Эйфория эмоций

Василий Слынько
...Написав рецензию на это стихотворение, я заметил, что она может иметь
самостоятельную ценность. Поэтому публикую её здесь. Авторский текст
Нины Маренцовой и Андрея Бирюзы взят в двойные угловые скобки.
С глубоким уважением к авторам, В. С.

* * *
Нина Маренцова
http://www.stihi.ru/2016/08/25/5288

В соавторстве с Андреем Бирюзой
http://www.stihi.ru/2016/08/25/5279

   <<Эйфория эмоций - проявление Жажды,
   Колыханье грехов, притяженье земли.
   Это где-то внутри, и коснувшись однажды
   Жадной хваткой уводит бессмертье зари.
 
   Но однажды покинув оковы Сансары,
   Устремишься туда, где чарующий свет
   Там божественый лотос, как  спутник Нирваны
   Переливом  всё время  меняет свой цвет>>.

© Copyright: Нина Маренцова, 2016
Свидетельство о публикации №116082505288"
=================================================

ЭЙФОРИЯ ЭМОЦИЙ – ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ

1. Стихотворение очень красивое и поэтичное. Но давайте, бесстрастно понаблюдаем
за ним, как это постоянно рекомендовал своим слушателям Джидду Кришнамурти.

"ТАМ БОЖЕСТВЕНЫЙ ЛОТОС, КАК СПУТНИК НИРВАНЫ
ПЕРЕЛИВОМ ВСЁ ВРЕМЯ МЕНЯЕТ СВОЙ ЦВЕТ".

Изменение цвета божественного лотоса (который переливается всеми красками радуги)
является циклическим, потому что основные оттенки (красный, жёлтый, зелёный, синий и
т.д.) периодически повторяются. Даже если предположить, что происходит постоянное
смещение в сторону более высоких цветовых "октав", невозможно избежать унисонов с
уже "прозвучавшими" оттенками.

Но как только мы признаём повторяемость, цикличность и периодичность этой
"цветомузыки", становится заметно, что она мало чем отличается от сансары – колеса
перевоплощений, которое обладает теми же признаками цикличности: рождения, расцвета,
увядания и смерти. Смена цветовых оттенков божественного лотоса означает непрерывное
рождение новых и непрерывную смерть предыдущих оттенков. Так становится понятной
ошибочность противопоставления жизни и смерти, вдоха и выдоха.

2. "ТАМ БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛОТОС, КАК СПУТНИК НИРВАНЫ"

Нирвана означает полное угасание свойств и признаков и слияние с или растворение в
великой изначальной (и всё порождающей) пустоте. Другими словами, нирвана означает
переход из проявленного состояния в непроявленное, аналогом которого на уровне
материальной Вселенной является махапралайя – "великое растворение".

Божественный лотос, что бы мы ни понимали под этим явлением, является проявленной
структурой, обладающей конечным набором тонкоматериальных признаков. Бесконечным
набором противоположных (и взаимно скомпенсированных в ноль) признаков обладает
только пустота. В этом её принципиальное отличие от всех её проявленных порождений,
в том числе, и божественного лотоса.

Любая проявленность предполагает наличие телесности – тонкой или грубой.
И божественный лотос, и искра божья (Сверхдуши) в нём, и даже сама Верховная
Личность Бога подлежат периодическому переходу из проявленного состояния в
непроявленное. Это означает, что они тоже вращаются в колесе перевоплощений своего
уровня; что "оковы Сансары" присущи всем живым существам, на всех уровнях бытия, а
не только на земном. Проявленный Всевышний тоже подлежит перевоплощению (!),
а непроявленной может быть только пустота всемирного объёма.

3. "НО ОДНАЖДЫ ПОКИНУВ ОКОВЫ САНСАРЫ,
УСТРЕМИШЬСЯ ТУДА, ГДЕ ЧАРУЮЩИЙ СВЕТ"

Здесь описано не снятие оков, а их смена при переходе на более высокую орбиту
Сансары. Полное сбрасывание оков Сансары означает полное растворение в пустоте,
лишённой любых проявлений, в том числе, и света любой природы.

4. "ЭЙФОРИЯ ЭМОЦИЙ – ПРОЯВЛЕНИЕ ЖАЖДЫ"
"УСТРЕМИШЬСЯ ТУДА, ГДЕ ЧАРУЮЩИЙ СВЕТ"

Здесь то же противоречие, что и между 2-й и 4-й благородными истинами буддизма.
Вторая гласит: существует причина страдания – желание. Четвёртая: существует путь,
ведущий к прекращению страдания, – Восьмеричный Путь. Но движение по Восьмеричному
пути невозможно без желания идти по нему. Облагораживание желаний не означает их
полного уничтожения. Невозможно стремиться к чарующему свету, не желая его.

5. "...КОЛЫХАНЬЕ ГРЕХОВ, ПРИТЯЖЕНЬЕ ЗЕМЛИ.
ЭТО ГДЕ-ТО ВНУТРИ, И КОСНУВШИСЬ ОДНАЖДЫ
ЖАДНОЙ ХВАТКОЙ УВОДИТ БЕССМЕРТЬЕ ЗАРИ".

Образ бессмертной зари (или вечного рассвета) духовного пробуждения и роста очень
красивый, древний и популярный. В переводе на растительный язык он означает вечное
цветение. Но вечно цветущая яблоня никогда не принесёт плодов. Цветение и возрастание –
не самоцель. Они неотъемлемый этап жизненного цикла, имя которому САНСАРА.

Весна, лето, осень и зима присущи не только телам и душам, но и мировым эпохам –
Золотому, Серебряному, Бронзовому и Железному векам. Необходимым условием
возвращения в весну является прохождение через зиму. Золотой век невозможен без
прохождения через Железный.

Любая форма жизни в бесконечной иерархии живых существ (которая простирается далеко
за рамки видимого мира) предполагает наличие основного ингредиента жизни – ДВИЖЕНИЯ.
Движение же возможно лишь для ненулевых, то есть проявленных сущностей. Поэтому
любые попытки полного и окончательного развоплощения отвергают жизнь как таковую,
являются суицидальными и не могут считаться ни набожными, ни духовными.

Духовность невозможна без движения к некоей высшей цели (на бесконечном пути), а
движение невозможно без устремления, которое является разновидностью жажды.

Нет никакого греха в утолении естественной жажды тела в воде, а души – в безличном
Брахмане (Святом Духе), личностными ипостасями которого является Всевышний
(Бхагаван) и Параматма (Сверхдуша в каждом живом существе).

Само наше дыхание – воздушное и праническое – невозможно без "жадной хватки" и
ухватывания кислорода из воздуха, и праны из эфира.

Поэтому можно сказать и так:

* * *
Эйфория эмоций – проявление Жизни.
Постоянство любви – в притяженье земном.
Не стремись к неизвестной Небесной Отчизне!..
Небо всюду. И всюду – твой Дом.

(2016)