётр внёс несколько странное предложение: организовать три шалаша,  – для Христа, Моисея и Илии. Чувствуется, что он ещё не совсем отошёл от  бремени сонливого состояния. В последние дни, как предсказано Иоилем, юноши будут видеть видения, и старцы сновидениями вразумляемы будут. Никто не препятствует людям отдыхать в собраниях душой и телом. Однако, если старцы на богослужениях не бодрствуют и вразумляются сновидениями во время проповедей – это печально.

Два важных урока из события Преображения таковы: поступать так, чтобы лицо нашего Учителя сияло лучами одобрения и не спать там, где следует бодрствовать.

Горы Преображения встречаются везде: и в церквах, и у одра болезни. На их вершинах – Божественные откровения, созерцание Божьего Лица, сияющего славой неба. На горах Преображения – любовь, красота, святость и совершенство!

Есть два варианта преобразования: метаморфоза и мутация. Метаморфоза – позитивное преобразование, а мутация – негативное. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).  В послании к Эфесянам апостол Павел призывает их «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23-24).
На горах Преображения мы учимся быть послушными Иисусу. Недаром там ученикам прозвучал голос с неба: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте”.  Другими словами: не только слушайте голос Доброго Пастыря, но и будьте послушны Ему, исполняйте Его волю – благую, угодную и совершенную!
И ещё: нам нужно учиться сосредоточиваться на Иисусе. “Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса” (Мф. 17:8).

В Псалме 15-м Давид воскликнул: “Всегда видел я пред собою Господа. Он одесную меня, не поколеблюсь” (ст. 8). Как же необходима нам такая сосредоточенность на Иисусе, чтобы взгляд не сбивался с этого духовного фокуса.
Как известно, рассеянность губит многих водителей. Шофёр должен видеть пешеходов через ветровое стекло автомобиля, но при этом ему следует замечать такие моменты, как “дети”, “пьяный” или “слепой”. Он должен не замечать отвлекающих признаков этих пешеходов – цвет их костюмов, волос, черты лиц, которые не определяют  выбор стратегии его поведения за рулём и не влияют на характер его действий по предотвращению дорожно-транспортного происшествия.
Так, например, корректор видит ошибки, опечатки, а читателю это не обязательно – это его отвлекает от содержания произведения.

“Его слушайте”. “Как послушные дети”, – читаем мы у апостола Петра. Кто-то сказал: ”Господь хотел, чтобы мы слушали в 2 раза больше, чем говорили, поэтому Он дал нам два уха и только один рот”. Слушать – не значит схватывать слова, произносимые собеседником. Слушать – это схватывать смысл и эмоции, стоящие за этими словами. Как же нам важно, идя в Дом Божий, быть более готовыми к слушанию и послушанию.

Он преобразился... Белыми, как снег,
Стали вдруг одежды и исчезли тучи.
Солнцем стал Христос, и, видя этот свет,
Предложил апостол там воздвигнуть кущи.

Испугавшись, пали ниц ученики.
Но Господь десницей их Своей коснулся –
И, проснувшись, стали растирать виски,
Никого не видя, кроме Иисуса.

И когда мы будем в окруженье тьмы,
И на сердце станет очень-очень грустно,
То должны уроку научиться мы:
Никого не видеть, кроме Иисуса.

Ещё один урок Преображения состоит в том, чтобы взирать на славу Господню, преображаться в тот же образ. Это, прежде всего, “преобразование обновлением ума нашего” (Рим. 12:2), которое Господь осуществляет Словом Своим, извлекая из груди нашей сердце каменное греха и ненависти и пересаживая взамен него сердце любви. Вследствие такой «кардиотрансплантации» христианин обретает новый образ мышления, постигающий мудрость Божию, Его свет и разум (1Ин. 5:20).

Далее, преображаясь от славы в славу, как от Господня Духа, возрождённый христианин обретает характер Христа. Носящий некогда образ перстного Адама, он начинает носить образ небесного (1Кор. 15:49). Греческое слово “характер” означает “чеканку, печать”. Общение с Богом приводит к тому, что мы получаем в душах отпечатки “чувствований Христовых”, или, как пишет апостол Павел в послании к римлянам:  “А кого Он предузнал, того и предопределил быть подобными образу Сына Своего” (8:29). Более того, Иисус и наше “уничижённое (болезнями и смертью) тело  преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его” (Фил. 3:21). И, наконец, наступит день, когда мы “будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1Ин. 3:3).

Преображённая жизнь – это жизнь Христа в нас! Его сила в нас! Его характер и любовь в нас! И тогда мы на самом деле становимся письмами Христовыми для людей.

Апостол Пётр на горе Преображения воскликнул: “Господи! Хорошо нам здесь быть!” (Мф. 17:4). Там, где Христос –  всегда хорошо. Со Христом и в тюрьме свобода, без Христа и на воле тюрьма! Когда Бог создал мир, Он сказал:  “хорошо”. Давид пел: “Как хорошо и приятно жить братьям (и сёстрам) вместе”.

Не всё хорошее – приятно и не всё приятное – хорошо. Подчас человеку хочется сладкого, а ему это не полезно, ибо у него диабет и ему следует придерживаться диеты. Другому пациенту доктор назначает горькие лекарства, болезненные уколы или даже операцию  – всё это неприятно, но хорошо. Но если не всё то, что приятно – хорошо, и не всё то, что хорошо –  приятно, то и хорошо и приятно жить верующим людям вместе, т.е. в гармонии с Богом и Его народом.
В церкви такое гармоничное единство обеспечивается Христом. Он – Глава и всё Им стоит! Как в музыке, в частности, в хоре есть разные голоса, но, подчиняясь единой мелодии и регенту, хор поёт слаженно, так и в Церкви Христовой – этом вселенском духовном живом организме – хорошо быть в единстве духа в союзе мира. И, находясь в таком благословенном общении, где мы слушаем Слово Божие, которое для нас слаще мёда и которому мы радуемся, как получившие великую прибыль, мы не можем удержаться от восклицания: “Господи, хорошо нам здесь быть!”
«Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!» (Пс. 103:31).