Под впечатлением от Олимпиады в Бразилии

Сергей Таллако
Закончилась Олимпиада. Вспомнились слова героя одной из миниатюр Аркадия Райкина: «Работа проделана большая. Дальше так дело не пойдёт!» И вспомнилась книга Юрия Власова «Справедливость силы». Многократный победитель олимпиад и чемпионатов мира по тяжёлой атлетике был, вместе со своим тренером, исследователем возможностей своего организма по подъёму рекордных тяжестей на штанге. Убеждённый сторонник атлетизма без применения специальных медицинских препаратов для получения дополнительных преимуществ перед соперниками он утверждал, что только такой спорт развивает волю спортсмена и формирует совершенного человека. Однако разработка новых и новых стимуляторов сил набирала «обороты». Появились и продолжают появляться новые средства, часть из которых объявлялась «запрещёнными», их применение грозило дисквалификацией спортсмена. К другой части отношение спортивно-медицинской общественности было более либеральным. Но, по истечении некоего срока случалось, что некоторые вещества из второй части постановлением соответствующих международных комитетов и комиссий переводились в часть первую – запрещенную. Юрий Власов, сделав в спорте почти всё, что хотел, из него ушёл, неодобрительно наблюдая за дальнейшим развитием «химической фантасмагории», - со стороны. И стал прекрасным писателем.
.
Олимпийские состязания – от олимпиады к олимпиаде – приобретали всё более ярко выраженную политическую окраску. Стоимость создания спортивного олимпийского комплекса и проведение на территории страны очередных Олимпийских игр выражается в наши дни многими миллиардами долларов. Спортсмены оказались вовлечёнными в очень серьёзную финансовую игру помимо своей воли. Рискну предположить, что они предпочли бы игры «по Гамбургскому счёту», т.е. выбрали бы состязания на локальных спортивных площадках в присутствии специалистов – коллег, но без окружающего столпотворения праздной толпы зрителей. Но их не спрашивали. Вокруг их спортивных целей и успехов стало нарастать удушающее кольцо из политики и бизнеса. И тут вспоминаются слова известного политика про то, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы бизнес ради 300% прибыли. Простите за аналогию, но лошади на скачках нет дела до сумм, вложенных в строительство ипподрома или поставленных в тотализаторе. А деловым людям, вложившим деньги в строительство, важна отдача в виде проданных билетов, арендованных мест в отелях, отчислений от организаторов тотализатора и прочего. Зрелищность побед на огромном пёстром стадионе служит спорным, но ярким аргументом в пользу страны, чьи граждане взошли на подиум победителей. Это было известно давно, переосознано и в пору современных информационных войн и большой политики. Поэтому медицинские препараты, «заточенные» на быстрое достижение успеха «здесь и сейчас», оказались, как нельзя более, кстати. Ведутся дорогие медицинские исследования, синтезируются новые химические вещества-стимуляторы, но и разрабатываются приборы-анализаторы с максимальной чувствительностью к следам запрещённых средств в крови спортсмена. Наряду с зрелищной борьбой на стадионах, идёт незримая «пробирочная война» по синтезу и применению веществ-стимуляторов, ещё не попавших в число запрещённых, и по созданию приборов, которые позволят в уже отобранных пробах прошлых Олимпийских игр обнаружить следы этих веществ и поставить под сомнение полученные медали.
.
Лошадь, погоняемая жокеем, мчится по ипподрому, выкладываясь по-полной, но судьба её успеха на финише может быть оспорена людьми в белых халатах, сидящих перед газовыми хроматографами с масс-спектрометрическим «окончанием», например. И часто это, увы, – вопрос денег из будущих 300% прибыли. Поэтому, пройдя в прошлом не одну тысячу километров на лыжах и пешком и не одну сотню километров, сплавляясь по рекам, отдав более сорока лет моей любимой науке, я не смотрю репортажи с Бразильской Олимпиады – ни вживую, ни в записи. Говоря словами Штирлица Юлиана Семёнова, я не люблю, когда меня держат «за болванчика» в польском преферансе! Даже, если это дяди в около олимпийских комитетах и комиссиях! «Работа проделана большая, но дальше так дело не пойдёт!» С вводом в употребление искусственных стимуляторов сил спортсмена предано Олимпийское движение древней Греции, возобновлённое, было, бароном Кубертеном. Предана справедливость силы.