На заре советской парапсихологии

Яков Рабинер
наверху
тюремная фотография
Александра Барченко


                НА ЗАРЕ СОВЕТСКОЙ ПАРАПСИХОЛОГИИ



Вступление.

1918 год. У власти большевики. Правда. на первом этапе своего правления они вынуждены делить власть с левыми эсерами. Именно левым эсерам, а не большевикам принадлежит авторство «Декрета о земле», который позже будет  изображаться, как сугубо большевистская инициатива. Кроме того, левые эсеры куда более влиятельны, чем большевики среди крестьян. С этим приходится, по крайнем мере, на первых порах, считаться.
Ленин, однако, всё более тяготится этим «браком по расчёту». Эсеры, как могут, тормозят маховик большевистского террора, без которого, по мнению Ленина, его партии не выжить. Они против драконовских мер в деревне, на которых настаивает Ленин. 
Убийство немецкого посла левым эсером Блюмкиным  даёт Ленину повод свалить убийство на левоэсеровскую партию, а затем подавить силой эсеровское недовольство  (мятеж), заодно закрыв рты дисссидентам в его собственной партии, настаивавших, во избежании Гражданской войны, на создании коалиционного  правительства.
С левоэсеровской партией покончено. Часть её лидеров уничтожена, а остальные ожидают своей дальнейшей участи в тюрьме.
Но вот, что удивительно, убийца Мирбаха Блюмкин, спровоцировавший эти в высшей степени драматические события, не только на свободе - он вновь на плаву. Более того, в качестве сотрудника Петроградскго ЧК он ведёт свой  первый, после расправы с его вчерашними однопартийцами,  допрос. 

Поводом для допроса стал донос в ЧК на известного в то время в Петрограде специалиста по оккультным наукам и парапсихологии Александра Барченко. 
Времена суровые. Возможностей выжить, свести кое-как концы с концами, в Петрограде всё меньше и меньше. Страна нищенствует. Ведь разрушать – не строить.
Барченко выручают лекции для Балтфлота. Они собирают немалое число слушателей. Они же становятся и поводом для доноса в ЧК, автор которого обвинил Барченко в антибольшевистских высказываниях. В те страшные времена «красного террора» обвинения такого рода  кончались обычно  тем же, чем кончался донос в средневековую инквизицию: допросом, нередко с применением пыток, и последующим за этим расстрелом.
Можно себе представить, что пережил учёный, отправляясь в ЧК. Но, к его приятному удивлению, выяснилось, что чекистам плевать на донос и что оказывается им просто захотелось побеседовать с учёным  о том, что так волновало и его самого: о телепатии, гипнозе, биоэнергии. Более внимательной, вдумчивой аудитории, чем «допрашивающие» его в тот день Блюмкин и другие  чекисты, у Барченко ещё не было. 

Лекции и публикации Барченко обратили на себя внимание не только  чекистов. 
В 1920 году Барченко по предложению известного психиатра Бехтерева выступил в возглавляемом им «Институте мозга» с лекцией «Дух древних учений в поле зрения современного естествознания».
Бехтерев в то время остро интересовался, как и Барченко, такими феноменами человеческой психики, как гипноз и телепатия. Вместе с известным дрессировщиком Дуровым, который проводил в своей лаборатории по зоопсихологии опыты внушения дрессированным собакам, Бехтерев сделал изучение телепатии одной из наиболее интригующих тем своих исследований.
В рамках этих исследований Барченко, по рекомендации Бехтерева, отправляется в научную экспедицию в Лапландию, на Кольский полуостров.
Барченко и Бехтерева привлекли туда сведения о странном психическом заболевании, весьма распространённом как среди местных жителей - лопарей, так и среди работавших в этом районе  русских. Болезнь носила порой чуть ли не эпидемический характер и врачи  19 века, не находя ей научного объяснения, прозвали её «психической заразой».   
Протекает это заболевание довольно странно. Больные вдруг начинают вести себя, как зомбированные существа: повторяют совершенно синхронно движения других, выполняют беспрекословно любые приказы и в дополнение к этому абсолютно нечуствительны к боли. Причём, погружались они в это состояние как в результате шаманских заклинаний и ритуалов, так и в отсутствие шамана, словно некая сила, гипнотизирующая и парализующая их волю, действовала на них даже на большом расстоянии. Вот это поражало воображение.
Причём, телепатические феномены, подобные тем, с которыми столкнулся Барченко,  были характерны не только для шаманов Кольского полуострова. По утверждению индусов, феноменальные телепатические способности были присущи и жителям таинственной Шамбалы, находившейся где-то на северо-западном Тибете. Барченко знал об этом, и в его сознании родилась постепенно теория об универсальности телепатических и иных, выходящих за грань обычного мышления, способностей  человеческого мозга.  Эти способности, как считал Барченко, намекали на целый пласт знаний и навыков, вполне доступных людям  доисторической цивилизации, уничтоженной в своё время в результате грандиозной земной катастрофы.  Частью этих знаний обладали, по мнению учёного, и шаманы на Кольском полуострове и жители загадочной Шамбалы, куда он мечтал попасть.

По глубокому убеждению Барченко человеческий мозг излучает так называемые Н-лучи - невидимую для глаза биологическую энергию, которая способна принимать и передавать  информацию. Настроиться на чужую волну мыслей, оказывается, так же просто, как настроиться на нужную волну в радиоприёмнике.   Нужно только научиться пользоваться этим скрытыми возможностями человеческого мозга. 
Телепатия (передача мыслей на расстояние), телекинез (передвижение предметов с помощью направленной психической энергии), гипноз - сулили огромные перспективы в сфере манипуляции человеческой психикой. Неудивительно, что опытами Барченко заинтересовались чекисты.  Они уже видели себя почти властелинами мира, который они завоёвывают с помощью оружия масссового психического поражения. Читать мысли врага, записывать телепатически на чей-то мозг свои приказы – да ведь это почище чем гиперболоид инженера Гарина! 
На вечере для  чекистского высшего состава, Барченко произвёл своими демонстрациями телепатии и телекинеза  такое огромное  впечатление, что сумел «загипнотизировать»  всем этим известного чекиста, заведующего секретно-политическим отделом ОГПУ  Я. Агранова. В конечном итоге, решено было отпустить деньги на исследования Барченко, включить его в качестве научного сотрудника в штат строго засекреченного нейроэнергетического отдела, подчинённого известному чекисту Глебу Бокию, и подготовить экспедицию в Шамбалу, о которой прожужжал все уши чекистам неугомонный  Барченко. Возглавить экспедицию должен был Барченко, а комиссаром при нём  был назначен Блюмкин.

Шамбала. Таинственная страна.  Оазис особой мудрости и знаний, где телепатия – привычная форма общения друг с другом. Только где эта
Шамбала – вот  вопрос. Похоже, что ответа никто толком не знает. Одни утверждали, что Шамбала определённо находится в Гималаях, где-то в районе Тибета, другие, что она – на Алтае, а может быть в Крыму, ещё одни, что она существовала в древние времена в Персии, ну а самые большие оригиналы утверждали, что она находится в полом центре земли.
Так вот, Барченко верил в  существование Шамбалы на Тибете  и заразил этим чекистов, включая и Блюмкина.  К концу 1925 года все приготовления к экспедиции завершились. Была даже составлена подробная карта маршрута. Большевики выделили на экспедицию изрядную по тем временам сумму денег, равнявшуюся приблизительно 600.000 тыс. долларам. Но межведомственная война привела к тому, что в Тибет отправился только Блюмкин. Инициатора всей этой затеи с Шамбалой Барченко оставили дома. 

Близость к карательным органам оказалась для Барченко в конце концов  роковой.
В мае 1937 года он был арестован. Поводом для широкой волны арестов Бокия, Барченко и других стало, организованное Барченко эзотерическое общество «Единое трудовое братство».
Вот что пишет об этом автор интернетовской статьи-исследования: 
«В 1923 г. , вернувшись из Лапландии, А. В. Барченко окончательно решил, что настало время для объединения учеников и единомышленников в некое эзотерическое братство — то, что ОГПУ впоследствии назовет «масонской организацией». Так в Петрограде появилось объединение адептов «Древней науки» — Единое Трудовое Братство (далее ЕТБ). Моделью для него послужило Единое Трудовое Содружество Г. И. Гурджиева, о котором А. В. Барченко услышал впервые от С. П. Шандаровского, одного из его бывших членов. Цель «Единого Трудового Братства» состояла в изучении философии, истории мистики и нравственном усовершенствовании...
Личность и идеи А. В. Барченко, несомненно, импонировали многим его коллегам, которых, наверное, правильнее было бы назвать «сочувствующими», нежели фактическими членами братства. Э. М. Кондиайн (один из участников «Братства) вспоминает в своих записках: «Александр Васильевич как лампа мотыльков притягивал самых интересных людей. Многие профессора (Бехтерев, Кашкадамов, Капица и др.) очень интересовались достижениями Древней науки. Часто собирались они у него, где он проводил интереснейшие беседы».
В конечном итоге Барченко был обвинён в создании «масонской контрреволюционной ложи» и, не много ни мало, как «в шпионаже в пользу Англии» – популярном среди сталинских следователей обвинении.
15 ноября 1937 г. был расстрелян Бокий, а 25  апреля 1938 года в чекистской бездне исчез и сам Барченко. Вместе с ним исчезли и его уникальные исследования по телепатии.
«Барченко, -  пишет в статье о нём В.Н.Дёмин, - даже удалось убедить палачей отсрочить исполнение смертного приговора.  Ему дали карандаш и увесистую стопку бумаги, чтобы смертник  обстоятельно изложил всё, что знал. А расстреляли на другой день после завершения исповеди. Рукопись немедленно упрятали, да так, что с тех пор ее почти никто не видел. Даже легенду сочинили: дескать, пропало всё, когда в трагическом 41-м немцы подошли к Москве и пришлось сжечь архивы НКВД. Верится не очень— больно уж велика была засекреченная тайна!»

Явно неадекватная содеянному жестокая расправа НКВД с Барченко и исчезновение его рукописей говорит о его причастности к знаниям особого порядка, которые, видимо, настораживали энкедистов возможностью утечки важной информации при живом, плохо контролируемом ими и одержимом своими идеями учёном*. 

Хотя Барченко надеялся что когда-нибудь его исследования послужат на благо человечества, возможно, что именно они помогли сталинским «телепатам» в создании так называемого «человека нового типа». Жёсткой государственной пропагандой, тотальной промывкой мозгов был «сконструирован» некий образец, эталон человека, которого можно будет затем размножать или, выражаясь современным языком клонировать. Чем не зомбирование в государственном масштабе? Миллионы одинаково мыслящих и одинаково действующих верноподданных режима. Тот самый пресловутый ГОМО СОВЕТИКУС сталинского типа, который будет осуждать, клеймить, призывать к ответу, требовать смертной казни для так называемых «врагов народа», доносить, допрашивать, ломать кости упрямцам и безжалостно убивать выстрелом в затылок всех тех, на кого ему укажет сталинская власть.

Интересная информация о парапсихологии уже в наши дни (свидетельство эволюции идей Барченко) промелькнуло в газете "Аргументы и факты".
"Журнал Минобороны, - пишет газета, - сообщил о существовании в Рф технологий боевой парапсихологии, позволяющих взламывать компьютерные программы, проникать в мысли противника (например, применять телепатию во время допроса) и даже читать документы на иностранном языке, лежащие внутри закрытого сейфа.
Такие исследования ведутся,- сказал "АиФ" капитан 2-го ранга, аналитик Александр Пылаев. - Но подобные технологии не дают стопроцентного результата и могут быть использованы лишь для дополнительного сбора разведданных..."
По сведениям "АиФ" парапсихологию изучали с 1960-х гг., в т.ч. в советской академической науке, с целью выявить сверхвозможности человека. Работы велись и под эгидой Генштаба, а технологии проходили обкатку в Афганистане, Вьетнаме и Чечне".

Газета "Аргументы и факты". №15, 2019 г.
__

Публикации Барченко:

статья «Передача мыслей на разстоянiе» // «Природа и люди», 1911, № 31
роман «Доктор Чёрный» // «Природа и люди», 1913, № 1-5
роман «Из мрака» (1914)
сборник рассказов «Волны жизни» с собственными иллюстрациями (1914)
повесть «Океан-кормилец» (1918, второе издание)
«Введение в методику экспериментальных воздействий энергополя» (конфисковано НКВД])

Публикации В.М. Бехтерева:

 Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
Объективная психология, СПБ, 1907-10;
Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908

* Барченко был реабилитирован 3 ноября 1956 г.