Убитое поле. Плоклонный Крест и камень в память о

Юрий Алексеевич Белоусов
Убитое поле. Поклонный Крест и камень

в память о воинах Евпатия Коловрата.

В июне 2016 года группа энтузиастов из Рошаля - участники литературно-краеведческого клуба «Сердце Мещеры» решили посетить урочище Убитое поле, что на Владимирщине. и по старым картам, находится где то недалеко от старинного русского города Покров, за рекой Клязьмой, на территории Костеревского военного лесничества. Решили - посетили, благодаря помощи сообщества исследователей Мещеры «ГеоШушмор» и Покровского краеведческого музея, при участии Глав Рошаля, Покрова и Петушков, а также многих хороших и неравнодушных людей. На этом  месте, рязанский воевода Евпатий Коловрат с отрядом в 1700 воинов принял свой первый бой с тьмой ордынцев царя Батыя в январе 1238 года. Мы видели образ нашего Неистового Евпатия и твердили слова песни Юрия Белоусова:

Орды Батыя потребовав дань,

Люд русский били, сжигая Рязань.

Башни и церкви в огне и дыму.

Это монголы грабят Москву.

Путь на Владимир открыт. Неизбежность.

Орды везде средь лесов русских снежных.

Но по следам этой вражеской рати

Скачет отряд, и неистов Евпатий.

И в миг этот, братья,

Хотелось мне петь.

- Что хочешь Евпатий?

- В бою умиреть!

Ой да, гуся, гуся, гуслица

Поет в родной дали

Борется Русь моя.

С Богом богатыри.

И нам так захотелось установить здесь что-то памятное, что уже через два месяца, а именно 25 августа 2016 года, в рамках автопробега на внедорожниках по «Маршруту Героев №1» проекта «По следам Евпатия Коловрата», здесь были установлены поклонный крест и камень с табличкой от благодарных жителей городского округа Рошаль.

А теперь все по порядку.

Наша экспедиция началась в 10:00 в Покровском краеведческом музее. Всегда гостеприимный директор - Лидия Борисовна Колосова провела экскурсию для молодежи из Рошаля и Покрова, и для экипажей московского клуба «УАЗ-Патриот». Ребята с удовольствием посетила экспозиции. Мы с Алексеем Артюхиным - Главой Рошаля и Евгением Баришевским - депутатом Московской областной Думы, еще раз с интересом обошли музей и обнаружили мои работы - графику подаренную Лидии Борисовне в июне 2016 года. «Мы вошли в историю! Поздравляю, Юрий Алексеевич», - объявил Алексей Артюхин похлопывая меня по плечу. В таких провинциальных музеях, как в Покрове, можно еще узнать истории, которые отвергает официальная наука. Сейчас ведь как считается: нет материальных находок - подтверждений, значит события легендарные. А легенды в исторические сведения не заносятся. На мой взгляд, то, что мы называем официальной наукой Историей, к сожалению, переписывается под желания сильных мира сего ежегодно. Вот и история о битве отряда Евпатия Коловрата с ордынцами царя Батыя на Убитом поле в январе 1238 года, это - легенда, хранимая покровчанами трепетно. Накануне нашего автопробега, мы проезжали по несуществующей Селищенской волости, побывали в местах выселенных в 50-е годы деревень. За 60 лет выросли огромные сосны, и от деревень след пропал, не считая развалин некогда богатых храмов в Курилово и Илкодино. Что там говорить о событиях почти восьмивековой давности. И деревянные дома, и людская плоть, к сожалению, тленны. А болота Мещеры хранят тайны, которые нам никогда не узнать. Земля Terra incognita, Матушка - Мещера, загадочная Русь. Мы хотим хоть немного эти тайны разгадать, поэтому и уезжаем в свободное время в непроходимые леса, просим у природы открыть свои тайны. Каких нибудь 15-20 км от районного центра, и на тебе: святое озеро Святец, белая дорога - смерти, одиноко стоящие храмы, урочища, капища, мегалиты…. Вот и Убитое поле - это 15 км за час, если повезет с погодой и временем года. Но нам повезло с погодой. Накануне прошел страшнейший ураган. Где-то по пути - деревья как косой покосило, несколько раз пришлось дорогу выпиливать бензопилой. За день до нашего мероприятия, простые парни из рошальской управляющей компании «Прогресс» в темное время суток и проливной дождь с грозой, установили на заданном мной месте поклонный крест. На мой взгляд, ребята герои! В мещерские леса не каждый может зайти без подготовки. А здесь в неизвестность, с картой из интернета и связью «в некоторых местах». Все случилось к полуночи. Наш Глава получил фото на телефон: улыбающиеся мокрые лица простых рошальских парней - героев у поклонного креста в мещерской ночи.

Вот и мы стоим у этого креста, у работы такого же простого жителя Рошаля. Он темный, с крышей, как у старообрядцев, с копьем и губкой, как по библии. Плотник делал поклонный крест три недели с благословения отца Иоанна Депутатова - настоятеля Крестовоздвиженского храма п.Мишеронский, настоятеля храма Рождества Богородицы в Николо-Пустопольском погосте (Куриловский храм), настоятеля храма Рождества Христова в Илкодино. Я любуюсь, думаю, что лучше места быть не могло! Перед развилкой дорог, справа, в направлении озера Святец - насыпан холмик, а на нем пробился сквозь строй полувековых сосен - молодой дубок. Его, еще накануне, мы окрестили Коловратом. Это он Коловрат восстал из прошлого, чтобы рассказать нам о том героическом сражении. А перед дубком вырос поклонный крест. На мой взгляд, его сделали с любовью.

По дороге на Убитое поле, лишь два автомобиля утонули в лужах. А как же без них после дождя? УАЗ «Патриот» вытащили и поехал, а вот старенькую, необорудованную «Ниву» - потеряли навсегда. Нет, она завелась, но водитель дальше с нами идти не рискнул.

Вот ходим мы по поляне такие гордые собой: путешественники - внедорожники, и вдруг из чащи, по дороге, где мы час назад реанимировали гордость нашего машиностроения, выезжает простой низкопосаженный корейский манипулятор с двухтомным валуном на борту в сопровождении трактора и китайского джипа - «паркетника». Это пробились через лес, все те же парни из «Прогресса» в сопровождении директора Вадима Андрианова. Ну не мог он иначе - пообещал. Когда мы с большими глазами спросили Вадима, как это произошло, тот скромно пожал плечами, мол, сам не знаю - Бог помог.

Еще через несколько часов добрался до места отец Иоанн с нашим местным депутатом Александром Губановым. Батюшкина «Нива» заглохла в пяти километрах от Мишерони. Пришлось выручать. Александр - сын уроженцев Илкодино, местный до мозга костей. Он потом еще своей «Нивой» спасет из грязи пару УАЗиков. А сейчас, Иоанн достал все, что нужно для церемонии освящения, и после слов наставления и небольшой беседы началась молитва. Если честно, у меня и у моих друзей по спине пошли мурашки. Мы чувствовали, что сделали благое дело, дело нужное людям, дело доброе. Мы знали - с нами Бог!

После освящения креста, от нас отделились сначала ребята из молодежного военно-патриотического отряда «Миротворец» (г.Покров), они уезжали в Петушки на мероприятие. А затем заспешили в Москву Дмитрий Павлович Барсков со своими коллегами по «ГеоШушмору» и Лидия Борисовна Колосова, с хорошими впечатлениями и подарками для музея. Она обещала посвятить этому событию целую экспозицию.

Оставшиеся 11 экипажей двинулись в вотчину священника Иоанна Депутатова, в урочище Курилово, а точнее - Николопустопольский погост, где стоит заброшенный с 1956 года Храм в честь Рождества Богородицы, известный, ещё с 17 века, по свидетельству Патриарших окладных книг. Его приход составляли окрестные деревни Курилово, Бажаново, Спиридово. Каменный Никольский храм построен в 1832 году на средства прихожан, на месте сгоревшей деревянной церкви. Он исполнен в стиле Позднего Классицизма и имеет приделы в честь Рождества Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1938 году храм закрыли. Долгое время на дверях был замок. В 1956 году деревню выселили, дома вывезли. К храму вплотную подступил лес. Вот уже шесть десятков лет простоял он, ветшая стенами, был разграблен, с купола сбит крест. Земля повсюду испещрена ямами «чёрных копателей». За неимением проходимых дорог, исчезло на топографических картах нового времени само обозначение храма в урочище. Из-за труднодоступности и малого количества информации он стал обретать полумифический ореол. С началом нового века интерес к храму начал возобновляться. Это место стали посещать туристы, краеведы. Осенью 2005 года бывшие жители переселённых деревень и их потомки посетили храм и отслужили в нем молебен. Лес под стенами вырубили. В нишах колонн и стен колокольни поставили иконки. Полукругом, из выпавших кирпичей, выложили алтарь, поставили деревянные кресты. С 2015 года настоятелем Храма стал священник Иоанн Депутатов. И вот через час езды по останкам дорог, когда-то населенной Селищенской волости, Иоанн показывал нам свои владения. Прошлой зимой он с единомышленниками вкрутил свайный фундамент для будущего скита, выкопал колодец. Этим летом заготовил материла для сруба. Он стойко верит, что его скит для мирян будет жить. И мы ему верим, и поможем. Ведь и миряне желают уединиться в лес, слить с природой, создать себе молитвенную и уединенную жизнь. Не на всегда конечно, а вахтовым способом. Пожили два прихожанина несколько дней, помолились - заменились, и с новыми силами в семью, на работу, на службу.

Алексей Артюхин ловко достал воды из колодца, в котором я день назад  спас ящерку, испил, и одобрительно сказал: «Хороша водица, легкая». Его примеру последовал Вячеслав Аракелов - Глава Покрова и Евгений Баришевский - депутат Московской областной Думы, прошедшие с нами весь «Маршрут Героев №1». Все одобрительно кивали головой. Не удержался и батюшка. Он честно признался, что испил воду из этого колодца впервые, ну как устоять, перед напором Глав? Мы накануне прошли весь маршрут, разведав дороги для экспедиции с краеведом Константином Семеновым. Здешние леса - царство змеиного бога Уру. Местные жители говорят, что находили кованных змей, которым поклонялись их предки, уже будучи крещенными. Это Мещера! Змей мы тогда не встретили, но ящерицу из колодца спасли. Она отблагодарила нас хорошими кадрами. Ну, фотомодель!

Осматривая Куриловский храм, мы понимали, что в Илкодино уже не попадаем. Конечно жаль. Ребята не увидят заброшенный храм Рождества Христова, поклонный крест и могилку бабы Анисья - последней жительницы Илкодино, отказавшейся переселяться в 50-е, и дожившей здесь до 90-х годов прошлого столетия. Значит есть повод всем вернуться через какое-то время.

Оставшиеся несколько километров по дороге, называемой в народе Грейдером, или стеклянной дорогой, так как раньше её подсыпали битым стеклом Мишеронского стекольного завода, оказался самый трудным. Мы решили не идти проверенным путем через Северную Гриву, Керву, Шатуру, а срезать. Как говорится: самый короткий путь тот, который ты проверил. Вот и влипли мы в грязь со своим ведущим УАЗиком. Благо вторым автомобилем шла «Нива» Александра Губанова с лебедкой. Он и нас вытащил и третью машину. Остальные прошли без проблем по накатанному. Лишь китайский джип - «паркетник» пришлось как бревно перетащить на тросе оборудованной машины депутата Баришевского. Ну если бы не было этой лужи - не было бы и яркого приключения! Все остались довольные. Впереди ждали подарки от Мишеронского храма, вкусный ужин от рошальских организаторов, уютный ночлег в лагере «Материк», вечерняя дискотека для участников автопробега, утренняя полоса препятствий в тай-парке веревочного городка, и желание вернуться сюда, в леса Матушки Мещеры - загадочной Руси.

Чуть больше года нашему проекту «По следам Евпатия Коловрата», еще меньше проекту «Сердце Мещера». За это время мы посетили музеи в городах и поселках Зарайск, Уршель, Гусь Хрустальный, Покров, Петушки, Рязань, Мишеронь, многие урочища заповедной Мещеры; создали литературно-краеведческий клуб «Сердце Мещеры»; совместно с сообществом исследователей Мещеры «ГеоШушмор» и сотрудниками национального парка «Мещера» совершили ряд экспедиций в загадочные места; разработали туристический «Маршрут героев №1» из Рошаля на внедорожниках: Крестов Брод - Мишеронь - Илкодино - Убитое поле - Курилово - Власово - Рошаль. Евпатий Коловрат стал символом нашего проекта. Мы придумали образ нашего неистового Евпатия. Он на эмблемах, на картинах и в глине побуждает нас совершать хорошие дела. Вот и 25 августа 2016 года, в урочище Убитое поле, при поддержке Главы городского округа Рошаль Алексея Артюхина, при участии Российского военно-исторического общества, сообщества исследователей Мещеры «ГеоШушмор», авто-клуба «УАЗ-Патриот» (г.Москва), администрации городского поселения Покров, Молодежного Совета при Главе городского округа Рошаль, управляющей компании «Прогресс», Покровского Музея, Покровского телевидения, Рошальского телевидения,  молодежного военно-патриотического отряда «Миротворец» (г.Покров), настоятеля храмов в Мишероне, Курилово и Илкодино отца Иоанна Депутатова - мы установили и освятили памятный крест и камень с гранитной плитой, на котором написано:

«На этом  месте, которое зовется Убитое поле, рязанский воевода Евпатий Коловрат с отрядом в 1700 воинов принял свой первый бой с тьмой ордынцев царя Батыя в январе 1238 года. От благодарных жителей городского округа Рошаль, 25.08.2016 г.».

Юрий Белоусов - руководитель литературно-краеведческого клуба «Сердце Мещеры», «Заслуженный тренер России», член Союза писателей России, Союза писателей Северной Америки, Союза журналистов России, Международной федерации журналистов.