Толкование часто употребляемых библейских истин

Сан-Торас
Рецензия на «Библейские пословицы» (Виолета Костанова)

______Славная работа, Виолетта! - список библейских мудростей можно продолжить:))
Вношу свою лепту - т.е. фразы, которые часто употребляю в стихах и в жизни:
*
____К слову - "Внести свою лепту", то бишь  внести посильный вклад.
Лепта -  мелкая медная монета.
 По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в хромовую жертвеннику, стоили гораздо больше богатых пожертвований! Поскольку вдова отдала все, что имела - упоминается этот эпизод в Ев Марка - 12,41-44
и Луки 21,1-4).
*
_______Неопалимая купина -  символ вечного, непреходящего.
 Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3,2).

Вспомнил об этом в стихах к России:

Очнется разум постепенно
От обморока смутных дней.
Летящий ангел непременно
Коснется Родины моей!

Пусть от его прикосновенья,
Загадочно и не спеша,
Из вязкой глины заблужденья
Восстанет русская душа.

И с яростной жестокой силой,
Рванется к выси голубой,
И миру явится Россия
Неопалимой Купиной.

*
_____Не ведают, что творят. "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23,34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: "Отче отпусти им, не ведят бо, что творят"
*
______Партийный лозунг:
 "Кто не работает, тот не ест!"
 "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь"
(2-е Фее. 3,10).
*
_____Вернуться на круги своя - означает возвращение к началу, либо все вернуть на свои места. Это прелестное выражение:
"И возвращается ветер на круги свои" (Екал. 1,6)
(по церковнославянски - "на круги своя")
*
______Метать бисер перед свиньями (понапрасну тратить слова перед людьми,
 не желающими или не способными оценить их смысл).
В стихах у меня:

"Время метать пред Нуф-Нуфами бусины"

Это опят же Матвей (7,6) в оригинале русского перевода звучит так:
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попали его ногами своими" . По церковнославянски жемчуг - бисер.

*
_____Нет пророка в своем отечестве.
у меня в иронических стихах:

"И нет в отечестве-порока:
Пророка, царства и коня!"

Это Лука: "Никакой пророк не принимается в своем отечестве" ( 4,24).
И еще:
"Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем"
Это Мат. (13,57) и  Марк (6,4).
*
______ Вы отметили это изречение:"Око за око, зуб за зуб",
 но его обычно трактуют неверно, поэтому остановлюсь подробней:
"Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев. 24,20), а также в Исх.( 21,24)
Это - ветхозаветный закон, речь об ответственности за преступление:
Человеку, причинившему вред другому, не может быть установлено наказание больше содеянного!
Ответственность несет конкретный виновник.
Закон этот имел важное значение, он ограничивал  в древние времена
повальную кровную месть.
 Когда за преступление человека  по отношению к представителю другого рода,
 мстили всему роду! -  при этом местью, независимо от степени вины, была смерть.
Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому современное толкование "око за око" как призыв к мести - ошибочно.
*
_____"Краеугольный камень"  - это нечто важное, основополагающее.
"Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный" (Ис. 28,16).

"Да возгодит купинный пламень,
Спасется род!
Краеугольный Сион-камень,
Да будет тверд!
 *
______"Человек не от мира сего". Эта фраза Иоана:
"Вы от мира сего, я не от сего мира" (Иоан. 8,23)
Взята из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также:
"Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18,36) -
Этими словами Иисус ответил Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский.
Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
*

____Нищие духом. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5,3).
В настоящее время трактуется совершенно в ином смысле!
Типа, ограниченные люди, лишенные духовных интересов.
Ненене, здесь речь о МУДРОСТИ! - Это одна из девяти Евангельских заповедей блаженства.
Нищие духом - смиренные, лишенные гордыни, всецело доверяющие Богу и они,
по выражению Иоанна Златоуста - "смиренномудрие".
______Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5,8).
*
____Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. 7,1 ).

*
______Не хлебом единым. Поэтому римляне хотели: "Хлеба и Зрелищ" 
"Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны.
(Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется по отношению к пище духовной.
*
_______Отделять плевелы от пшеницы - знчт - отделять истину от лжи, плохое от хорошего - это изречение из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы.
 Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить некрепкую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь
 (Матф. 13,24- 30; 36-43).
*
 
______Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению, Остап Бендер использовал в 12 стульях:).
"И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2,4). Орало - это плуг._
*
_____Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием).
"А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Матф. 10, 14), а также Марк. 6,11; Лук. 9,5; Деян. 13,51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.
*
______Первым бросить камень. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан. 8,7)
Это слова Иисуса в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

*
_____Плоть от плоти - это родственная близость, вообще сами эти слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама:
"И сказал человек:
вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт. 2,23).
*
_____Нести свой крест - т.е. покорно переносить тяготы с судьбы.
Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).
А потом Господь простил разбойника казненного вместе с его сыном, поскольку
бандит раскаялся:

Взял в шуточные стихи:

"Грешить и каяться -
Удел нам нравиться!"
*
_______Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость.
Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
"Ни одна йота или ни одна черта не пройдет _____Питаться медом и аркадами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать).
(Марк. 1,6).
Иоанн Креститель, живя в пустыне, вел аскетический образ жизни и питался диким медом и аркадами, аркады - это простая саранча, чем не мясо?:)))) из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания.
*

______Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1,6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

*
_____Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). НЕНЕНЕ! Здесь
искаженное понятие церковнославянского текста!
"Ложь конь во спасение, во множестве же силы свое не спасется"
Это(Пс. 32,17), что означает: "Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею".
*
_____Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31).
*
____Во главе угла (главное, приоритетное). "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117,22).
Это фраза многократно цитируется в Новом Завете
(Мат. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).
*
_____Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время).
ОЗНАЧАЕТ - "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру"
(Екал. 3,1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
*
_____Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца).
Я использовал в своих "Письмах к Сенеки":
"Воспряли, воспринял, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51,17).
*
_____Камень преткновения (препятствие на пути). "И будет Он ... камнем преткновения, и скалою соблазна" (Ис. 8,14).
Это цитата из Ветхого завета, она часто цитируется и в Новом Завете
(Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).
*
_____Всякой твари по паре - эти слова употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании, взяты они из истории о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8).
*
_____Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40,3).
Цитируется и в Новом Завете тоже (Мат. 3,3; Марк. 1,3; Иоан. 1,23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
*
______Грехи молодости. "Грехи юности моей ... не вспоминай ... Господи!"
(Пс. 24,7).
*
_____Да минует меня чаша сия. - это слова из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне распятия. Он не хотел умирать:
"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия! - впрочем,
не как Я хочу, но как Ты" (Мат. 26,39).
*
_____Камня на камне не оставить - т.е. разрушить до основания.
"Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24,2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
*

Сан-Торас   26.08.2016 20:02   •   Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
____Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).

_____Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). "А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Матф. 7,26-27).
*
_____Путеводная звезда -это Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью - либо жизнь, деятельность.
У меня в иронических стихах:

"И папертью вам дорога, да без тряски езда!
И да святится с лунного рогу Поцэводная в путь звезда"
*
_____Скрежет зубовный. "Там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12)
Это слова Иисуса об ужасах ада.
В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

У меня в тексте:

"И перетер он сквозь скрежет зубовный
Весь путь свой греховный, весь путь свой духовный"
*
______Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке).
Эта фраза взята из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант
вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мат. 25,14-30). Слово "талант" - в первичном смысли мера веса серебра, но это слово стало синонимом выдающихся способностей.
*
_____Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим).
Это от (Луки 16,13) - "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нарежьте"
*
______Золотой телец (богатство, власть денег) Иль и Петров взяли в название
своего романа "Золотой теленок" - это слова из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32,1-4).
*
_____Служить маммоне - тоже часто употребляю - это знчт - чрезмерно заботиться о материальных благах - маммона - богатство:
"Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6,24).
*
Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5,16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.
*
__Злоба дня (актуальная проблема данного времени). "Довольно для каждого дня своей заботы" (Матф. 6,34). По церковнославянски: "Довлеет дневи злоба его".
*
______Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).
*
_____Жнет, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). "Жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал" (Матф. 25, 24). "Берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял" (Лук. 19,21).
*
_____Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18,12-13; Лук. 15,4-7).
*
_____Труба иерихонская - т.е. не в меру громко!.
Это из повествования об осаде иудеями города Иерихон, когда от звука священных труб и от крика рухнули стены города (Навин. 6).
*
_____Фома неверующий - так говорят о сомневающемся человеке.
На деле Апостол Фома, который не сразу поверил в воскресение Христа:
"Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25).
А потом Фома своей смертью ради веры Христовой, искупил все свои сомнения.
*
_____Содом и Гоморра - т.е. крайняя распущенность, или неразбериха.
Фраза взята из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал вместе с жителями за распущенные нравы. (Быт. 19,24-25).
*
____Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17).
*
_____Фиговый листок - типа, поверхностного оправдания, либо лицемерное прикрытие чего-то постыдного.
Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева)
(Быт. 3,7).
*
_____Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!" (Еккл. 1,2).
*
_____Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26,15).
Остановился на этом чтобы уточнить, что сребреник - это древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам и напомнить, что Иуда раскаялся,
он повесился на осине.
*
____Тьма кромешная, это не ночь и темнота, как принято думать - конкретно
это символ ада.
"А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
*
______Умывать руки, что означает устраниться от ответственности.
Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
"Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24).
*
_____Глас вопиющего в пустыне. У Вас это выражение отмечено из Ветхого Завета
(Ис. 40,3). Оно еще цитируется и в Новом Завете по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв. (Мат. 3,3; Марк. 1,3; Иоан. 1,23)
*
______Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. "И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную" (Исх. 3,8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11,9).
*
______Слово не стрела, а разит.
"Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка"
(Сир. 28,21).

Спасибо, Виолета, что дрогнули меня в эту тему:))
У меня от Москвы до Носа, почти сутки лета - половина в небе,
а высота, а сизая, стылая - холодная...
Цвет неба СИЗЫЙ с просинью, с белесоватно голубым
отливом, местами серосиний, с синевой и видел я в небе диких голубей
- сизые, с черными перевяслами по крыльям.

Экспромт на сизость:))

~<>~~<>~~<>~

Воровать бы, да снЕдать
До последнего дюймца
И деснице не ведать,
То, что делает щуйца.
Санто. поэма "Славяне"

*
В небе сизом - голубь сизый,
В сизо-облачных бессильях
Прошерстелый ветер бризом,
(С перевяслами на крыльях)

Тучи пересто ерошит,
Хлябь синеющую пушит,
Град хрусталиной горошин
Огорошивает души.

В сизой мгле безмолно дышит
Всемогущее безбожье -
Никого никто не слышит,
Никому никто не должен.

Довели до кровной распри:
Гуще яду - горше жало!
Нет добра! – Добро угасло,
Охолонув остужало.

Не ватажимся с былицей -
Все влеготку, только б голдить
Агнец рядится лисицей,
Словом истин не измовить.
_____ Да в этом стихо много старославянских слов оставлю пояснялы:

*Ватажиться - знаться, общаться, дружить.( славянский оборот)

*Былица - правдивый рассказ.( на старорусском)

*Влеготку - легко, свободно, без труда.( славянское слово)

*Голдить – золотить от англ.Gold (золотой)

*Десница и шуйца - правая и левая рука.( на старорусском)

*Перевясла - жгут, которым снопы перевязывают.

*СнедАть - несколько значений:

1.- принимать пищу - есть.

2.- губить, уничтожать, мучить, терзать.
*
______Получил удовольствие от Вашего эссе, Виолета!
Но время мое вышло прощаюсь - пора на работу:))))

Сан-Торас   26.08.2016 20:02